Блог Hard Random

«Мораль — оправдание для проигравших»

Интервью с командой Hard Random о киберспорте в СНГ, трансферной политике команд и перспективах развития League of Legends. На вопросы отвечали менеджер Алексей «Madneps» Холин, а также игроки Кирилл «Likkrit» Малофеев и Александр «PvPStejos» Глазков.

Как вы начали играть и как попали в киберспорт?

Likkrit: В League of Legends меня привёл пару лет назад мой согильдиец в WoW, сначала мне не понравилось, и я поигрывал время от времени без особого огонька. Однако после особо неприятного случая в рейде, я понял, что нужно что‐то менять и начал серьёзно относиться к игре в LoL. За два месяца я поднялся с платины 5 до Challenger RU и EUW. Пригласили в команду. В моём первом составе были Neon, Nike3, Paranoia и лучший Ноктюрн СНГ — Conjke. Меня пригласили заменой на один турнир, но я так понравился команде, что меня решили взять на постоянную основу. У нас был достаточно дружный, хотя и весьма горячий коллектив.

pvpstej0s: Начал играть, потому что позвали друзья. Со временем заинтересовался рейтинговыми играми и соревновательным аспектом League of Legends. Начал играть в разных командах. Сначала с друзьями, после того, как мой уровень игры поднялся на серьёзный уровень, меня позвал Dumecha в команду White Lotus. Это была моя первая серьёзная команда, в которой я сильно поднял уровень игры. Наш состав выглядел так: PvPStejos, Dumecha, Flashynthenight, dayruin, Makemesplit.

Потом команда распалась и я ушёл из Лиги из‐за поступления в университет. Позже меня выдернул Dayruin, с которым я и играл последние полтора года, пока не перешёл на роль лесника в Hard Random.

Вы уже давно играете в командах. Насколько вы азартны и нужен ли он в вашем деле? Что вы можете сказать про «мораль» в играх?

Likkrit: Я не могу сказать, чтобы я был действительно азартным, так как не до конца понимаю, зачем и где применять азарт в Лиге. Если же говорить про мораль, то я не верю в «мораль» и считаю это оправданием для проигравших.

pvpstej0s: Я жаден до побед, а амбиции нужны каждому игроку. Профессиональный игрок — это не просто человек, который жмёт на клавиши в правильном порядке. Один и тот же игрок может сыграть абсолютно по‐разному в одной и той же партии, принимать разные решения и иметь отличающийся результат, в зависимости от его психического состояния. И, если он не готов или растерян, или, что ещё хуже — в отчаянии, то это прямым образом будет влиять на его игру.

Жизнь киберспортсмена не так сладка, как кажется. Что ваши родители/родственники/друзья думают о вашем текущем образе жизни?

Likkrit: Моя семья сначала не поддерживала меня в моём начинании, но с недавнего времени они изменили свое отношение к игре, хотя и не одобряют до конца то, чем я занимаюсь. Вся проблема в том, что киберспорт только развивается. Мышление «на играх ничего не заработаешь, и они тебя не прокормят» было распространено по всему миру, но СНГ исторически отличается весьма консервативным настроем по отношению ко всему новому. Так что думаю, что это характерная особенность нашего региона, но рано или поздно и у нас поймут, что это серьёзный бизнес.

pvpstej0s: Сначала они не поощряли, но в данный момент они приняли это и не мешают/стараются помочь чем могут. Многие родители считают, что их дети занимаются «развлечением» и в 99.9% они правы. Во время их молодости такого понятия как «киберспорт» не существовало. У них не может, в большинстве случаев, быть подобного жизненного опыта, чтобы понять: может ли чего их чадо добиться в этой сфере или нет, а получение профессии гарантирует, какую‐никакую, а обеспеченность на остаток жизни.

Родственники и друзья не до конца понимают ваше отношение к играм. А вы сами довольны вашей текущей ситуацией в жизни? Чтобы вы хотели изменить и что вас не устраивает?

Likkrit: Хотелось бы уже, наконец, начать выигрывать что‐то серьезнее турниров претендентов и серии турниров Go4LoL. В целом, я доволен киберспортивной карьерой, и меня всё устраивает.

pvpstej0s: Несмотря на кризис в стране, у меня сейчас все относительно неплохо. Хотелось бы, чтобы СНГ-сообщество League of Legends начало немного быстрее развиваться.

Чтобы быть хорошим кандидатом в команду, надо иметь солидный опыт и уровень игры. Насколько вы хороши в Лиге Легенд и как оцениваете себя лично?

Likkrit: В этом сезоне я брал 1000 очков в Chellegner-лиге на EUW-сервере, чего не делал еще ни один игрок в СНГ, кроме Diamondprox. Я думаю, что мог бы без особых проблем, даже в текущей форме, выступать в топ 4–6 EU LCS команде, в пиковой — где угодно.

pvpstej0s: Я считаю, что для уровня СНГ я играю отлично, и нахожусь в топе 200 лучших игроков Европы, что подтверждается моим рейтингом.

Вы сами являетесь киберспортсменами, но что насчёт других? Есть ли у вас любимые игроки? 

Likkrit: Моим любимым игроком, с момента как я начал разбираться в Лиге, был и остаётся Madlife. Я немного знаю его как человека, но он является символом для целого поколения суппортов. Это же подтверждается голосованием на текущий All Stars.

pvpstej0s: Да, мне нравится Soaz как «топлейнер», хотя многие игроки после последнего ЧМ’a его недолюбливают. Soaz — старый игрок, который никогда не выделялся невероятной силой в 1×1, но, как «топер», всегда находил окна в мете для реализации своего умения играть на карте, макроигре. Именно этого умения мне раньше не хватало, поэтому оно мне нравилось в его стиле и понимании игры.

Если взять Dota 2, я всегда симпатезировал Puppey. Я, как и многие, наверное, всегда не лишу себя удовольствия раз в год поболеть за СНГ-коллективы на International, а также послушать истории про дота-сцену от своих знакомых и товарищей.

Киберспортивное коммьюнити в СНГ очень сильно разрозненно. Что вы думаете об СНГ-комьюнити в целом и League of Legends отдельно?

Likkrit: Я не понимаю, почему многие недолюбливают СНГ-комьюнити. По сути, ничем кроме бедности и низкой толерантности, мы от других регионов не отличаемся. Это применимо и к комьюнити Лиги.

pvpstej0s: Я не достаточно много знаю в целом о киберспортивном сообществе в СНГ, чтобы о нём судить, но сообщество League of Legends маленькое относительно доты и других игр. И сейчас оно немного застыло в своём развитии.

Думали ли вы о своём будущем? Чем бы вы хотели заниматься после карьеры в киберспорте?

Likkrit: Я об этом пока не думал, так что вопрос для меня достаточно сложный. Полагаю, что я бы хотел основать киберспортивную организацию. Насчёт дисциплины я не уверен. Еще раз повторю, я об этом не думал, но навскидку — топ-3 дисциплины на тот момент, когда я создам организацию.

pvpstej0s: В настоящий момент меня интересует League of Legends, и я занимаюсь ей. Учусь в университете как раз для того, чтобы был «запасной» вариант, но серьёзно его я не рассматриваю.

Состав Hard Random в последнее время сильно изменился. Что вы думаете об этих изменениях?

madneps: В плане общей картины, мы сильно в личном скилле укрепили состав перед началом. Единственное, мы так и не смогли пока что найти лидера среди позиции AD Carry. Но свет в конце тунеля есть и мы близки к решению этой задачи.

Likkrit: Я очень уважаю Стажора как игрока и, хотя многие восприняли смену им позиции как недоразумение, думаю, что в перспективе он сможет играть на очень достойном уровне. Оценивать замену себя было бы некорректно. Замена стрелка же, с моей точки зрения, не являлась действительно необходимой, но так сложилось, и я надеюсь, что мы достигнем улучшения и на этой позиции. Если честно, то в СНГ-регионе очень мало игроков высокого уровня и это печально.

pvpstej0s: В прошлом составе был застой, нужны были изменения. Есть время, которое отведено каждому составу. Время, пока люди хотят друг с другом играть и верят в их общее дело. В это время результаты будут наилучшими. Какими бы профессионалами игроки ни были, если команда проигрывает — всегда будут виноватые, а так же будут видны проблемы. А когда есть проблемы, которые не решаются — состав либо плывёт по течению, либо распадается. Будет ли это шагом вперёд или нет — посмотрим в следующем сезоне starladder’а.

Вопрос к madneps’у. Почему именно были произведены эти замены?

madneps: Потому что большинство официальных игр было выиграно на плечах Киры и Смурфа. К ним было меньше всего претензий. Другие тоже старались, безусловно, но статистика показывает, кто все же был причиной победы, лучше, нежели слова.

Dimonko — хороший саппорт в рамках СНГ, но пришла другая мета и ему очень тяжело в ней играть: долгие освоения новых для него чемпионов, а в связи с этим не топовый уровень отыгрыша на линии и в 5 на 5.

Symphony — многие говорят что причиной поражений был исключительно он, однако это не так. Череда недопонимания бот лейна и лесника часто приводила нас к поражению уже на 10 минуте игры. В результате было много споров, мало дела, что рождало просто огромные конфликты, которые комом набрались за два сплита. Но даже сейчас он смотрится, как минимум неплохо, и войдет в тройку лесников СНГ. Нам пришлось заменить Symphony, поскольку у него возникли проблемы со здоровьем, из‐за чего он не может уделять много времени игре. Именно поэтому Symphony находится сейчас в запасе.

LeX — ушёл по своей воле, но на не очень приятной волне, в этом отчасти виноват я. В нашей команде игроки нередко играют под давлением, потому что мы стараемся всегда задавать тон всему региону. Это давление усиливается, когда вся команда в целом или игроки по отдельности начинают играть хуже. Алексей, к сожалению, с давлением справиться не мог и принял решение уйти.

Насчёт Likkrit’а и pvpstej0s’а. Оба игрока показывали хороший уровень игры на протяжении длительного времени. Да, у каждого из них, как и любого игрока, бывают свои спады. Но общий результат на картах, более чем стабильный. Оба игрока не раз приглашались поиграть в Турецком LCS. Это тоже говорит о многом.

Вы очень хорошо показываете себя в League of Legends, а не думали обзавестись составами в других дисциплинах?

madneps: Ничего конкретного не скажу, но сейчас мы думаем над составами по Overwatch и CS:GO.

Возвращаясь к игрокам. Какие варианты в жизни у вас были кроме киберспорта? Почему вы выбрали именно его?

Likkrit: Как и все, я мог просто получать высшее образование, но мне это показалось слишком скучным. Киберспорт для меня — это возможность заниматься чем‐то действительно классным. Для меня киберспорт важен, в первую очередь, своей соревновательной составляющий, но я думаю, что в ближайшие несколько лет киберспорт по уровню популярности войдет в топ-3 среди обычных видов спорта в мире, но не уверен насчёт нашего региона. Для игрока перспективы очень хорошие, но «Эффект NA» очень сильно перекашивает баланс в сторону медийности относительно скилла. Для персонала же всё немного сложнее, так как здесь конкуренция как бы не больше чем у игроков, но я думаю, что через пару лет возможностей будет больше.

pvpstej0s: Если в 2011–2012 годах перспектив на реализацию в русском сегменте Лиге Легенд не было видно от слова СОВСЕМ, то как начался Starladder стало видно, что начала формироваться сцена, а также аудитория вокруг неё, в которой можно стало работать. Сфера киберспорта мне интересна, по этой причине я и решил вернуться в игру 2 года назад и в данный момент вкладываю большую часть сил в неё.

Раз уж мы затронули тему СНГ сцены. С учётом всех текущих решафлов, как вы оцениваете свои шансы на чемпионство в 2016‐ом году?

madneps: Решафлы у других составов еще не закончены, пока судить сложно, но много команд обращается за помощью иностранцев, что показывает их слабость и не готовность. Наладить коммуникацию в таком составе в несколько раз сложнее. Простая ситуация: ребята закончили матч или доиграли тренировку и хотят просто пообщаться, не обязательно на тему игры, а любую другую, если между собой они будут понимать свои национальные приколы или подколки друг друга, то с иностранным агентом такие вещи наладить сложнее. Возможно и нас рано или поздно постигает такая участь, но пока в СНГ есть игроки которые хотят и могут играть, они будут играть в Hard Random.

Likkrit: На текущий момент у нас состав минимум на LAN‐финалы, максимум на слот на Чемпионат Мира.

pvpstej0s: Я думаю, что у нас очень хорошие шансы в весеннем сезоне, а как дело пойдет дальше — я не могу гадать.

Какая атмосфера царит в команде? Может ли дружба помешать команде?

Likkrit: Атмосфера рабочая, конфликтов пока никаких не возникало. Лично я считаю, что в команде должны быть достаточно тёплые отношения, чтобы при желании любые два члена команды (включая менеджера, тренера и т. д.) могли обсудить любые проблемы

pvpstej0s: Рабочая. Дружба особо не нужна, а уважение и ответственность — очень. Человек всегда должен быть договороспособным, иначе иметь дело с ним нельзя, а важные составляющие этой характеристики — уважение к другим, а также ответственность за себя и свою игру. Даже сильного игрока, если он не совсем адекватен, лучше обходить стороной, так как никогда не знаешь, какой фокус он может выкинуть в стрессовой ситуации.Кто руководит командой?

Likkrit: Этим занимается на данный момент Стажор — таковым было совместное решение.

pvpstej0s: Kirrrra любит концентрироваться на своей игре. В прошлом составе координировал действия команды Smurf, но ему это не особо нравится. Likkrit обладает опытом капитана, но так вышло, что в данный момент этим занимаюсь я.

Как вы считаете, могут ли руководить действиями команды все ее члены?

Likkrit: Нет, это не работает. Совсем не работает. С точки зрения эффективности — единое руководство всегда лучше демократии, примеры этому мы находим как в природе, так и в истории, так и в частных примерах внутри самой Лиги.

pvpstej0s: Нет. В идеальной команде есть идеальная синергия и взаимопонимание того, что надо делать, однако так бывает редко. Чтобы не терять времени, зачастую решение должно быть принято сразу, а потому одним (двумя) людьми. Также нужно выделять шотколлеров в разных парах (например лес + топ, лес + мид, ботлейн).

Обмениваетесь ли вы с другими игроками/командами важной информацией об игре?

Likkrit: Лично я — да, как с LCS игроками, так и с русскими, которые проявляют интерес. Делиться же командными наработками, как по мне, достаточно глупо

pvpstej0s: Очень большое количество информации идёт из просмотра того, как играют топовые команды, какие решения они принимают, а также твой личный опыт ты перенимаешь в soloq, играя против лучших игроков сервера. Можно сказать, что играя против сильных противников, ты получаешь игровой опыт. Прямого общения об игре с другими представителями СНГ, вне моей команды, у меня не очень много.

Вопрос madneps’у. Тебя не раз называли лучшим менеджером в СНГ. Что именно делает тебя лучшим менеджером и какие отношения у тебя с игроками?madneps: Оставим звание лучшего менеджера за Никитой Кулаковым. Хорошим менеджером меня делает отношение к делу и полная отдача, не смотря ни на что. Есть преграда? Есть решение! Отношения очень теплые, общение с любым игроком проходит на понятном ему языке. Выступаю в составе в роли кнута, но и про пряники не забываю.

Какую роль в команде выполняет ATRemains?

Likkrit: На данный момент он выполняет функции тренера и аналитика. Как тренер, он помогает нам с настройкой коммуникации и отношения к игре, как аналитик, ATR даёт нам информацию о наиболее выгодных пиках/банах и чемпионах + даёт наводки по стратегиям.

pvpstej0s: Он был тренером в прошлом коллективе, и человеком, на мой взгляд, который и выиграл Starladder Spring/Summer Split. Он является показательным примером того, почему тренеры нужны, и какие результаты они могут дать. Я считаю, что для СНГ — 10/10, с точки зрения всемирного рейтинга — не знаю. Он адекватен, зрел, хорошо понимает игру, умеет объяснять то, что он хочет от игроков, а его результаты — из не сильнейших игроков, но перспективных игроков создал топ 1 команду на протяжении двух сезонов Starseries.

Мы в этом интервью постоянно говорим про СНГ сцену. Как думаешь, есть ли у Лиги Легенд в СНГ будущее в плане киберспортивной дисциплины?

madneps: Если в нашем регионе появится своя лига и все 8 составов будут в одинаковых условиях, как на Западе и Востоке, то будет не так сложно найти именно ту пятерку игроков, которые смогут сделать второй шаг и взять квоту на Wildcard-турнире.

Вернёмся к теме игроков и застоя в СНГ регионе. Почему Kira до сих пор считается лучшим игроком средней линии в СНГ? Как вам удаётся держать высокую планку игры?

Likkrit: Потому что он победил на последних двух финалах и при этом смотрелся лучше оппонента. Я много практикуюсь в солоку и считаю, что это единственный вариант совершенствования индивидуального уровня мастерства.

pvpstej0s: Потому что в СНГ очень низкая конкуренция. У нас просто нет сильных игроков, которые могли бы наказывать его за его ошибки. Мало людей играет. Лично я воспринимаю наличие хорошего и отличного игрока как некоторое стечение обстоятельств. И чем больше людей играет, тем выше будет количество таких «стечений обстоятельств», что у человека есть личность, время, талант, а самое главное — желание и цель, стать про игроком. Какие линии нужнее всего? ВСЕ. Количество игроков из СНГ играющих на Diamond 3+ EUW около 150, играющих на Master — в 10 раз меньше, причём далеко не все из них «договороспособны» или же горят желанием стать «профи». В данный момент есть жёсткий дефицит топлейнеров, свежих мидеров — вообще нет.

Для pvpstej0s’a. Что думаешь насчёт своей работы аналитика на Starladder.tv?

pvpstej0s: Я рад, что меня уже несколько раз приглашали работать в качестве аналитика, я не профессионал, так как нет соответствующей подготовки для работы на камеру, но я умею говорить и выражать свои мысли, а также обладаю высоким уровнем понимания игры, что компенсирует мои недостатки

Likkrit, получал ли ты приглашения в от европейских организаций? Если да, то не секрет от каких и почему ты отклонил их инвайты и остался в СНГ?

Likkrit: Да, от организаций ниже LCS, их было очень много, нет смысла перечислять, вы их все равно не знаете. В LCS меня приглашали один раз, но мне не удалось туда попасть из‐за странного поведения моей прошлой организации (Virtus.pro). Моё последнее предложение в весьма сильный состав я отклонил, так как уже имел договорённость с HR.

Что можете посоветовать молодым игрокам?

Likkrit: Для тех, кто играет для удовольствия: Лига — это удивительная и очень затягивающая игра, которая обладает очень сильной социальной составляющей, даже если бы я не начал играть серьёзно, я бы все равно проводил в ней время, просто потому что она классная, но не нужно забывать, что это всего лишь игра

Для тех, кто хочет чего‐то добиться как киберспортсмен:

Дважды подумайте, потому что это очень тяжелый труд и вам придётся многое принести в жертву. Через некоторое время играть станет сложно, начнётся упадок мотивации, и вы зададите себе вопрос «А стоит ли это того?». Мой ответ — стоит, но каждый должен решить для себя сам.Напоследок, я бы хотел поблагодарить организацию Hard Random за то, что они делают для СНГ Лиги, моих болельщиков за то, что они поддерживают меня и дают мне ту мотивацию, которой иногда так не хватает, и моих хейтеров, потому что они делают меня сильнее.

pvpstej0s: Если вы хотите играть на высоком уровне — играйте больше и концентрируйтесь на своей игре.

madneps: Игра на самом высоком уровне прежде всего подразумевает под собой дисциплину. Если вы четко будете формировать задачи перед собой и дисциплинированно их исполнять, то успех к вам обязательно придет. Напоследок я бы хотел пожелать всем удачи и поблагодарить наших партнеров Cougar за помощь, которую они оказывают организации.

Фотографии взяты из группы Hard Random, а также сайта SLTV.

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.