Все играли в «Поле чудес» на компе. Была матерная версия, геймеры требовали у Якубовича (настоящего) ободки для унитаза за победу
Роман Петухов вращает барабан.
В России массовое знакомство с играми началось в 90-е. Тогда мы только узнали о «Денди» и впервые увидели компьютер у родителей на работе. Полумертвый рынок видеоигр во многом жил за счет программистов-любителей. Они создавали игры для первого поколения ПК-геймеров в бывшем СССР.
* * *
В 90-х Вадим Башуров был научным сотрудником ВНИИЭФ (Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики – Sports.ru) в Сарове – закрытом городе под Нижним Новгородом, где с 1940-х разрабатывают ядерное оружие. В институт привезли два компьютера IBM PC/XT: один поставили в общем зале, а второй «по невероятному стечению обстоятельств» установили в комнате Вадима. Башуров с иронией рассказывал, как использовал ПК с предустановленными в него программами и играми в своих целях:
«Успех Марка Цукерберга по сравнению с моим — ничто. За 10 минут погонять в «Диггера» (аркада про сбор алмазов под землей, аналог «Пакмана» – Sports.ru) девушки предлагали мне любовь до гроба или секс на час. Парни давали ключи от мотоциклов и квартир, чтобы раздеть Мелиссу в «Стрип-покере» или потренироваться в «Декатлоне» (аркадный симулятор десятиборья – Sports.ru).
Как тут было не написать программу для расчета сферической ударной волны, вирус или первые игрушки? На моем месте так поступил бы каждый».
Все смеются над новым фото Лукашенко с калашом: уже готовы мемы из CS и Mario
Большая часть игр Вадима – с минимальной графикой и какой-либо одной простой механикой – не выходила за пределы института, но два его проекта вспомнит любой геймер 90-х. В 1991 году Башуров написал «Морской бой» (программиста обвиняли в разжигании межнациональной розни, так как в основе сюжета – выдуманный конфликт между Россией и Украиной за выход в Черное море), а через 2 года он придумал «Поле Чудес: Капитал-Шоу» – версию популярного ТВ-шоу для операционной системы MS-Dos.
Башуров сделал игру за неделю, Якубовича срисовал с фото из «Спид-инфо»
Суть игры: участники (герои «Союзмультфильма») поочередно крутят барабан и называют букву или слово. Конкретных вопросов вам не задают – объявляют только тему, к которой так или иначе относится загаданное слово.
Ответы могли быть довольно неожиданными, некоторые даже были написаны с ошибками: в категории «Мебель» вам вполне могли загадать «Унитаз», «Карниз» или «Штору»; в категории «Рыбы» — «Пдлещика» или «Сельд»; в категории «Кулинария» — «Сникерс» или «Сервилат»; в категории «Плохие люди» — «Фуфло», «Шлюху» и «Фраер». Зато в категории «Классный парень» всегда был один ответ – «Башуров».
«Капитал-Шоу» Вадим сделал за неделю: стены для студии он взял из первого шутера от первого лица Wolfenstein 3D, 2 дня у него ушло на заполнение базы данных словами, 3 дня – на тестирование игры знакомыми. Якубовича он срисовал с черно-белой фотографии из газеты «Спид-инфо».
«Анимации я писал на Ассемблере – у Якубовича было 4 кадра. Больше всего я потратил на девушку с табличкой – 8 кадров на ходьбу и еще 2 на поднимание рук. Но вышло замечательно – я приглашал [посмотреть на игру] всех девушек с математического отделения, а их там было 500 штук. В общем, было хорошо…»
Словарную базу игры Башуров наполнял тем, «что было под рукой». Так в игре оказался поименный список сотрудников «отдела 08» – реально существующего секретного отдела ВНИИЭФ. Башуров даже не предполагал, что вносит в игру запретную информацию. «Там были те, кто спас мир от ядерной войны, – вспоминал программист. – Половина, понятно, евреи с характерными фамилиями. Как говорится, нет такого подлежащего, которое не может быть фамилией еврея».
В 1993 году сотрудников планировали уволить, готовились материалы для рассекречивания. Но рассекречивание отменили, а сам отдел просуществовал до 1998 года. Тот список сотрудников до сих пор легко найти.
«Поле Чудес» хотело судиться – геймеры писали и требовали призы
Если игрок побеждал в финальном раунде, ему доставался приз – например, подтяжки для носков, зубочистка или круг для унитаза. При этом появлялся текст с реальным адресом редакции «Поле Чудес» (его Башуров сфотографировал полароидом с телевизора и записал в игру), куда победители должны отправить письмо с пометкой «Компьютерный приз». Люди верили и писали в редакцию вопросы о подтяжках и зубочистках.
Бывший каэсер минуту орал на девушку на стриме. И не извинился
Башуров вспоминает, как возле гостиницы в Нижнем Новгороде они с другом встретили настоящего Якубовича. Друг представил ведущему разработчика игры «Поле чудес»: «А вы в курсе, молодой человек, что мы на вас в суд чуть не подали?» – спросил Якубович. Оказалось, ТВ-редакцию завалили письмами с просьбой выслать призы. Боже, страна Чехова и Гоголя…
Что интересно: письма читателей — это святое. Они должны храниться не менее 2 лет. На Королева, 12 было две комнаты, забитых мешками с просьбами игроков в мое «Поле Чудес».
Игра была дико популярна, но Башуров заработал только 500 долларов
Кроме адреса редакции программы в финальном раунде, на заставку игры Башуров добавил свой домашний номер телефона (57-92-73) и рабочую почту – именно это помогло игре завируситься. «Мне позвонил Сергей из Израиля и попросил разрешения разместить игрушку на своем FIDO (любительская компьютерная сеть – Sports.ru). Я согласился. И после этого число звонков увеличилось. Слава накрыла меня, но денег все равно не было».
В 1993 году зарплата в институте упала до 15 долларов в месяц, но даже ее часто задерживали. Желая заработать, Башуров обратился в редакцию газеты «Поле Чудес» с предложением купить игру: «Мне пообещали что-то смехотворное в обмен на код, который я безмятежно отдал на дискете [...] Все затянулось, и настал август – танки стали стрелять по Белому дому. Мы как раз в августе-сентябре должны были подписывать договор. А они все взяли и уехали в Испанию на три месяца. Когда вернулись – игрушка уже стояла на всех компьютерах бывшего СССР».
На игре Башуров заработал только 500 долларов – через пару лет фирма Steepler купила у него права на «Поле» и «Морской бой» и предложила портировать их на «Денди». Для этого Вадим должен был выучить польский язык программирования Форт, но вскоре Steepler закрылась.
Через «Поле Чудес» учили русскому, а школьники обожали матерную версию
Из игры можно легко извлечь файл с фразами ведущего и список вопросов. Так модеры полностью меняли игру – скорее всего, большинство из вас играли не в оригинал Башурова, а в ламповое «Матерное Поле Чудес».
Пусть сейчас мод и выглядит ужасно, но школьники девяностых и нулевых его обожали. «Капитал-шоу» заменили на «Педерас-шоу», а фразу «Представляю участников!» – на «Представляю смертников!», шкатулки были «гробами» («Где трупы? Выбирайте!»). Сектор «Плюс» был «Членом», сектор «Приз» – «Соси», а сектор «Банкрот» – «Всем бабкам смерть!». Игроков представляли как «1-й мудак», «2-й мудак» («Вы совершенный мудак!»).
Справедливости ради, иногда игру использовали и в научных целях – например, в Армавирском педагогическом институте изучали, как «Поле Чудес» влияет на словарный запас младшеклассников, а иностранные университеты использовали игру в качестве учебного материала для изучения русского языка.
* * *
После «Поля Чудес» Башуров больше 10 лет работал на Intel (создавал графический движок 3dr, конкурент Directx), сейчас продолжает выпускать игры – теперь для iOS. Один из его самых популярных проектов – математическая головоломка Six Towers – заработал более 250 тысяч долларов.
«Меня знает администрация любого областного города, как автора игры «Поле Чудес», – хвастался Башуров в блоге на «Хабре». – Ведь все чиновники – бывшие вращатели полосатого барабана. Но я не чиновник, не бизнесмен и не сын лейтенанта Шмидта. Я – русский, а значит инженер и программист. Программирование для русских парней – не профессия, а удовольствие».
Люто-бешено взбугагнул от этого бреда, написанного жертвой егэ 🤣😂
Ко мне игра попала на дискете из класса информатики. Вместе с Dune и Onehalf ;)