Перерыв на поиграть
Блог

«Простенько, но с душой» - как игры пытаются философствовать

Давайте сразу ограничимся - здесь не будет тяжёлых и громоздких вкраплений философских трудов, здесь лишь рассуждение об эфемерном, неподвластном, но жутко интригующем. Творчество - это эмоции и мысли. Эта ядерная смесь порождает в наших головах невероятное множество итогов, о которых интересно рассуждать. Рождение какого-то вывода из совокупности подмеченных деталей и их переосмысления на свой лад - закономерный итог взаимодействия с искусством. Оно же может приобретать разные формы. Но мы остановимся, конечно, на играх. С развитием игровой индустрии разработчики получают все больше инструментов для донесения до игроков некой истории. И каждый игрок подмечает в ней что-то своё. Избитая фраза "сколько людей - столько мнений" как раз к месту. Что ж, давайте в очередной раз озвучим вопросы, которыми мы задаемся по мере впитывания в себя игровых миров, ответы на которые могут диаметрально разниться.

"Душа" = "сознание"

Вопросы религии всегда неоднозначны. Это сложное многоуровневое исследование, где осознание себя перемешивается с мыслями о чем-то высоком. И все мы хотим понять, что будет там, "на той стороне тоннеля". Пугающая пустота или перерождение? Жизнь в другом мире или новая попытка? Это пугающе интересно, но давайте сразу вынесем за скобки ответ о том, что "там" ничего не будет, и попробуем порассуждать о материях менее подвластных. Душа. Что это такое? Где её искать? Игра Cyberpunk 2077 имеет свой взгляд на это. Далее будут спойлеры, так что в случае, если вы ещё не прошли игру, советую вернуться к прочтению данной колонки после прохождения. Итак, начнём. Концепт сохранения сознания человека продиктован нам сюжетом этой игры. Как мы знаем, Альт Каннингем создает программу "Душегуб" для копирования сознания на носитель. "Сохрани свою душу" - рекламный слоган от корпорации Арасака, которая подразумевает использование как раз той самой программы. Я не буду углубляться в подробности, прошедший игру и так понимает, о чем я. Однако, мысль состоит вот в чем: воспользовавшись такой программой, мы сохраним... Что? Себя? В какой-то степени да. Мы перепишем своё сознание на носитель, может даже в будущем сможем копировать его в новое тело. И что дальше? Это и есть та самая "душа", материю которой познаёт лишь одухотворенный человек? Как-то уж слишком плоско, ведь это не душа, а, получается, сознание, хотя всё вокруг говорит именно о душе - вспомнить название программы ("душегуб") и слоган ("сохрани свою душу"). Осознание того, что разработчик прировнял душу к разуму, навевает скуку. Как-то слишком просто. Нет в этой теории никакой одухотворенности. Можно подумать, что это условность игры, что в этом мире нет религии. Но против этого тезиса говорит наличие в нем монахов и квеста, по ходу которого создается брейнданс с распятием. Вот в чем мысль: на первый взгляд разработчик приравнивает термины "душа" и "сознание", однако этим самым он и задает вопрос "а так ли это?". И ответа нет. Хотя попытка удачная, дорогие CDPR. Простой и лаконичный ответ на терзающий многих вопрос. Или лишь его переосмысление?

Знаем ли мы, чего хотим?

Быстрое воплощение желаемого всегда щекотало нервы людям. "Только загадай..." Как сладко звучит, не правда ли? Но знаем ли мы, как попросить желаемого? Стандартный обман от волшебного существа - выполнить, что просят, а не то, что хотят. Извращение на извращении. Самым ярким примером подобного может служить персонаж О. Ж. Грант из фильма "Трасса 60", где буквально с самого начала фильма он коверкает желание некоего бизнесмена. Интересный фильм к слову, рекомендую к просмотру. В любом случае получить то, чего желаешь слишком сильно по щелчку пальцев - искушает. Конечно, пойти на хитрость для этого искушает еще больше. Пойти на уловку решил и Ольгерд фон Эверек, заключив сделку с Господином Зеркало. Хитро продумав договор, Ольгерд попросил «жить так, будто нет никакого завтра». И получает то, что ПОПРОСИЛ. Сначала всё было именно так, как он и хотел, но позже жизнь утратила какой-либо вкус. Ольгерд перестал "чувствовать". Это сводило его с ума. Но и отдавать долг тому, чудовищу, с которым заключил сделку, он не хотел. Итог известен. Если же нет, то срочно проходить дополнение "Каменные сердца" к игре "Ведьмак 3: дикая охота". И сюжет здесь гораздо глубже, чем "не хитри и не заключай сделку с дьяволом". Здесь мы можем долго рассуждать о том, на сколько человеческое упорство может затуманить разум и привести не туда, на сколько любовь и желание что-то значить в этом мире могут вскружить голову. Забавно, на что человек готов пойти, ради достижения цели, оправдываясь тем, что он, стандартное, "хочет только лучшего для всех". Забавно до дрожи. Да, это избитая риторика, подобное в разных интерпретациях мы видим повсюду - красной нитью то тут, то там возникают разные предостережения о склонности нашего разума в смешении с эгоизмом и полубезумии творить что-то из ряда вон... Но радует то, что сюжет дополнения заставляет в очередной раз задуматься. И задуматься не просто о чем-то одном, а постараться раскрутить целый ворох душещипательных вопросов.

Итог.

Каждая синяя шторка будоражит сознание учителя литературы. Каждая маленькая деталь в игре может увлечь сознание игрока в неожиданные дебри мыслей. Подобное радует. Порой действительно стоит порассуждать лишний раз о субстанциях высоких, неподвластных, над ответами о которых бьются лучшие умы. Cogito ergo sum, господа. И мне чертовски нравится, что развлекательный жанр может таить в себе такие необычные вещи.

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные