Блог Hearthstone Time

Киберспортивный Hearthstone в СНГ уже умер?

Разговоры о том, что «Hearthstone уже не тот» появились практически сразу после выхода дополнения «Древние Боги». Да, стримы зарубежных игроков до сих пор смотрит огромное количество людей, организаторы проводят турниры, а Blizzard постоянно реформирует турнирную систему, добавляя с каждым годом что-то новое. Однако в нашем регионе все не так успешно, как хотелось бы. И на то есть несколько причин.

Последняя команда

3 октября Team Spirit анонсировала перемены в команде: состав по Hearthstone покинули ШтанУдачи, Iner и NickChipper. Это значит, что в регионе СНГ не осталось ни одной профессиональной команды с тремя игроками и больше для участия в соревновании коллективов Team Pro Standings.

Закрытие ростера для нашего региона – дело привычное. Первыми на этот шаг решились Team Empire.

  • 15 января 2016 года «имперцы» не смогли договориться с их единственным участником Павлом «Pavel» Бельтюковым, который позже выиграет чемпионат мира за другую команды.
  • Через 9 месяцев на такой шаг решились и Natus Vincere. 7 октября 2016 года украинская команда не стала продлевать контракты с Hoej, Ostkaka, Xixo и Surrender. Причина – «желание сконцентрировать все ресурсы и усилия на топовых дисциплинах».
  • До 2018 года продержались Virtus.pro – Naiman, DrHippi и BunnyHoppor покинули состав 1 февраля. В интервью Роман Дворянкин аргументировал закрытие состава «отсутствием перспектив» [в Hearthstone как дисциплине], но дело в том, что сами игроки VP практически ничего не добились в 2017 году – BunnyHoppor занял третье место на WESG 2016, Naiman перестал находиться в топе рейтингов, а DrHippi и вовсе прекратил играть.

Мы пообщались с бывшими игроками Team Spirit Алексеем «Iner» Бакуменко и Николаем «NickChipper» Величко.

INER

– Мне показалось, что ты, NickChipper и Штан Удачи восприняли решение организации довольно спокойно. Когда у тебя появилась мысль, что, скорее всего, Team Spirit в Hearthstone больше не будет?

– Я понимал, что состав не может оставаться неизменным и в долгосрочной перспективе это было неминуемо. Однако того, что это произойдет прямо сейчас, я не ожидал.

– Давала ли вам Team Spirit что-то большее, чем зарплата и материальная поддержка? Я имею ввиду совместные тренировки, общие подготовки к турнирам, обсуждения меты и колод.

– Мы редко тренировались, так как не видели в этом смысла из-за специфики Hearthstone. К турнирам да, мы готовились. Это важный и кропотливый процесс: от понимания меты турнира зависит 70% успеха. На одном из турниров в Осло у нашего лайнапа был самый большой винрейт среди всех лайнапов: около 73%. Хотя в топ-8 никто из нас троих не вошел.

– В 2018 году тур-стопы – это львиная доля успеха и попытка перекрыть неуспешные месяцы в ладдере. Хотелось ли больше поездок на тур-стопы? 

– Тур-стопы в 2018 году себя не оправдали. Они были нужны для того, чтобы достичь 1/2/3-звездочного мастера по итогам года, а также побороться за место в командном зачете. Малый призовой фонд делает их просто нерентабельными не только для игроков, а и для организаций. Многие решили просто не тратить силы на них и сосредоточиться на ладдере. Также оставляет желать лучшего расписание тур-стопов. Были случаи, когда они проходили 30-го, 31-го, 1-го числа – это даты окончания рейтингового сезона в Hearthstone. То есть один соревновательный ивент мешает другому. Сама организация многих тур-стопов хромала. На большинстве событиях многие игроки жаловались на не самые комфортные условия и медленный ход соревнований.

– Ты на протяжении долгого количества времени стабильно попадаешь на плей-офф, зарабатывая много поинтов. Сейчас это важно для Team Pro Standings. Есть ли уже предложения от команд? 

– Пока что предложений не было, но это и очевидно, так как сейчас конец третьего сезона. Если они и будут, то в начале следующего года. Меня сейчас уже нельзя добавить никуда для Team Pro Standings, так как игроков нужно заявлять заранее примерно за месяц до начала сезона. Следующий сезон начнется в декабре-январе, точной информации пока еще нет.

– Какие условия должна тебе предложить команда, чтобы ты стал ее членом? Что для тебя в приоритете: зарплата, тиммейты или поездки?

– Я сам сейчас не знаю, что для меня в приоритете, так как с выходом Artifact непонятно, как изменится сцена ККИ. Еще год назад для меня были важны поездки, я хотел участвовать в большом количестве ивентов, чтобы увидеть ту самую успешную игру на «дистанции», о которой все любят говорить в играх с элементами случайности. Хочется если заниматься чем-то, то на максимум. Из-за малого количества поездок на тур-стопы в этом году я физически не мог претендовать на тир-1 Мастера в Hearthstone, команда не могла бороться за топ-3 командного зачета. То, что мы могли взять – это топ-10. Как по мне, это равносильно неучастию. Насчет тиммейтов –  очень хорошо, когда у тебя есть люди, с которыми можно потренироваться, но при этом необязательно быть тиммейтами. Hearthstone такая уж игра, но на LAN-турнирах приятнее быть с людьми, с которыми вы на одной волне.

– Есть ли будущее у Hearthstone или Artifact затмит игру от Blizzard?

– Я сам еще не играл в Artifact, но мне кажется, он не будет чем-то выдающимся. Объясню почему: люди (в том числе и я) часто недовольны балансом в ККИ. Да, безусловно, есть карты, которые выглядят странными. Например, в Hearthstone недавно изменили карту «Озорная изобретательница». Раньше она стоила 5 маны, теперь 7. И тут перед человеком, который мыслит логически, встает вопрос: «почему 7, а не 6?. Ведь сила карты зависит от ее стоимости. если она теперь стоит 7 маны, то она никогда в принципе не должна была стоить 5 маны». Это очевидные вещи. 

Основная идея в том, что какие бы проблемы не появлялись в ККИ, они остаются рандомными играми по типу «Камень-Ножницы-Бумага», и ничего с этим не поделать. Игроки в покер играют с винрейтом 51%, при этом не жалуясь. Такой винрейт в Hearthstone начинает угнетать. Так что здесь больше влияет отношение игроков. Такие игры, как Hearthstone и Artifact никогда не будут чем-то гениальным. Они устроены быть простыми, чтобы в них играло как можно больше людей, и это нормально. Сейчас ККИ больше борются не за баланс, а за более эффективную инфраструктуру киберспорта. Hearthstone, например, каждый год вносит изменения в правила проведения турниров. И на пятый год они вводят тур-стопы, которые всех разочаровали. Так что здесь разработчикам игр есть над чем подумать: как найти золотую середину, чтобы всем было интересно. Для новых игроков нужно дать мотивацию, чтобы пробиваться, играющим профессионалам необходимо дать удобство проведения турниров, а зрителям – интерес просмотра. 

А вообще, Artifact уже переманил часть профессионалов, в том числе и из-за успеха предыдущих турниров от Valve в других играх. Ожидаются большие призовые фонды и это важный фактор. Мы видим, как Fortnite затмил PUBG. Я не эксперт, но если на одном турнире призовой фонд 1 миллион долларов, а на другом 10 миллионов, то тут все работает прямо пропорционально. Если Artifact будет хоть немного играбельным, но призовые будут выше, чем у Hearthstone, то многие стримеры начнут играть в Artifact, а значит, зрители будут смотреть. Я как игрок только рад, что появится возможность выбора, а также конкуренция между ККИ, ведь Hearthstone долгое время был монополистом: ни MTG, ни Gwent не смогли приблизиться к тем масштабам популярности, которые есть у Hearthstone. У Artifact есть все шансы для успеха: есть фанатская база, осталось сделать игру играбельной, а после выхода работать над ее улучшением.

NickChipper

– В прошлом году ты выиграл голосование, попал в сборную Украины, дошел до финала HGG и выиграл 10 тысяч долларов. В этом году ты даже не смог попасть в топ-8 игроков из Украины, чтобы поучаствовать в голосовании. С чем это связано: неудобная мета, усталость от игры или отсутствие мотивации?

– Да, в прошлом году на голосования попадали игроки за былые заслуги: стримеры и участники прелимов. В этом году на отбор попали набравшие больше всего очков за первый игровой сезон. Я не попал в этот список, потому что в январе и феврале у меня были проблемы в реальной жизни. Но эту систему проведения я считаю более честной. И то, что я не попал – только мои проблемы. Набрать топ-8 в стране по очкам мог спокойно, но не смог.

– Команда в Hearthstone нужна не только для зарплаты, но и для тренировок. Например, hunterace говорил, что одна из причин его успеха – тренировки с сильными игроками. Как часто вы с командой вместе тренировались, готовились к турнирам?

– До подписания Team Spirit мы уже были стаком друзей, регулярно играющими друг с другом. После подписания – ничего не изменилось. Регулярно играли друг против друга перед любым большим чемпионатом, либо советовались и строили таблицы/теории о колодах и мете. Но в последние 2-3 месяца у нас это пропало. Причина: мотивация показать что-то в Hearthstone до конца этого года. Сборные будут только в следующем году новые, плей-офф больше не будет до конца года. Но это не значит, что мы стали плохо общаться или поругались: мы ждем Artifact, ждем следующий игровой сезон в Hearthstone и поддерживаем свою форму, следя за метой и играя на высоких строчках ладдера.

– В 2018 году европейские игроки старались ездить практически на каждый турнир в европе, а ты посетил только HCT Oslo. Это связано с тем, что Team Spirit не обеспечили вас поездками на каждый турнир?

– Вопрос хороший. Действительно, попасть на плей-офф намного проще, когда регулярно ездишь на тур-стопы и фармишь там по 4-6 поинтов – это очень много для игрового сезона. Одним ладдером сложно обойтись. Я не ездил в этом году, потому что был не совсем рентабельным. Зимний сезон я пропустил, хоть и поехал на тур-стоп, в весеннем сезоне я набрал хорошее количество очков в первых двух месяцах, но в итоге этого не хватило, потому как я не смог хорошо финишировать в последних двух месяцах. Team Spirit регулярно возили нас на многие турниры: хотя бы двух игроков, а бывало и всех. Это очень большие растраты, так как ни одного турнира, где можно было бы получить заветные поинты, в СНГ не было :(

– То есть организация делала все возможное, учитывая, что Blizzard не стремится поддерживать игроков из СНГ?

– Да, если говорить о Team Spirit, то это действительно лучшая организация, в которой я был. И так же говорят очень многие игроки в других дисциплинах. Это факт.

– Помимо самой Team Spirit вы участвовали в параллельном проекте Neon Lab – новой студии комментирования, где ты занял одну из главных ролей. У тебя отлично получалось, практически все отзывы о работе – положительные. Вы даже перегнали StarLadder по посещаемости. 

– Опыт очень ценный. Мало кто знает, что я очень плотно слежу за профессиональной сценой в CS:GO и Dota 2. И, возможно, в будущем я займусь комментированием.

Турниры

Отдельная тема – отсутствие турниров в регионе СНГ. Среди 24 анонсированных тур-стопов в 2018 году ни один из них не был проведен в странах СНГ. Более того, ни один из турниров не провели в восточноевропейских странах (Польша, Чехия, Венгрия, Румыния). Дважды тур-стоп проходил в Осло, куда игроку из СНГ добираться проблематично и дорого.

Но самая значимая причина непопулярности тур-стопов – их маленький призовой фонд. За победу на турнире игрок получает 3000-5000 долларов, за попадание в полуфинал – около 1000 долларов. Примерно столько же нужно потратить игроку, чтобы оплатить переезд/перелет и проживание. Помимо турниров от Blizzard чувствуется незаинтересованность в соревнованиях и от местных организаторов.

Яркий пример ­­– StarLadder StarSeries. Впервые турнир от StarLadder был проведен в 2015 году. Далее организаторы провели еще две серии игр в 2016 и 2017 году. В 2018 году был проведен отбор одного игрока на соревнование, однако сам турнир студия StarLadder организовать не решилась. Возможно, из-за падения популярности Hearthstone, а, возможно, из-за подъема таких дисциплин, как PUBG и Fortnite, на которых решили сфокусироваться организаторы.

Также в 2017 году в нашем регионе проходили менее крупные турниры – Loot.bet Brawl (10000$), Black Star Gaming Open Cup (2500$) и Elements Cup Hearthstone (1500$). В 2018 году таких турниров не было вообще.

О сложившейся ситуации мы пообщались с игроком сборной Беларуси и четвертьфиналистом DreamHack Valencia 2017 Павлом «Картошечка» Павленко, а также украинским игроком, оказавшимся в шаге от попадания на летний чемпионат мира в прошлом сезоне, Никитой «Silvors» Третяком:

– Участие в тур-стопах – львиная доля успеха киберспортсменов в Hearthstone. Тем не менее, среди 24 таких турниров, на которых разыгрываются очки, не было ни одного на территории СНГ. Справедливо ли это?

Картошечка: Видимо, у Blizzard есть на это причины. Я бы не сказал, что тур-стопы в Европе сложно посещать, периодически там появляются СНГ-игроки даже без команд, которые сами себе все оплачивают. С Америкой другая история, но топ-команды Европы, которые играют на стендинги, все равно возят туда своих игроков. В целом я не считаю это несправедливым, но был бы рад увидеть хоть немного ивентов на СНГ-площадках.

Silvors: Большая часть компетитив-игроков из СНГ не могут себе позволить посещать европейские тур-стопы, из-за чего им приходится полагаться только на ладдер и открытые квалификации. Это создает некое неравенство среди игроков одного региона.

– Раньше местные организаторы проводили множество турниров – сейчас их практически нет. Интерес к Hearthstone падает?

Картошечка: Я бы не сказал, что их было много, но сейчас видно, как развитие остановилось. Интерес падает определенно, это видно по просмотрам на twitch, даже сами стримеры устали от игры, во многом из-за того, что игра уже продолжительное время не меняется, хотя и сторонних факторов хватает.

Silvors: Видимо да, некоторые таверны все еще поддерживают неплохой онлайн и регулярно проводят турниры, но в целом количество Hearthstone Cafe в СНГ с каждым годом уменьшается. Из того, что есть сейчас: StarLadder будет проводить квалификацию на WESG в ноябре, Nutsbet в свою очередь все еще регулярно проводят турниры на своей площадке.

– Как ты относишься к хайпу вокруг Artifact? Будешь пробовать и веришь ли в существовании двух игр одновременно?

Картошечка: К Artifact сразу относился очень скептически в начале года, но со временем понял, что это следующий шаг для ККИ. На данный момент у меня нет доступа к игре, но это не мешает мне изучать ее по многочисленным видео, статьям. В ближайшее время уже выйдет открытый бета-тест, там и попробую свои силы.  По поводу взаимодействия Artifact и Hearthstoneи – я думаю, что они займут две разные ниши. Hearthstone останется хорошей казуальной игрой, в которую будут продолжать играть ради удовольствия, а Artifact займет киберспортивную нишу, поэтому не думаю, что Hearthstone куда-то уйдет.

Silvors: Я думаю, что игры смогут существовать параллельно. Artifact больше подойдет компетитив-игрокам, а Hearthstone – казуалам. Не думаю, что Artifact как-то серьезно затронет Hearthstone в киберспортивном плане. Уйдет, скорее всего, часть игроков, но придут другие. Турниров останется примерно такое же количество: на фоне появится достойный конкурент, в котором больше турниров и призовой фонд соответственно выше.

– Как думаешь, есть ли будущее у Hearthstone именно в СНГ или игроки так и продолжат переходить в европейские и американские команды?

Картошечка: Судя по тому, что недавно распустили последний СНГ-состав Team Spirit, а новых организаций с составами не появлялось уже продолжительное время – ответ очевиден.

Silvors: К сожалению, я думаю, что перспектив у Hearthstone в СНГ нет. На данный момент все СНГ-команды закрыли свои составы, и я не вижу предпосылок к появлению новых.

Что там за границей?

А за границей все не так и плохо. Некоторые игроки из СНГ еще давно сделали выбор в пользу западного комьюнити. Топовый англоязычный стример из Украины Александр «Kolento» Малыш с июля 2014 года состоит в американской организации Cloud9, Евгений «Neirea» Шумилин с ноября 2014 года был членом американского гранда Team Liquid, а год назад перешел в испанскую организации G2 Esports. Отдельно стоит выделить Павла «Pavel» Бельтюкова, который ранее играл за Team Empire, а перед чемпионатом мира 2016 года перешел во французскую команду Millenium, а затем в ArmaTeam. Причем Павел принципиально стримил на английском, игнорируя вопросы на русском языке.

По пути этих игроков сейчас пошли и другие талантливые ребята из СНГ. «Savvat» подписали британцы Barrage Esports; третьем сезоне он играет вместе с «Meati» и «sipiwi94». Если бы в прошлом сезоне эти игроки набирали поинты вместе, они бы заняли 5-е место в командном рейтинге. Team Dutch Gaming подписала сразу двух игроков из СНГ – «MM78» и «INS4NE». Эти игроки также уже на протяжении долгого времени набирают много очков HCT, и в этом сезоне поборются за топ-места в Team Pro Standing. Также теперь появилась команда у Владислава «GeneraL» Спирина – Team QLASH, базирующаяся в Италии. Вместе с «GeneraL» в команде сыграют итальянцы «Pool8» и «MaeveDonovan».

Контракт с европейской или американской организации – отличная возможность посетить тур-стопы, чтобы набрать очки. Например, игроки Tempo Storm и Fade2Karma принимают участие практически во всех турнирах по всему миру, зарабатывая деньги, очки и популярность у комьюнити.

С участником европейского плей-офф Владиславом «GeneraL» Спириным мы поговорили о контракте в иностранной команде:

– Две недели назад закрылась Team Spirit, тебя подписала итальянская Team QLASH. Есть ли вообще заинтересованность в киберспорте от местных организаций?

– К сожалению, в СНГ организации не заинтересованы в Hearthstone в качестве киберспортивной дисциплины. Команды либо совсем отказываются от этой дисциплины, как Virtus.pro, либо оставляют всего одного медийного игрока, как Team Spirit и M19, чтобы создавать контент для аудитории этой игры.

– У тебя были такие предложения?

– Мне не поступало никаких предложений от СНГ-команд.

– Теперь у тебя появились тиммейты. Помогает ли тебе как-то новая команда, готовитесь ли вместе к турнирам, обсуждаете мету, колоды?

– Команда помогает очень сильно. Кроме полной оплаты тур-стопов, где можно выиграть очки, так необходимые для плей-офф, Team QLASH дополнительными выплатами стимулирует игроков финишировать в топе ладдера. Также хорошим бонусом является участие в Team Standing. С моими тиммейтами я не готовлюсь к турнирам по причине языкового барьера, я не говорю на английском. Но для меня в этом нет проблем: я общаюсь и тренируюсь с СНГ-игроками.

– Как тебе вообще турнирная система от Близзард в 2018 году (тур-стопы вместо открытых турниров)? Мне кажется, многих ребят из СНГ подписали именно из-за введения Про Стендинга. 

– Турнирная система в 2018 году лучше, чем в 2017-м хотя бы тем, что призовые на плей-офф стали гораздо больше. Но турниров все так же мало. Кроме плей-офф, которые проходят три раза в год, больше нет никаких доступных офицальных турниров от Blizzard. Игроки без команды редко могут себе позволить ездить на тур-стопы по финансовым соображениям. Особенно остро эта проблема стоит перед СНГ-игроками. Денежные призовые на таких турнирах очень маленькие, на них играют только ради дополнительных очков HCT. Я с тобой согласен, многих СНГ-игроков, которые фармят поинты в ладдере, подписали европейские команды ради участия в тимстендинге – правда, у большинства ребят, кроме оплаты некоторых тур-стопов, больше нет никакой поддержки от команды.

Насколько меньше стали смотреть Hearthstone?

 

Популярных стримеров по Hearthstone смотрят практически так же как и ранее, а вот популярность киберспортивных событий падает – и не только в нашем регионе. По сравнению с прошлым годом аудитория чемпионата мира уменьшилась на 22%, европейских плей-офф на 43%, а просмотры сезонных чемпионатов упали на 60%. И дело не только в организации турниров: Blizzard явно необходимо чаще работать над балансом, ведь смотреть миррор Друидов сотый раз уже не интересно даже профессиональным игрокам.

Мы ждем выхода Artifact и возможных изменений от Blizzard, на которые они пойдут из-за выхода конкурента. Осень 2018 года станет определяющей для мировой сцены ККИ. 

Автор
  • echoeast

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья