Киберспорт в твоем смартфоне
Блог
Спецпроект

Мобильный киберспорт растет с дикой скоростью. Почему я об этом не знаю?

Мобильный киберспорт скоро может сравняться с большим. Нет, не только по темпам роста – но и по распространенности, охвату аудитории и обороту. «Окей, тогда почему я об этом ничего не слышал, а Cyber.sports.ru пишет про доту и фифу вместо Clash Royale и Vainglory?»

Сейчас все объясним.

Мобильный киберспорт гораздо популярнее в Китае 

Начнем с того, что в Китае попросту более популярны смартфоны. Китайцы используют системы мобильной оплаты WeChatPay и Alipay для практически всех нужд, а 84% опрошенных китайцев ответили, что могут спокойно жить вообще без наличных. В Китае не любят даже кредитные карточки – в начале нулевых процветало мошенничество, и онлайн-покупка через кредитку часто не исполнялась. Теперь люди предпочитают доверять третьей стороне – гигантским платежных системам.

Для сравнения: количество мобильных транзакций в Китае составляет 12 триллионов, а в США – 50 миллиардов, т.е. в 240 раз меньше (или в 55, если учесть разницу в населении).

  • Кроме того, 98% китайцев предпочитают заходить в Интернет со смартфонов. У многих в принципе нет персональных компьютеров;
  • Гигантские корпорации выжимают максимум из мобильной культуры Китая. Компания Tencent контролирует более половины рынка мобильных игр – она также владеет уже упомянутым WePay и главными мессенджером и соцсетью страны. К ним подключены большинство мобильных игр, так что игроки мгновенно получают новости об обновлениях и легко проверяют таблицы рейтингов;
  • Мобильный киберспорт в Китае признали спортом еще в конце 2014 года [прим.: традиционный – вообще в 2003-м);
  • Шесть киберспортивных дисциплин были включены в программу Азиатских игр-2018 для демонстрации. Две из них представляли мобильный киберспорт – Arena of Valor и Clash Royale. Киберспорт в целом смотрели в три раза больше чем традиционные дисциплины.

Tencent принадлежит и главная мобильная игра Китая, которая по популярности грозит догнать Лигу Легенд – King of Glory (Arena of Valor – ее адаптация для Запада). Собственно, по геймплею это и есть упрощенная Лига Легенд – но цифры показывают, что простота идет игре только в плюс.

  • Весенний сплит по King of Glory на пике смотрело 14,5 млн человек – это почти как у The International 2018, который собрал 14,9;
  • LAN-финал весеннего сплита посетили 18 тысяч человек – финал гораздо более известной Overwatch League собирал 11 тысяч;
  • Среднее число ее активных игроков за день больше населения России – 160 миллионов человек;
  • Китайским властям пришлось ограничить количество игровых часов подросткам: дети до 12 лет могут играть не более часа в день, а с 12 до 18 – не более двух.

Clash Royale – вторая по популярности игра в Китае, необычный микс tower defence и ККИ. До титанических цифр King of Glory ей далеко, но аудитория все равно солидная: весеннюю регулярную лигу в среднем смотрели 160 тысяч человек, а компания-разработчик Supercell за год выручила миллиард долларов еще до того, как Tencent приобрела 84% ее акций. 

Да, Tencent владеет и Clash Royale тоже. Чувствуете последовательность? Повсеместное распространение смартфонов – контроль игр и социальных сетей одновременно корпорацией-гигантом – запредельное количество активных пользователей. 

Но крутые турниры есть и на Западе 

В конце 2017-го (уже после сделки с Tencent) в Лондоне прошел первый чемпионат мира по Clash Royale с призовым фондом 400 тысяч долларов. Основную часть турнира вживую смотрели 5 тысяч человек – неплохо для игры, которой на тот момент не было и двух лет. На потолок организаторы установили проектор и транслировали игру на пол, так что зрители чувствовали себя на границе игрового поля.

Clash Royale создавалась с прицелом на киберспорт через максимальный охват аудитории. Игра не скрывает необходимость доната, в ней нужно покупать карты и вскрывать сундуки – при этом с новой колодой вам дадут противников сильнее и вы наверняка захотите потратить еще. Киберспорт тут следствие огромной базы игроков (сейчас – 50 миллионов активных пользователей в день) и средство ее поддержания – в отличие от системообразующей профессиональной сцены в доте и Лиги Легенд. 

Arena of Valor, западная версия King of Glory, пока очень сильно отстает от китайского оригинала. Но за ней Tencent, которая создает спрос через предложение. Директор отделения Tencent в Америке Рамон Херманн (работал в Blizzard, а потом в Riot Games), уверен, что успех – вопрос времени. «Мое поколение и люди за 20 росли,играя на ПК и консолях. Но сейчас дети впервые знакомятся с играми на смартфонах. Когда они подрастут, мобильный киберспорт выстрелит – как это случилось в Азии».

Этим летом, спустя всего полгода после релиза в Америке, Tencent организовала в Лос-Анджелесе чемпионат мира по Arena of Valor с призовым фондом 550 тысяч долларов. Просто оцените уровень организации и продакшена:

При должной раскрутке Arena of Valor найдет свою нишу уже сейчас. 20-летний игрок Таннер «Rest» Скадден играл в Лигу Легенд в школе, но затем съехал от родителей и продал игровой ПК брату. Он скачал Arena of Valor, как только она появилась в сторах. «Я покопался, узнал, насколько она популярна в Азии и понял – это то что нужно». Команда Скаддена поднялась в топ рейтинга, выиграла турнир по AoV на E3 и получила место на чемпионате мира. 

Аудитория мобильных и традиционных игр пересекается лишь частично 

Если вы живете в СНГ, то, скорее всего, играете в Dota 2 или CS – а значит, у вас есть ПК и подобные проблемы вам не близки. Мы в принципе предпочитаем хардкор – PUBG у нас более-менее прижился, а вот Fortnite пока никак, и упрощенный мобильный киберспорт меньше нас смотрят разве что в Антарктиде. Но в Европе и Америке действительно подрастает платежеспособное поколение, для которых смартфон – игровая платформа номер один.

По исследованию глобальной информационной компании NPD Group, дети еще в 2015 году выбрали мобильники – 63% предпочитало их консолям и ПК. К тому моменту только 45% детей возраста с 2 до 17 лет имели дома компьютер – для сравнения, в 2013-м он был у 77% - а особенно заметно падение в возрастной группе с 2 до 5 лет.

Рост мобильного сегмента продолжается. Держите цифры от Newzoo (это серьезные дяди, которые анализируют игровой и киберспортивный рынок для еще более серьезных дядь – Microsoft, Facebook, Samsung, Dreamworks, Warner Brothers и многих других) – игры на мобильных устройствах сейчас приносят больше дохода чем консоли и ПК вместе взятые.

 

Конечно, популярность мобильных игр не связана с киберспортом напрямую. Но гонка характеристик позволяет разработчикам реализовывать смелые идеи. По данным Newzoo, 31% текущих смартфонов относятся к высокопроизводительным, а у 44% диагональ экрана 5.5 дюймов и выше. Так на гаджетах распространились MOBA и FPS – жанры, которые раньше на мобильниках ощущались просто некомфортно.

«Все эти [мобильные] дисциплины быстро обретают поклонников», – рассказывает CEO отделения ESL в Америке Юветт Мартинез-Реа. – «Играют женщины, играют люди всех возрастов. У меня есть маленькая дочка, я купила ей планшет – там она играет в Fortnite. Пробует игру, для которой раньше потребовался бы серьезный ПК или консоль. Мне кажется, когда новое поколение вырастет, в киберспорте будет больше девушек – они уже сейчас могут легко попробовать игры, в которые играют их отцы и братья».

В итоге мобильный киберспорт, скорее всего, не станет конкурировать с традиционным. Он будет более либеральным, распространенным, с размытыми границами между любителями и профессионалами. А может и вообще непохожим на наше текущее представление.

Киберспорт может принять новую форму 

Мы уже привыкли, что киберспорт – это организации, контракты и стадионы. А можно ли назвать киберспортом соревнование с небольшим призом, но четкой статистикой и регламентом? Знакомьтесь – система Skillz, надстройка над многими популярными играми. Skillz может организовать турнир для любой игры (например, Doodle Jump, Bubble Shooter League или Cube Cube) по соглашению с разработчиком, с четкой сеткой и алгоритмом подбора игроков по уровню.

 

Для записи потребуется внести небольшой взнос, зато можно будет и выиграть настоящие деньги. По сути, это аналог Battle Pass в доте, но у игр Skillz нет большого собрата – это не попытка почувствовать себя профессионалом, а пиковая точка профессиональности. Невысокая – зато таких точек очень много. Сейчас Skillz:

  • работает с 13 тысячами студий;
  • обслуживает 18 миллионов человек;
  • выдала более 300 миллионов долларов призовых;
  • создала более 800 миллионов турниров;
  • в сентябре организовала турнир по игре в пасьянс с призовым фондом в 100 тысяч долларов; победитель получил 10 тысяч

Представители Skillz настаивают, что это именно киберспорт. Их лозунг – «киберспорт для каждого». Кэйси Чафкин, директор и один из основателей компании, объясняет:

«Киберспорт может быть профессиональным, а может быть любительским. Ведь мы говорим «спорт» когда бежим марафон, играем в гольф на выходных, катаем в боулинг. Так и с играми – сейчас каждый немного киберспортсмен».

Интересно понаблюдать, до каких масштабов дорастет Skillz. Пока что рост компании только ускоряется: за первые 36 месяцев Skillz принес разработчикам 50 миллионов долларов, а следующие 50 – всего за 8 месяцев. Превратятся ли лучшие игроки в знаменитостей? Предложат ли им контракты? Пока вы смеетесь над зрелищностью «Тетриса» и «Морского боя», в Китае Battle of Balls (игра про шарики, поедающие другие шарики) собирает 13 тысяч человек на стадионе.

В конце концов, стримить и продвигать себя в мобильном киберспорте проще простого – не нужны ни мощная аппаратура, ни обустроенное место, ни долгие настройки. Youtube Gaming позволяет начать стрим в два клика: раз, два.

 

Правда, тогда на экране будут появляться оповещения – их придется отключать вручную. Более тонкую настройку предлагает Mobcrush, программа специально для стриминга игр.

 

Но и там начать стрим можно почти мгновенно. С такими ресурсами мобильный киберспорт обещает превратиться в стиль жизни на стыке с видеоблогами, где знаменитость сама генерирует контент. Низкий порог вхождения усиливает значение харизмы, а возможность играть из любой точки подталкивает к путешествиям.

Оставаться в тренде можно вместе со смартфонами Honor 8X – интеллектуальная двойная камера 20 МП + 2 МП автоматически подбирает оптимальные параметры съемки (500 различных сцен в 22 категориях), расставляет нужные акценты и подает момент именно таким, каким вы хотите его видеть. Фронтальная камера 16 МП позволяет выбирать различные варианты освещения при портретной съемке – можно снимать селфи и ночью, и под ярким солнцем, а режимы замедленной съемки до 480 FPS позволят снимать необычные видео.

Змейка, Принц Персии, Angry Birds, PUBG Mobile. Мобильные игры прошли огромный путь

10 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Спасибо за статью, а можно узнать топ 5 девайсов для мобильного киберспорта ? чёт не думаю, что там люди на последних айфонах шпилят)
+10
0
+10
Ответ Bambaleila
Спасибо за статью, а можно узнать топ 5 девайсов для мобильного киберспорта ? чёт не думаю, что там люди на последних айфонах шпилят)
Зависит от игры, если взять моба игры используются Андройд флагманы,в разных странах по разному,в Корее Самсунг выделяет флагманы,в Китае если более взрослые люди приходят с Айфонами либо OnePlus,или бюджетки от Xiaomi(либо с игровыми уже).

Организации в Китае и Корее дают выбор игрокам,либо Айфон либо Флагман на Анройде, но с выходом игровых телефонов от компании Razer,Asus ROG,Black Shark(от XIaomi),начали переходить на них из-за частоты кадров или фишек смарта.
+2
0
+2
Клеш оф кленс/рояль убьет киберспорт в СНГ. Школьники больше не играют в контру и доту, а торчат в этой китайской гадости.
+1
0
+1
Может выскажу не популярное мнение, но мне действия китайцев не нравятся. Есть игра - Vainglory. Это MOBA, которую на презентации iPhone 6 показывали. Вроде времени прошло много, но графон на уровне AAA проекта для телефонов. Да и вообще, игра сама по себе лучшая в данном сеттинге. К чему это я? А вот к тому, что они провели в 2015, если не ошибаюсь, ЧМ на 200к $, популярность зашкаливала, причем, эти 200к были взяты не с неба, как у Tencent их 550к, а реально было видно, что они оккупятся. Потом повыходила куча однотипных китаезских игрулек, за которыми стояли корпорации. Они просто повкладывали туду кучу денег, и eSports направление в Vainglory умерло, так как просто не могло конкурировать на уровне Tencent. И вот что мы получили: топ-проект, один из лучших на мобильной платформе на грани закрытия из-за действий топ-корпораций, которые хотят просто срубить бабла, сделав клон популярной в Китае анимешной League of Legends. Это жуть просто.
+1
0
+1
неплохая аналитика. Но6 дайте норм стриминг для айфона! А то все для андроида, ибо все китайские смартфоны на нем
0
0
0
Это не отвергает того факта, что игроки на мобилах - не геймеры
0
0
0
Де, действительно инетерсно
0
0
0
Игры на смартфонах не то что проще, чем компьютерные, их упрощают до нельзя. На работе коллега залипал в игру, где вообще ничего делать не надо было, просто смотрел что происходит, только иногда пару нажатий делал.
0
0
0
Ответ svkulich
Может выскажу не популярное мнение, но мне действия китайцев не нравятся. Есть игра - Vainglory. Это MOBA, которую на презентации iPhone 6 показывали. Вроде времени прошло много, но графон на уровне AAA проекта для телефонов. Да и вообще, игра сама по себе лучшая в данном сеттинге. К чему это я? А вот к тому, что они провели в 2015, если не ошибаюсь, ЧМ на 200к $, популярность зашкаливала, причем, эти 200к были взяты не с неба, как у Tencent их 550к, а реально было видно, что они оккупятся. Потом повыходила куча однотипных китаезских игрулек, за которыми стояли корпорации. Они просто повкладывали туду кучу денег, и eSports направление в Vainglory умерло, так как просто не могло конкурировать на уровне Tencent. И вот что мы получили: топ-проект, один из лучших на мобильной платформе на грани закрытия из-за действий топ-корпораций, которые хотят просто срубить бабла, сделав клон популярной в Китае анимешной League of Legends. Это жуть просто.
вг полная херня.....
0
0
0
Ответ svkulich
Может выскажу не популярное мнение, но мне действия китайцев не нравятся. Есть игра - Vainglory. Это MOBA, которую на презентации iPhone 6 показывали. Вроде времени прошло много, но графон на уровне AAA проекта для телефонов. Да и вообще, игра сама по себе лучшая в данном сеттинге. К чему это я? А вот к тому, что они провели в 2015, если не ошибаюсь, ЧМ на 200к $, популярность зашкаливала, причем, эти 200к были взяты не с неба, как у Tencent их 550к, а реально было видно, что они оккупятся. Потом повыходила куча однотипных китаезских игрулек, за которыми стояли корпорации. Они просто повкладывали туду кучу денег, и eSports направление в Vainglory умерло, так как просто не могло конкурировать на уровне Tencent. И вот что мы получили: топ-проект, один из лучших на мобильной платформе на грани закрытия из-за действий топ-корпораций, которые хотят просто срубить бабла, сделав клон популярной в Китае анимешной League of Legends. Это жуть просто.
добавьте меня в друзья, пожалуйста.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий