Игроки теряют интерес к Dota 2?
Сайт kotaku.com привел довольно интересную статистику популярности Dota 2. С момента запуска беты (июль 2012), игра демонстрировала уверенный рост популярности. Число игроков разнилось от месяца к месяцу: от +5-6% в ноябре 2013, до +39% в августе того же года (третий International, не хухры-мухры), но неизменно продолжало увеличиваться. Однако, 2015 год выдался не столь удачным.
Рост количества игроков в январе и феврале было полностью нивелирован оттоком в марте и апреле, а сентябрь выдался поистине "черный месяцем". Растеряв 15% пользователей, Valve вернулись к показателям 2014 года. Какие факторы стали причиной этому?
RePorn
Начнем с главного: переход на Source 2 и Reborn получился столь неудачным, что его последствия ощущаются до сих пор. Непривычный интерфейс, большое количество новых багов, неисправности клиента... "Перерождение" Dota 2 затронуло даже профессиональную сцену. Дропы игроков и отсутствие возможности загрузиться с определенного момента в игре, приводили к длительным задержкам в играх. Доходило до того, что я успевал съездить на работу за документами (а ехать не близко), и вернуться до окончания паузы.
Из-за таких "издевательств" многие игроки решили уйти из игры на месяц-другой, пока Valve не пофиксят все ошибки игры. Другой вопрос: вернутся ли они после?
Ориентированность на про сцену
Акцентируя свое внимание на запросы профессиональных игроков, Valve часто забывают о нуждах простых геймеров. Чтобы понять это, стоит задать самому себе вопрос:"Давно ли я получал удовольствие от игры?" Думаю, из 10 игр, приятными для вас можно будет назвать только 1-2. Остальные были испорчены либо проблемами, связанными с игрой, либо неадекватными союзниками. Система репортов и наказаний давно нуждается в обновлении, но Valve упорно продолжают игнорировать проблему.
Зато, как прекрасно был проведен The International 2015. Значительное число игроков и комментаторов отмечали, что это был лучший киберспортивный турнир в истории. Думаю, среди зрителей недовольных тоже не было. Интересно одно: понимают ли в Valve, что основную прибыль им приносят как раз обычные игроки и лучше бы ориентироваться на них?
Начало учебного года
Весьма забавная и в то же время довольно веская причина - начало нового учебного года. Толпы школьников, похожих на зомби, с унылыми лицами бредут ранним утром в школу, волоча за собой набитые портфели. Хоть у них и остаются вечера, которые можно посвятить убийству монстров и нагибанию других игроков, учебный процесс отнимает довольно много времени, позволяя остальным вздохнуть чуть свободнее.
Астрологи сообщают, что лучшее время для игры - с 9 утра, до 3-4 часов дня.
Dota 2 банально надоедает
Уже 5 лет мы видим одно и тоже. Да, графика игры улучшилась. Да, добавлены практически все герои. Да, каждый матч уникален и не похож на остальные. А дальше? Игра статична, у нее нет развития. Вряд ли мы вскоре увидим Dota 3, новые герои практически не появляются, у игры нет лора, который мог бы зацепить часть аудитории. Даже матчи становятся похожи друг на друга из-за постоянного дисбаланса героев. В эти три месяца в 90% игр будут Лешрак, Лина, Гирокоптер и БХ. В следующие, Леорик, ПЛ, Квопв и Дарк Сир. Ты должен выбирать: либо разнообразие, либо победа. Многие выбирают победу, тем самым сводя свой пул героев к 3-4. А затем приходит скука. И ты скачиваешь новую игру.
Профессиональная сцена также практически не меняется. Все те же команды, с теми же игроками. Одним позитивным моментом является введение Major-турниров, благодаря которым команды берут на замену новых игроков. В определенный момент, те получат шанс проявить себя. Еще один противоречивый фактор - значительное увеличение количества турниров. Матчи, бывшие самыми ожидаемыми в прошлом, в данный момент приелись всем. Ведь похожее противостояние будет и завтра, и послезавтра, и через неделю. Смысл тебе смотреть его именно сегодня?
Несмотря на такое количество недочетов, Valve могут довольно легко исправить ситуацию. Достаточно лишь поправить все недочеты вышедшего патча и анонсировать выход нового героя. Как раз, Pit Lord находится на низком старте и рвется в бой. Да и первый Major не за горами, а столь крупные турниры всегда привлекают много внимания. Ответный шаг за Гейбом, посмотрим, каков он будет.
Нашел, с чем сравнивать. Абсолютно разные игры и жанры.
"И ориентированность на про игроков - как раз то, что нужно серьёзной киберспортивной дисциплине."
Особенно, когда у тебя в 10 раз вылетает игра или не прогружается союзник. В этот момент ты думаешь:"Как же хорошо, что Valve пофиксили дисконнекты профессиональных игроков. Жаль, что не вспомнили обо мне." Затем закрываешь доту и оплачиваешь аккаунт WoW.
"Про игроки берут героев, которыми им комфортно играть, а не которых апают или нерфят Valve."
Именно поэтому, Gyro и Leshrak были в 100% пике/бане на TI.
"Ему не помешают "неадекватные союзники" или мета, выигрывать игры, шутить шутки и самому веселиться. "
Когда возьмешь 7к, можешь писать такое. А вот игрокам с рейтингом меньше 5к довольно сложно противодействовать "союзничку", который решил устроить куриную атаку.
"Якобы проблема с неизменностью профессиональной сцены - так же вне компетенции Valve."
А я и не писал, что это вина Valve. Это проблема всего сообщества.
"Особенно, когда у тебя в 10 раз вылетает игра или не прогружается союзник." - в вылетах конечно виноваты Valve, но и фиксят они довольно быстро. Да и не часто они новый клиент для Dota 2 выпускают, пока периодичность такая: раз в 5 лет.
"Именно поэтому, Gyro и Leshrak были в 100% пике/бане на TI."
Есть прямой участник, а есть косвенный. Если рабочий завода объявит голодовку и будет говорить, что он не ест из-за того, что на производстве не комфортные условия труда, например так: "Я не ем из-за директора завода". Директор косвенный участник отношений рабочий-еда. Рабочий - прямой участник этих отношений и он не ест, потому что сам так решил.
Так вот, игроки - прямые участники выбора пиков и банов героев. Valve - косвенный.
Т.е. в принципе не логично упрекать Valve в том, что кто-то делает что-то и при этом не является сотрудником Valve (киберспортсмены). А с тем, что не логично, спорить трудно.
С другой формулировкой был бы уже другой разговор, например: "Valve недостаточно хорошо балансируют героев".
"Когда возьмешь 7к, можешь писать такое."
Я к рейтингу объективно отношусь. Если у кого-то хоть на 1 ммр выше, чем у меня, значит этот кто-то вносит больший импакт в каждой своей игре. Другими словами, играет лучше. Тем, кто 7к в душе, но союзники мешают выигрывать, сложно доказать, что ММР - самый объективный показатель вклада в победу. Даже если союзник действительно фидит специально, ничего страшного, такое бывает не часто. Будет поражение, падение ММР и соответственно, в следующем матче команда противника будет еще слабее, а значит она будет побеждена. Рано или поздно ММР всё равно покажет численное представление уровня игры, независимо от любых форс-мажоров.
"Да вполне нормально сравнивать одну игру с другой".
Все же продолжу настаивать, что сравнение можно применить к играм одинаковых жанров. Сравнивать MMO с MOBA не совсем корректно.
"В вылетах конечно виноваты Valve, но и фиксят они довольно быстро."
Уж месяц прошел с выхода Reborn, а телега все там же. Поиск игры отнимает 15-20 минут из-за того, что последний игрок банально не может прогрузиться.
"С другой формулировкой был бы уже другой разговор, например: "Valve недостаточно хорошо балансируют героев"."
Моя цитата:
"Даже матчи становятся похожи друг на друга из-за постоянного дисбаланса героев."
Найдешь 10 отличий?
Про 7к ммр я упомянул к тому, что игрок с таким рейтингом может спокойно раскидать всю команду, состоящую из игроков 3-4к ММР. Ему не составит труда одной рукой гладить кота, другой попивать чай, а играть одним пальцем левой ноги. И даже союзники, которые будут специально фидить, вряд ли сильно помешают ему.
А вот играя на своем рейтинге, любой косяк твоих союзников способен привести к поражению. А уж победить 4vs6 или 3vs7 совсем нереально.
А
Ужасно негативный пост, не понимаю этого. Неужели за месяц игра резко надоела? 1-2 позитивные игры из 10? Не знаю... много новых кастомок, баги с вылетами сводятся постепенно на нет (сейчас уже редкость, в основном, опять проблема с калькуляторами). Лично для меня дота ни капли не изменилась, как заходил на 1-2 катки вечерком, так и захожу, ничего не вылетает и не тормозит (как и у моих друзей). + еще и кастомки "доставляют".
У меня 4 скрепки и 3 яблока, чего у меня больше? Скрепок. Объекты разной природы некорректно сравнивать качественно, но вполне корректно сравнивать количественно. Нас интересует приток игроков, отток игроков и вложенные в разработку ресурсы. Все явления имеют численное представление. Появляется новая игра, например Hearthstone, качественно отличающаяся от той же Dota 2 и оттягивает часть игроков из всех игр сразу, независимо от жанра. ХС уже не нова и сложно сейчас говорить об оттоке в эту игру. Но вот FIFA 16 точно оттянула часть игроков. А есть и другие интересные новинки. И с этим нужно просто смириться, такова индустрия.
