Activision Blizzard уволила почти 800 сотрудников. Теперь они требуют уволить президента компании
В феврале компания Activision Blizzard уволила 775 сотрудников (около 8% от всего штата). Сокращение не коснулось только отдела разработки игр.
«За последние годы многие наши не связанные с геймдизайном команды расширились ради разных нужд. Текущий размер штата не соответствует нашему графику релизов», – говорится в письме президента Blizzard Джея Аллена Брэка.
После таких заявлений организация Game Workers Unite, отстаивающая права сотрудников игровой индустрии, в Твиттере потребовала уволить исполнительного директора Activision Blizzard Бобби Котика.
«Поломать жизнь 800 работникам и в то же время загребать миллионы долларов в качестве бонусов себе в карман — это не руководство компанией, это воровство. Бобби Котик зарабатывает на посту исполнительного директора Activision 30 миллионов долларов в год, и эта прибыль не появляется из ниоткуда. Она рождается благодаря труду его сотрудников. Благосостояние Котика строится на украденной зарплате его работников».
Об увольнениях сообщили в квартальном отчете
Слухи о многочисленных сокращениях ходили еще с ноября. Руководство компании объясняет увольнения неудовлетворительным финансовым отчетом:
- 2018 год оказался рекордным для Activision Blizzard — выручка составила 7,5 миллиарда долларов, из которых 2,84 миллиарда были заработаны в период с октября по декабрь.
- В Activision считают, что компания «не полностью реализовала свой потенциал». Ожидаемая выручка за квартал должна была составить 3,04 миллиарда долларов — компания же заработала на 200 миллионов меньше.
- Прогноз по чистой выручке на 2019 год — 6,025 миллиарда. Это значительное падение (-13%) по сравнению с 2018 годом. Причины – потеря студии Bungie (создатели Destiny 2) и отсутствие крупных новых релизов от Blizzard.
- Количество ежемесячных активных пользователей игр Blizzard «стабильно», но в World of Warcraft оно постепенно снижается, что абсолютно не устраивает руководителей компании.
В целом, отчет не показал устрашающих цифр. Но при этом видна явная тенденция к сокращению прибыли.Чтобы справиться с негативной ситуацией руководство в лице Бобби Котика решило увеличить ресурсы разработчиков, но при этом значительно сократить штат сотрудников, не имеющих отношения к работе над новыми играми.
Кто такой Бобби Котик?
Роберт «Бобби» Котик – исполнительный директор, президент и член правления компании Activision Blizzard. Свою карьеру он начал в 1983 году – тогда он разрабатывал программное обеспечение для компьютеров Apple II. В 1990 году Котик приобрел контрольный пакет акций компании Activision, долги которой на тот момент составляли около 60 миллионов долларов.
Бобби Котик
Под руководством Бобби компания рассчиталась с кредиторами и начала приносить прибыль – этому способствовали релиз игр MechWarrior 2 и франшизы Tony Hawk’s Pro Skater. Позднее Activision спонсировала выпуск нового шутера от разработчиков Medal of Honor – Call of Duty. В 2006-ом были приобретены права на Guitar Hero — музыкальную игру, для которой требовался отдельный контроллер в виде пластиковой гитары. Ежегодно две франшизы приносили прибыль в размере до 3 миллиардов долларов.
Резкие высказывания Бобби принесли ему неоднозначную репутацию. Он не раз заявлял, что считает торговую марку «хорошей» только тогда, когда ее можно успешно эксплуатировать множество лет подряд. А в 2009 году, рассказывая об успехе серии музыкальных игр Guitar Hero, он признался, что хотел сделать игровые контроллеры в виде гитары «как можно более дорогими», чтобы повысить прибыль.
Кроме этого, дополнительным раздражителем является уровень премий, которые выписывает себе Котик: по данным журнала Forbes, в 2008 году он заработал около 15 миллионов долларов, при этом его годовой оклад составлял всего 1 миллион. Остальное – премия за успешное руководство Activision и дивиденды с акций.
Он уволил родоначальников серии Call of Duty
Infinity Ward – студия, основанная Винсом Зампеллой и Джейсонон Уэстом. Именно они разрабатывали первые две части Call of Duty и трилогию Modern Warfare, которая во многом и сделала франшизу CoD легендарной.
В 2009 году Activision не заплатила руководителям студии бонус от продаж Modern Warfare 2 и уволила Уэста и Зампеллу в связи с «нарушением контракта и неподчинением». Через пару месяцев вслед за боссами из Infinity Ward ушла большая часть сотрудников — вместе они создали студию Respawn Entertainment под крылом Electronic Arts, конкурента Activision.
Винс Зампелла
Котик не успокоился и подал в суд на EA и Уэста с Зампеллой якобы за саботирование разработки Modern Warfare 3, и потребовал 400 миллионов долларов. Суд встал на сторону разработчиков и обязал Бобби Котика выплатить им положенный бонус за MW 2.
Разработчик серии Full Throttle Тим Шафер, работавший и с Котиком, и с EA, так прокомментировал действия главы Activision: «Злиться на Activision за такие вещи — это то же самое, что злиться на обезьяну, которая бросается своими фекалиями. А что до Котика — думаю, он отрицательно влияет на индустрию в целом. Может, ему нужно пойти в ту индустрию, где делают больше денег? Туда, где он был бы на своем месте — производство оружия, например».
С 2010 года Respawn Entertainment выпустила две части футуристичного шутера Titanfall с уникальным вертикальным геймплеем. Кроме этого студия разработала игру Apex Legends – меньше чем за месяц после релиза в нее уже сыграло более 10 миллионов человек.
Руководство Activision можно понять
Согласно заявлению Activision, под сокращение попали в первую очередь сотрудники, которые не связаны с разработкой игр напрямую. Это касается работников занимавшихся издательством, киберспортом и другими сопутствующими направлениями.
Для сравнения, общее число сотрудников Ubisoft составляет 6000 человек. За 2018 год компания выпустила три высокобюджетные игры: Far Cry 5, Assassin`s Creed Odyssey и The Crew 2. У Activision Blizzard в 2018 вышла только CoD: Black Ops 4 при большем количестве сотрудников.
За последние полгода стоимость акций Activision Blizzard упала почти в два раза. При этом, несмотря на успехи Black Ops 4, количество активных пользователей игр Activison перестало расти.
Стагнация наметилась и в Blizzard — с момента выхода Overwatch студия не выпустила ни одного полноценного релиза, а Diablo IV все еще находится на ранних этапах разработки из-за нескольких перезапусков.
При всех своих недостатках, огромный плюс Бобби Котика – умение видеть проблему и оперативно реагировать на нее. Activision дает сигнал всем своим подразделениям – пора вернуться в игру.
Агрессивные заявления Game Workers Unite выглядят попыткой обратить на себя внимание. Заметим, что до сих пор непонятно, кого именно из сотрудников Activision представляет организация и от чьего лица говорит.
Кроме этого, руководство Activision Blizzard обещает, что уволенные сотрудники получат щедрое выходное пособие, премиальные бонусы, привязанные к прибыли за прошедший год, продление медицинской страховки и даже помощь при переучивании для новой работы.
Больше новостей об Activision Blizzard
Я поехал в Дортмунд не ради «Боруссии», а на турнир по Clash Royale. Кайф!