Трикстер
Блог

Киберспорт – совсем не такой, каким его видят Журова и Мостовой. Мы объясняем

Разбираем ошибки.

Успех никогда не остается незамеченным. Победа Team Spirit на The International – эпохальное событие по масштабу, уникальности, драме и значению не только для любителей Доты, но и для всех стран СНГ в целом. В частности – для России, ведь Спирит – российская организация. Нет ничего удивительного в поздравлении от президента страны, а также в поддержке от заслуженных людей и настоящих профессионалов. Но вот уже второй день то один депутат, то другой бывший спортсмен дают интересные комментарии о триумфе нашей команды. И порой эти комментарии носят ложный и негативный окрас. 

Можно было бы брать отдельную цитату и отвечать на нее, но факт в том, что почти все – депутаты, спортсмены – говорят об одном и том же. И говорят, не совсем разбираясь в теме. Поэтому цель данной статьи – развеять мифы и стереотипы о киберспорте.

Присаживайтесь поудобнее – мы начинаем.

Тема 1: Киберспорт опасен для детей – они перестают выходить на улицы и сидят только за своими гаджетами

Наверное, каждый из тех, кто хоть как-то причастен к киберспорту, слышал подобные рассуждения. Вот и Журова Светлана Сергеевна – пятикратная чемпионка России по спринтерскому многоборью, Олимпийская чемпионка, депутат Государственной думы – считает так же:

«Я не хочу, чтобы это приобретало массовый характер, потому что победа Team Spirit сейчас станет супербольшой рекламой для детей. Можно сколько угодно говорить, хорошо это или плохо. Все равно ничего не изменится. Все просто повозмущаются и опять дадут ребенку гаджет в руки».

Такого мнения придерживаются большинство родителей 30+. Не сюрприз: в нашем детстве не было социальных сетей, а телефоны и компьютеры были лишь у избранных. Поэтому, из-за отсутствия выбора, дни напролет мы проводили во дворе, на площадках, в подъездах – где угодно. 

Нужно помнить, что времена изменились. Сегодня уже нельзя просто выгнать ребенка на улицу – ведь его друзья в это время играют в «Бравл Старз». И в этом нет вины киберспорта – это просто лишь одно из множества хобби, которым может увлечься ребенок. 

В большинстве своем дети не выбирают между спортом и киберспортом намеренно. Они просто делают то, что им больше всего нравится. Одни дети все так же кайфуют от игры в футбол, а другие – от матчей в Dota 2. Родители могут ограничивать игру ребенка за компьютером – как ограничивают игру с пацанами во дворе. Но полностью пресекать увлечение киберспортом просто из-за того, что это нечто новое – неправильно.

Еще один факт состоит в том (спросите у любого детского психолога), что любой ребенок хочет общения. Живого общения. Каждый из них хочет проводить время со своими родителями, чувствовать их любовь, заботу. Если у родителей нет времени или желания заниматься воспитанием, общаться с детьми – это не вина киберспорта. Как раз наоборот, успех Team Spirit может вдохновить 9-летнего пацана или девочку, дать ему/ей мечту, цель. 

Подмена понятий – очень опасная штука. Если вашего ребенка невозможно оторвать от гаджета – проблема в чем (и в ком) угодно, но не в киберспорте. 

Тема 2: Киберспорт отнимает у «настоящего» спорта потенциальных (ОЛИМПИЙСКИХ!) чемпионов 

Чемпион – это не про вид спорта, это про характер. Даже в детстве у некоторых ребят уже проглядываются задатки настоящих чемпионов. Наглость, дерзость, желание быть в центре внимания могут поднять их на пьедестал любого вида спорта! Но тут приходит киберспорт, и ребенок вместо футбольного мяча выбирает мышку с клавиатурой. Цитата Светланы Журовой:

«Из-за киберспорта мы теряем будущих великих спортсменов, способных стать олимпийскими чемпионами. Очень жаль, но это их право выбора».

 

Мир, человечество, общество движутся вперед. Вопреки, медленно – но движутся. Появляются новые права у разных социальных групп и классов, появляется (пусть не везде) возможность выбора. Все больше родителей приходят к тому, что нельзя заставить ребенка заниматься каким-либо видом деятельности, если ему это не нравится. Худшее, что может сделать мама или папа – реализовывать свои несбывшиеся мечты через детей. 

Киберспорт не отнимает детей у спорта – дети выбирают киберспорт. Как дети выбирают футбол, хоккей, музыку, плавание. Дети сами выберут то, что им нравится. Позвольте выбирать своим детям. 

Насчет Олимпийских игр. Как уже говорилось, времена изменились. Победа на Олимпийских играх перестала быть высшей точкой для спортсменов. Посмотрите на футболистов – лишь малая их часть рвется за золотой медалью на Олимпиаде, предпочитая ей кубок Лиги чемпионов. Точно так же можно сказать и про многих спортсменов из других дисциплин. 

Киберспорту не нужны Олимпийские игры – это свои, отдельные от общей системы соревнования. Даже если на следующей Олимпиаде введут турнир по Dota 2, то вряд ли хоть один профессиональный дотер поставит в приоритет золотую медаль, а не первое место на The International. 

При этом тысячи спортсменов на планете все равно раз в 4 года будут гнаться за медалями на Олимпиаде – и это нормально, потому что это личный выбор каждого человека. И сетовать на отсутствие новых олимпийских чемпионов из-за киберспорта – неправильно.

Тема 3: Киберспорт – это и не спорт вовсе!

Быстрее, выше, сильнее. Эти слова были в голове у каждого, кто занимался любым видом спорта раньше. А как можно быть быстрее, выше, сильнее, сидя за компьютером? Александр Мостовой, легендарный российский футболист, мыслит подобными критериями:

«Я такое не смотрю, для меня это игры. Не связываю их со спортом. Это ненастоящий спорт. Там ничего не надо делать: ни бегать, ни прыгать. Сиди да руками играй за компьютером. А спорт – это то, что натурально делается живыми людьми».

 

Вообще, очень странно слышать про «ненастоящий спорт» от человека, чья страна славится великой шахматной историей. Интересно, а Каспарова, Спасского, Карякина Мостовой тоже не принимает за спортсменов? Ведь там тоже «ничего не надо делать: ни бегать, ни прыгать», 

Спорт – это соревнование. Я или ты. Кто лучше готов (физически/тактически/технически/ментально) и кто больше хочет в эту самую секунду. Командный спорт – это готовность подстраховать своего партнера по команде. И вера в то, что, в случае чего, этот самый партнер подстрахует тебя.

Киберспорт имеет все, чтобы считаться полноценным видом спорта. 

– Здесь у детей вырабатывается дух соревновательности. Чтобы побеждать, игрокам необходимо постоянно становиться лучше и улучшать свои навыки. Киберспортсмены иногда тратят на тренировки по 12 часов, полностью отдаваясь игре. К тому же в киберспорте четко выстроена лестница, по которой поднимается игрок: в Dota 2 – это MMR (рейтинг, меняющийся после побед и поражений и показывающий степень умений игрока), а в CS:GO – звания.

Существуют различные внутриигровые лиги, постоянно дающие игрокам цель – подняться как можно выше. В том же дворовом футболе получить такую же мотивацию очень трудно – нужно искать секцию (которой вообще может не быть в городе), лишь чтобы получить призрачный шанс попасть в молодежную команду. В киберспорте все в разы прозрачнее.

– В киберспорте у молодых игроков появляется воля к победе. Благодаря той самой прозрачности, о которой было сказано выше, игроки видят перед собой четкую цель, к которой стоит стремиться. Мало кому понравится постоянно проигрывать и терять драгоценные очки в игре. Киберспорт постоянно подталкивает игроков улучшать игру и тренироваться. Как минимум, чтобы потом в школе похвастаться перед одноклассниками красивым званием в игре. 

– Киберспорт учит работать в команде. В командных дисциплинах киберспорта невозможно победить одному. Игра постоянно вынуждает игроков работать в команде, общаться друг с другом и идти к общей цели. В той же Dota 2 у игроков четко расписаны роли, и каждый занимается на карте чем-то своим. Киберспорт учит действовать вместе, а в сложных ситуациях жертвовать чем-то своим, чтобы принести пользу команде. 

Более того, у киберспорта, в сравнении с большинством классических видов спорта, есть преимущество: он популярнее, он интереснее молодому поколению. Спорт – это шоу.

Здесь очень открытые и не высокомерные игроки, которые спокойно могут после матча полчаса общаться с фанатами и раздавать им автографы. 

Здесь не нужно подолгу ждать экшена в матче – в каждой дисциплине каждую минуту происходит что-то интересное.

Здесь организаторы турниров постоянно обеспечивают зрителя контентом. В перерывах между матчами крутят эксклюзивные интервью игроков, а также различные конкурсы и викторины с командами. А игрокам ничего не мешает прийти на послематчевое интервью и выпить шампанское вместе с ведущими. 

Можно рассуждать бесконечно, но зачем? Просто посмотрите концовку решающей карты Чемпионата мира по Доте, взгляните на радость наших киберспортсменов – и вы все поймете:

Тема 4: Да, это все здорово, но киберспортсмен не может быть развит физически! 

Еще один логичный, но все же стереотип. Киберспортсмен без конца сидит за компьютером – какое тут может быть развитие? Вот и Виталий Милонов, депутат Государственной думы, считает именно так:

«Киберспортсмены – это другие люди, которые физически не развиты, но тоже стремятся побеждать в своей сфере». 

