Акции EA резко упали из-за ухода «Ювентуса» в PES. Но все не так плохо
Разбираемся, в чем дело.
Два дня назад «Ювентус» объявил об эксклюзивном партнерстве с Konami – разработчиком футбольного симулятора PES 2020. С клубом заключили долгосрочное партнерство, в результате которого в игре появятся форма команды, ее логотип, а также стадион «Альянц Стадиум» и реалистичные модели игроков.
Из-за соглашения «Юве» не появится у конкурентов Konami из Electronic Arts – в FIFA 20 клуб будет называться Piemonte Calcio, у него будет собственная эмблема и форма, состав же будет оригинальным. Ранее разработчики PES объявили о партнерстве с «Баварией» и «Манчестер Юнайтед», но эти клубы не будут убраны из FIFA – у EA Sports есть прямые соглашения с АПЛ и Бундеслигой.
К чему это привело?
Отсутствие всего одного известного клуба привело к проблемам компании на бирже для Electronic Arts. После анонса соглашения Konami и «Ювентуса» во вторник акции EA упали на 3,28% (примерно 732 млн евро от общей стоимости компании) всего за несколько часов.
Франшиза FIFA – самая популярная игра EA. В майском отчете для акционеров компания указала, что чистый доход от трех последних версий игры составляет 14% (более 2,3 млрд евро) от общего дохода. Уже несколько лет FIFA забирает себе все топовые лицензии – АПЛ, Лигу чемпионов и чемпионат мира. Если потерю РПЛ вряд ли кто-то воспринял всерьез, то на первый уход топ-клуба из игры акционеры среагировали мгновенно.
Акции EA падали и раньше
Самое большое падение стоимости акций EA было зафиксировано во второй половине 2018 года – почти на 40% (со 126 долларов до 76). Аналитики связывали это с неудачным запуском шутера Battlefield V. Релиз игры отложили на месяц, но в итоговой версии отсутствовала последняя миссия одиночной кампании, а часть контента разработчики обещали добавить в течение года.
Кроме этого, многие игроки были недовольны нереалистичным представлением Второй Мировой войны: протезы-мачете у персонажей, множество бойцов-девушек и излишне яркие скины для многопользовательских боев. По заявлениям EA, из-за неудачного старта шутера компания недосчиталась около 350 млн долларов.
В ноябре 2017 года акции EA падали из-за скандала с микротранзакциями в Star Wars Battlefront 2. Чтобы открыть новые способности или вооружение, игроки должны были либо играть десятки часов, либо платить реальные деньги. Тогда Electronic Arts потеряла около 3,1 млрд долларов – акции упали на 8,5 %.
Интересно, что последующий отказ EA от микротранзакций в игре и переработка системы прокачки были вызван не общественной критикой, а давлением со стороны Disney – компания испугалась за репутацию принадлежащей ей франшизы Star Wars.
Но потом снова росли
Последнее крупное падение акций EA зафиксировали в начале 2019 года. В квартальном отчете компания заявила о слабых финансовых результатах и признала провал своих основных игр (Battlefield V и FIFA 19). На этом фоне за один день их стоимость компании обрушилась почти на 14%.
На помощь издателю пришел релиз шутера Apex Legends – игры в жанре баттл-рояль от студии Respawn Entertainment (создатели Titanfall, до этого работавшие над серией Call of Duty). Игра набрала миллион пользователей всего за 8 часов, а за трое суток Apex попробовало более 10 миллионов человек. Для сравнения – Fortnite добился такого результата только за 2 недели.
Вместо 80 долларов одна акция EA стала стоить 97,6 доллара, и это был самый резкий скачок за последние 2 года. Релизом лишь одной игры издатель смог нивелировать все неудачные результаты квартала.
Но самый значительный успех Electronic Arts связан с летом 2018 года – тогда ее акции стоили около 150 долларов. Одно из объяснений такой цены – пик популярности FIFA 18 и выход дополнения World Cup, добавившее в игру особые карточки футболистов и режим чемпионата мира. К тому же во время выставки E3 компания объявила дату выхода амбициозной игры Anthem (она провалилась) и FIFA 19 с Лигой чемпионов.
***
Даже при провале многомиллионных проектов на помощь EA всегда могла положиться на свою главную франшизу. Как бы ни был хорош геймплей в PES, любители футбола всегда выбирали FIFA из-за возможности поиграть за любимые команды с реальными названиями и логотипами. Но все может измениться: маленький шаг к этому Konami уже сделали.
И кстати я тоже никогда не понимал почему при лучшей передачи ощущения футбола потребители выбирают Фифу? Неужели точность названия команд и игроков важнее непосредственно геймплея?