"Уж месяц прошел с выхода Reborn, а телега все там же. Поиск игры отнимает 15-20 минут из-за того, что последний игрок банально не может прогрузиться."
У меня есть блог, где я описывал способы решения проблем с реборном. Но вести его трудно, т.к. я лично проблем никогда не замечал и их приходится выискивать по форумам. Может они у кого-то и есть, но я не могу посочувствовать, т.к. у меня всё нормально. По поводу нестабильной работы серверов - было дело, но предупреждали заранее о профилактике в тивттере Dota 2 со ссылкой: http://www.dota2.com/maintenance/. Да и есть совет по смене региона.
"Найдешь 10 отличий?"
Тут я поспешил, не перечитал, признаю.
Конкретно о балансе: невозможно вычислить математически необходимые изменения героев для достижения баланса. Т.е. нельзя точно сказать, нужно ли способность с длительностью оглушения в 2.5 сек менять на 2 или 3 сек.
Балансить героев можно только статистически, но для этого есть 2 пути: компететив статистика и пабовая. Благо, герои балансятся с приоритетом компететив статистики, иначе Бруда с 43.58% в пабах получила бы серьёзный буст.
А то, что в пабе какие-то игроки не могут той же брудой хорошо играть, но могут Омником, совершенно не должно влиять на изменения в этих героях и не влияет, что хорошо. Футбольное поле уменьшать не будут только потому, что кто-то (пусть даже 90% людей) "запыхивается", пока его пробегает. И это хорошо.
"А вот играя на своем рейтинге, любой косяк твоих союзников способен привести к поражению."
В этом вся суть игры на "своем рейтинге". Союзники косячат с шансом 50% (с широкой статистической выборкой), т.е. подъем ММР возможен только в случае, если сам игрок улучшает свою игру и вносит больше импакта, чем все остальные с тем же рейтингом, перекрывая своими положительными действиями ошибки союзников.
А в остальном, если кому-то лично надоела игра - это еще не значит, что разработчики не правы.
У WoW отток еще больше, хотя эта игра развивается сильнее всего из всех существующих: расходы на пострелизную поддержку самые большие в индустрии как раз у WoW.
И ориентированность на про игроков - как раз то, что нужно серьёзной киберспортивной дисциплине.
Тот факт, что кто-то следует моде ("мете") и берет героев, популярных в этом сезоне, еще не значит, что Valve делают что-то не так. QoP’у понерфили, но пикать её стали еще чаще. Про игроки берут героев, которыми им комфортно играть, а не которых апают или нерфят Valve. LifeStealer’a апнули серьёзно, но что-то его не видно в каждом матче, пул кэрри игроков до 1го ЛС’a не уменьшился.
По поводу проблемы с "неадекватными союзниками" и пиком героев в пабах: можно зайти на стрим y0nd’а, который берет акк с 3к-4к ммр и делает на нём стрик из 40 побед на стриме, при этом переключая музыку, общаясь с чатом, зачитывая донат и гладя кота. Т.е. он классический пример хорошего танцора. Ему не помешают "неадекватные союзники" или мета, выигрывать игры, шутить шутки и самому веселиться.
Якобы проблема с неизменностью профессиональной сцены - так же вне компетенции Valve. Гейб не говорит Кохановскому: "Не бери новых молодых игроков, возвращай Артстайла", не говорит Пуппею: "Собирай коллектив из опытных игроков, так надежнее". Люди сами принимают решения.
Проф. комьюнити - система самобалансирующаяся. Рано или поздно, появятся новые механизмы притока игроков в ряды профессионалов. Не нужно сейчас делать из косвенных участников решафлов, прямых виноватых.
Всё, что нужно от Valve - создать полностью сбалансированную и спокойно и плавно развивающуюся дисциплину.
И с этой задачей они справляются вполне неплохо.
Нашел, с чем сравнивать. Абсолютно разные игры и жанры.
"И ориентированность на про игроков - как раз то, что нужно серьёзной киберспортивной дисциплине."
Особенно, когда у тебя в 10 раз вылетает игра или не прогружается союзник. В этот момент ты думаешь:"Как же хорошо, что Valve пофиксили дисконнекты профессиональных игроков. Жаль, что не вспомнили обо мне." Затем закрываешь доту и оплачиваешь аккаунт WoW.
"Про игроки берут героев, которыми им комфортно играть, а не которых апают или нерфят Valve."
Именно поэтому, Gyro и Leshrak были в 100% пике/бане на TI.
"Ему не помешают "неадекватные союзники" или мета, выигрывать игры, шутить шутки и самому веселиться. "
Когда возьмешь 7к, можешь писать такое. А вот игрокам