7 мин.

Разработчиков Subnautica 2 уволили перед релизом. Сейчас они судятся с Krafton

А фанаты бойкотируют игру.

Subnautica 2 должна была выйти в 2025 году и принести команде четверть миллиарда долларов. Но за несколько месяцев до релиза издатель уволил руководство, перенес запуск на 2026-й и попал под суд. Разбираемся, что случилось. 

Как все начиналось?

Subnautica 2 должна была выйти в ранний доступ в 2025 году. Этим занималась студия Unknown Worlds, которую южнокорейская Krafton (создатели PUBG) купила еще в 2021 году. Тогда же Krafton пообещала $250 миллионов сверху в виде бонусов за успехи. 

Деньги собирались отдать трем руководителям: сооснователям Чарли Кливленду, Максу Магуайру и CEO Теду Гиллу. Им выделили 90% от суммы, остальной десяток процентов собирались выплатить остальной команде.

Но в июле 2025 года Krafton уволила их всех. Вместо них компанию возглавил Стив Папутсис – раньше он руководил Striking Distance и выпускал The Callisto Protocol.

Сразу после этого релиз перенесли на 2026 год. Теперь, после переноса, бонусные выплаты не получит никто.

Почему игру задержали?

По словам уволенных руководителей, Subnautica 2 была готова к раннему доступу. Чарли Кливленд написал об этом на Реддите: «Мы знаем, что игра готова. Мы хотели, чтобы вы уже играли в нее, но теперь это решение за Krafton». 

Издатель с этим не согласен: по утекшему внутреннему отчету Subnautica 2 все еще нуждается в доработке. В документе говорится, что в игре не хватает как минимум двух биомов, крупного левиафана, нового транспорта, одного игрового режима и около шести часов сюжетного контента. Также подчеркивается, что проект не соответствует стандартам азиатского рынка. 

Неизвестно, кто выложил документ в сеть, но Krafton подтвердила его подлинность. Теперь она использует его как доказательство, что причина переноса не в бонусах, и обсуждения об этом начались еще до смены руководства.

«Subnautica 2 должна была выйти в раннем доступе в начале 2024 года, но сроки были существенно сдвинуты. Мы многократно обращались к Чарли и Максу с просьбой вернуться к работе – гейм-директором и техническим директором, – но оба отказались», – комментирует Krafton.

Обещанные $250 миллионов должны были достаться руководству при условии активного участия в разработке. Однако команда работала нестабильно: курс проекта постоянно менялся, а сроки сдвигались. В Krafton отдельно упоминают Чарли Кливленда: по плану, он должен был сосредоточиться на Subnautica 2 после неудачного запуска Moonbreaker.

Эта стратегия вышла в 2024 году и собрала всего 882 человека в Steam (для сравнения, у первой Subnautica – почти 300 тысяч!). В Krafton прямо назвали Moonbreaker провалом. Они рассчитывали, что сиквел Subnautica получит больше внимания, но вместо этого Кливленд переключился на собственный кино-проект.

«Мы глубоко разочарованы поведением бывших лидеров. И главное – ощущаем предательство, потому что они не оправдали доверие, оказанное им нашими фанатами», – заявил издатель. 

Уволенные руководители подали в суд

После увольнения Чарли Кливленд, Макс Магуайр и Тед Гилл подали в суд на Krafton. Кливленд заявил, что ситуация выглядит сюрреалистичной, и он бы никогда не ушел из команды добровольно: «После всех этих лет узнать, что я больше не могу работать в компании, которую сам основал, – это больно». На личной странице твиттера он опроверг обвинения в том, что руководство пыталось присвоить себе $250 миллионов:

«Идея о том, что мы с Максом и Тедом хотели оставить все себе, совершенно не соответствует действительности. Я в этой индустрии не ради богатства, а потому что люблю ее. Мы всегда делились прибылью с командой и сделали то же самое, когда продали студию. Можете быть уверены, что и бонусы по итогам сделки они получат. Они это заслужили за всю ту потрясающую работу, которую проделали, чтобы передать вам эту игру». Он также пообещал, что все документы и детали дела станут публичными, чтобы фанаты знали правду.

Скандал вызвал бурную реакцию в комьюнити. Многие обвинили Krafton в нечестной игре и призвали бойкотировать релиз. Некоторые считают, что компания специально тянет время, чтобы не платить деньги.

«Этот перенос нужен лишь для того, чтобы не выплачивать бонусы. Они уже заработали 250 миллионов долларов, обманывая разработчиков. Не дайте им заработать еще больше», – пишут на Реддите.  

16 июля Aftermath выложила документ, в котором раскрываются подробности иска:

● В нем бывшее руководство Unknown Worlds обвиняет Krafton в преднамеренном саботаже, чтобы избежать выплаты бонусов. Весь бонус планировали разделить и с остальными сотрудниками – каждый из почти 100 работников мог получить от сотен тысяч до миллионов долларов.

● Но, как говорится в иске, еще весной 2025 года юристы Krafton начали искать юридические поводы, чтобы уволить основателей. А сотрудники американского офиса издателя якобы предупредили руководство Unknown Worlds о том, что в приоритете не релиз, а его перенос.

● В документе указывается, что Krafton отказалась от ключевых маркетинговых активностей: не выпустила трейлеры, отменила размещение на обложке PC Gamer, прекратила сотрудничество с подрядчиками и даже отозвала техническую поддержку (аналитику, серверы, локализацию и юридическую экспертизу). В один момент юристы Krafton приказали команде в США прекратить любую креативную работу по Subnautica 2.

● Также в иске говорится, что внутреннюю ревизию, на которую ссылается издатель, проводили люди без опыта в survival-жанре и запуске игр в раннем доступе. А реальные пользовательские тесты «подтверждали, что проект был готов».

● В июне началась, как описывает иск, «кампания запугивания»: бывшим руководителям начали приходить письма с обвинениями в нарушении контрактов. Позже им предложили принять пониженную выплату, но без возможности поделиться ею с остальной командой – на это они не согласились. Вскоре их уволили и удалили с постов в совете директоров.

● Кроме компенсации, истцы требуют восстановления в должности и утверждают, что Krafton нарушила сразу несколько пунктов контракта: обещание не мешать креативной независимости и запрет увольнять их без веской причины.

● В иске упоминается и подрыв репутации студии: после увольнений Krafton опубликовала на официальном сайте заявление с извинениями за задержку релиза и обвинениями в адрес Кливленда и Магуайра, что усугубило недоверие комьюнити. В качестве доказательства приложены заголовки из СМИ, посты на Реддите и скриншоты с Ютуба.

● Еще одна деталь касается обвинения против Кливленда в том, что он отвлекался на личный проект. В иске указано, что это был фильм по мотивам Subnautica, и сам Krafton поручил ему заняться разработкой.

Как комментирует Krafton, все решения были приняты для того, чтобы Subnautica 2 стала максимально качественной игрой:

«Выпускать игру раньше времени, с недоработанным контентом и несоответствием ожиданиям игроков, значит разочаровать сообщество, которое для нас в центре всего, что мы делаем. Это могло бы навредить репутации как Subnautica, так и студии Unknown Worlds. Нам жаль, что Чарли, Макс и Тед подали иск с требованием крупной выплаты. Мы готовы защищать свою позицию в суде. Сейчас мы сосредоточены на главном – сделать Subnautica 2 как можно лучше и побыстрее передать ее в руки игроков».

Кроме того, по данным Bloomberg, Krafton пересмотрел условия бонусов: теперь около 40 сотрудников смогут разделить $25 млн, если игра покажет нужные продажи к концу 2025 года. Дополнительно компания обещает выдать часть бонусов за 2026-й авансом, но бывших руководителей это не касается.

Таким образом, обе стороны продолжают настаивать на своей версии событий.

* * *

Krafton обещает довести игру до финальной версии вместе с оставшейся частью команды. Оставшимся сотрудникам Unknown Worlds она пообещала справедливую компенсацию и поблагодарила за вклад в разработку.

Subnautica 2 все еще планируется как масштабное продолжение с новым подводным миром и кооперативом. Но суд с бывшими руководителями может затянуться, а репутация компании уже пострадала. Игрокам остается ждать итогов суда и надеяться, что ситуация прояснится.

* * *

Пишут, что россиянам массово блокируют аккаунты PlayStation. Так ли это

Что нужно знать перед прохождением Death Stranding 2

6 чилловых выживачей для новичков