Здоровье – это выбор. Выбор каждого человека. Ведь по логике Милонова, любой офисный работник тоже должен быть «не развит физически». 

На самом деле, киберспорт не мешает, а зачастую и помогает следить за своей формой. Ведь киберспортсмен – это человек, который хочет быть лучшим. Хочет быть лучше, чем соперник, чем тот, кто рядом. Это видение мира толкает на саморазвитие, как личностное, так и физическое. Все больше киберспортсменов приходят к тому, что физическая форма напрямую влияет на результаты в киберспорте.

Опять же, вспоминаем знаменитых советских шахматистов. У Анатолия Карпова было далеко не самое спортивное телосложение, но это не помешало ему получить статус заслуженного мастера спорта СССР.

Киберспортивные организации также заинтересованы в том, чтобы их игроки выглядели привлекательно (подписчики, спонсоры, результаты), поэтому в тренировочный процесс добавляют обязательное посещение тренажерного зала. Занятия спортом поддерживают киберспортсменов в тонусе и даже спасают от травм (разминка рук и кистей входит в ежедневное расписание любой топ-организации в киберспорте).

Клубы поддерживают физическую активность игроков, и тут отлично подходит пример Astralis. Эта организация два года доминировала на сцене Counter-Strike во многом благодаря своему подходу к здоровью игроков. На буткемпе (так в киберспорте называют тренировочный лагерь) Astralis всегда работает большой тренажерный зал с профессиональными тренерами и медицинским персоналом. «Игроки должны быть готовы к долгому сезону как морально, так и физически», – это одна из заповедей клуба, которая точно опровергает заявление Милонова о «других людях».

Организация даже возит игроков на военную базу для учений.

Ниже будет небольшая подборка из конкретных примеров, а пока – слово Чемпиону мира по Доте, мидеру Team Spirit», Александру «TORONTOTOKYO» Хертеку: 

«Я сутками катал в Доту, поднял рейтинг до топ-20-30, но в какой-то момент стал плохо играть, упал до топ-300 и впал в депрессию. Я сделал вывод: это связано с тем, что я плохо питался, у меня был плохой режим, я не гулял на улице и не занимался спортом. После этого я даже опять бросил Доту. Но примерно год назад я вернулся, но с настроем, что я буду хорошо питаться и соблюдать режим, сочетая это с игрой».

А теперь к примерам (на самом их деле их гораздо больше):

Таль «Fly» Айзек, 28 лет, один из лучших капитанов в Dota 2. В киберспорте с 19 лет. 

 

Роман «Resolut1on» Фоминок, 25 лет, один из лучших игроков СНГ в Dota 2. В киберспорте с 12 лет. 

 

Ярослав «pashaBiceps» Яжомбковски, 34 года, знаменитый игрок в Counter-Strike. Фотография сделана во время активной игровой карьеры. 

 

При этом в киберспорте хватает и игроков с далеко не самой спортивной фигурой – это правда. Следить за своим телосложением или нет – личное дело каждого, ведь вес и 6 кубиков пресса не влияют на игровые качества напрямую. Игроки, понимающие важность спорта для здоровья, ведут активный образ жизни и прекрасно сочетают его с киберспортом. И видеоигры точно не поставят крест на спортивных увлечениях человека. 

Тема 5: В компьютер играть любой сможет! Тут не нужно многого уметь!

Нет, не любой. В ту же Dota 2 играют 5-10 миллионов человек по всему миру. У каждого из них есть шанс стать киберспортсменом. Поэтому конкуренция в киберспорте на порядок выше, чем в таких видах спорта, как метание диска, стрельба, керлинг и другой классике (никакого неуважения: успех здесь требует больших усилий и работы, как и в любом другом спорте).

Здесь мы в очередной раз упираемся в интерес конкретной дисциплины для молодой аудитории. Как много детей сейчас увлекается метанием диска? А как много знают о Dota 2 и с удовольствием проводят в игре время? Конкуренция в киберспорте сейчас значительно выше, чем в большей части олимпийских дисциплин. 

Конкуренция увеличивает и разницу навыков между игроками. Есть как люди, запускающие Counter-Strike пару раз в неделю только для расслабленной игры с друзьями, так и игроки, которые тратят на CS все свое свободное время, постоянно изучают новые фишки, тренируют стрельбу и придумывают тактики для команды. Просто прийти в киберспорт и сразу же стать лучшим невозможно – нужны годы тренировок. Вы же не рассчитываете, что ваш друг-футболист со двора может за неделю дорасти до сборной России и заменить там Джикию?

Да, в компьютерные игры может играть любой. Но количество игроков влияет и на конкуренцию. И значит, успеха достигнут единицы. По-настоящему крутые единицы!

Кто поздравил Team Spirit? От Путина до НТВ (и еще 5 телеканалов!)

У Spirit величайший чемпионский путь. Такого больше не будет

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные