Дотаномика
Блог

Почему Лига Легенд не станет киберспортом, а Дота станет

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Масштаб соревнований в Доте

Давайте честно — не все игры, по которым идут соревнования, можно назвать киберспортом. Но как понять? Оттолкнёмся от подобного, на какие виды спорта больше всего походят нынешние игры. С гневом отмету поедание сосисок. Скорее, тут что-то вроде хоккея или баскетбола: по пять человек на поле, зрелищность и соревновательность. Но вроде, и у ЛоЛа, и у Доты с этим всё впорядке, тогда чего же я вычеркнул лидера рынка из списка?

На эту мысль меня натолкнул сегодняшняя лента комментариев к этому посту Сибирь спорта. Вкратце — там обсуждают разные модели монетизации у Доты и ЛоЛа. Лига Легенд заинтересована добавлять новых героев и постоянно дисбалансить игру — у них монетизация на продажах чемпионов и метовые или новые герои продаются хорошо. Скандал с ребалансами у всех на слуху. А Дота тихонько идёт к 50% побед/поражений на всём пуле героев и каждый новый в таких условиях станет настоящей катастрофой. Потому и добавляют редко.

Любой здравомыслящий читатель должен сказать мне : «И чо?!». И будет совершенно прав — до спорта я ещё не дошёл, но уже близко. Для начала, что такое по настоящему успешный спорт, какой первый пример в голову приходит? Для меня это баскетбол в североамериканской интерпретации. Какая формула успеха у этого спорта? Ответ в видео:

По уму, надо было вставить видео с Майклом Джорданом, именно тогда НБА превратилось в суперорганизацию. Но видео тогда было паршивым, а мне нужно, чтобы вы обратили внимание на пару мелочей. Ну, что увидели? Вот что увидел я:

  1. Игра сама по себе понятная и правила в ней меняются редко. Но есть некоторые люди, которые творят в ней невообразимые вещи.
  2. Невообразимые вещи — результат таланта, генетики и труда.
  3. Люди, которые творят в игре невообразимые вещи, самое интересное в игре. Не новые правила и баланс сил (это интересно, но второстепенно).
  4. Люди, которые смотрят на невообразимые вещи и приносят лиге невообразимые прибыли, вряд ли берут баскетбольный мяч чаще раза в год. 

Короче говоря, НБА не зарабатывает на баскетболистах. Она зарабатывает на интересной игре и звёздах. И так будет куда ни плюнь: футбол, хоккей, бейсбол и биатлон. Спорт зарабатывает и развивается не за счёт игроков, а за счёт зрителей. Сейчас в киберспорте этого помоему никто не понимает. CS:GO с видом от первого лица и бешенной динамикой, Rocket League со своим непонятным геймплеем. Далее по списку — все они интересны для игроков.

MOBA игры держатся особняком, смотреть их довольно интересно и полному профану за счёт неторопливости и вида от третьего лица (баскетбол мы тоже смотрим от третьего лица). Зрители здесь могут появится и, наверное, появились, раз уж я смотрю Доту, но не играю в неё. Тут и кроется демон Лиги Легенд — они не будут балансировать игру до идеала. Их модель диктует им другое поведение: регулярное усиление некоторых героев, дисбаланс, который мотивирует людей на покупки. Дисбаланс совсем неплох, игра постоянно открывается с новых сторон, становится интереснее. Но смотрибельнее ли?

Над Дотой же не висит меч монетизации, она хорошо зарабатывает на «шапках», билетах и компендиуме. Прошлый International, например, был весьма интересным, потому что Айсфрог нащупал (вроде бы) баланс. Сколько героев не пикали на турнире? 5? 6? Это из 111 штук. И дота растёт на киберспорте: аж на 18% выручки к 2015 году.

Для стороннего наблюдателя ситуация выглядит так: в ЛоЛ интереснее играть и он прекрасно монетизирует этот интерес, а Дота станет (должна стать) киберспортивным гигантом. У неё должны быть гигантские рекламные контракты (Coca-Cola, а не Intel с G2A), звёзды и болельщики, которые даже Стим не устанавливали. У неё великолепное будущее, если Valve всё не просрёт (как обычно).

Как всё на свете не просрать, читайте в следующей серии.

16 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Ответ George Yadvidchuk
Дешевый наброс за 300. Где ответ на вопрос, почему LoL не станет киберспортом, когда он уже им стал?
Георгий, это большой вопрос. ЛоЛ очень популярен, но среди своих игроков. Никто не спорит, трансляции на 36 000 000 людей это сильно. Но смущают две вещи. Первую я описал в статье -- ЛоЛ интересен своим игрокам. В него играет куча народу и смотрит куча народу, но спортом он от этого не стал. Пока его не начнут смотреть люди просто ради развлечения. Вторая -- само отношение к спорту, в статье есть ссылка на конфликт ЛоЛа и организаций. Позиция Риотов категорически неверная -- киберспорту нужно зарабатывать на зрителях и давать зарабатывать организациям, тогда он станет тем спортом, с которым мы каждый день сталкиваемся. Дота может это делать, ЛоЛ не может -- это диспозиция на сегодня.
+2
0
+2
Ответ _SD
Использовать статью, написанную Ядвидчуком как аргумент в споре против него - это некст лвл дебатов.
Ещё немного практики и я попаду в госдуму =) Не обратил внимание на это=(
+3
-1
+2
Ответ George Yadvidchuk
Так в том-то и дело, что не нужно ничего сравнивать. Все уже состоялось и работает.
Не соглашусь. Формально оно, конечно, состоялось. Но вообще спорт (который обычный) — всё-таки специфичная сущность. Футбол, например, не принадлежит никому (ФИФА проводит турниры). То есть в спорте нет места правообладателям. Суть в том, что если исчезнет ФИФА ничего страшного не получится, турниры не прекратятся, футбол не исчезнет.

Если мы убираем Риот, то турниры по ЛоЛу прекратятся. С Дотой такая же ситуация на сегодня. Для Риот турнир — это такая BTL акция. Другими словами, если они считают отдачу от инвестиций от чемпионата, то это не спорт, а маркетинг (хотя очень и очень похожий).

Я о том и веду речь, у Доты есть шанс состоятся как спорту, то есть в какой-то момент Дота сможет стать абсолютно бесплатной (вместе с шапками и исходными кодами) и зарабатывать именно как зрелищный вид спорта, где не игроки несут деньги, а зрители. Турнирный ЛоЛ никогда не станет самостоятельным и будет существовать, пока обычный ЛоЛ приносит деньги.

Вполне вероятно, что недопонимание происходит на уровне словаря. Если смотреть на киберспорт, как состязательное шоу, то вы, Георгий, правы. Если смотреть на киберспорт как на самостоятельный от игры бизнес, то вроде как, я прав. Но писать заголовок, типа : « Почему киберспортивный ЛоЛ не станет самостоятельным, а у Доты станет» — глупо. Как иначе я соберу классы на этом сайте =)
+2
0
+2
Исправь ошибку "отмету"
0
0
0
Дешевый наброс за 300. Где ответ на вопрос, почему LoL не станет киберспортом, когда он уже им стал?
0
0
0
Ух, какой же четкий заголовок, повеяло 2013 годом. Ностальгия=(
0
0
0
Исправь ошибку "отмету"
А в чём ошибка?
0
0
0
Георгий, это большой вопрос. ЛоЛ очень популярен, но среди своих игроков. Никто не спорит, трансляции на 36 000 000 людей это сильно. Но смущают две вещи. Первую я описал в статье -- ЛоЛ интересен своим игрокам. В него играет куча народу и смотрит куча народу, но спортом он от этого не стал. Пока его не начнут смотреть люди просто ради развлечения. Вторая -- само отношение к спорту, в статье есть ссылка на конфликт ЛоЛа и организаций. Позиция Риотов категорически неверная -- киберспорту нужно зарабатывать на зрителях и давать зарабатывать организациям, тогда он станет тем спортом, с которым мы каждый день сталкиваемся. Дота может это делать, ЛоЛ не может -- это диспозиция на сегодня.
Использовать статью, написанную Ядвидчуком как аргумент в споре против него - это некст лвл дебатов.
0
0
0
Ответ George Yadvidchuk
Дешевый наброс за 300. Где ответ на вопрос, почему LoL не станет киберспортом, когда он уже им стал?
Если кучка людей будут срать и сравнивать у кого лучше, то это спорт? Для них да, для окружающих дураки
0
0
0
Ответ _SD
Использовать статью, написанную Ядвидчуком как аргумент в споре против него - это некст лвл дебатов.
Хахаха. ))
0
0
0
Ответ Dniels Sebri
Если кучка людей будут срать и сравнивать у кого лучше, то это спорт? Для них да, для окружающих дураки
Так в том-то и дело, что не нужно ничего сравнивать. Все уже состоялось и работает.
0
0
0
Не соглашусь. Формально оно, конечно, состоялось. Но вообще спорт (который обычный) — всё-таки специфичная сущность. Футбол, например, не принадлежит никому (ФИФА проводит турниры). То есть в спорте нет места правообладателям. Суть в том, что если исчезнет ФИФА ничего страшного не получится, турниры не прекратятся, футбол не исчезнет. Если мы убираем Риот, то турниры по ЛоЛу прекратятся. С Дотой такая же ситуация на сегодня. Для Риот турнир — это такая BTL акция. Другими словами, если они считают отдачу от инвестиций от чемпионата, то это не спорт, а маркетинг (хотя очень и очень похожий). Я о том и веду речь, у Доты есть шанс состоятся как спорту, то есть в какой-то момент Дота сможет стать абсолютно бесплатной (вместе с шапками и исходными кодами) и зарабатывать именно как зрелищный вид спорта, где не игроки несут деньги, а зрители. Турнирный ЛоЛ никогда не станет самостоятельным и будет существовать, пока обычный ЛоЛ приносит деньги. Вполне вероятно, что недопонимание происходит на уровне словаря. Если смотреть на киберспорт, как состязательное шоу, то вы, Георгий, правы. Если смотреть на киберспорт как на самостоятельный от игры бизнес, то вроде как, я прав. Но писать заголовок, типа : « Почему киберспортивный ЛоЛ не станет самостоятельным, а у Доты станет» — глупо. Как иначе я соберу классы на этом сайте =)
Если мы уберем Riot Games из киберспорта, то ESL, Garena, Tencent, OGN и прочие организаторы никуда не денутся и соответственно турниры тоже. Если по Вашему мнению Riot Games LLC основной организатор турниров по League Legends, то у меня для вас плохие новости. Учите матчасть? А то такое ощущение, что Вы информацию берете только с русскоязычных ресурсов экс ди.

Btw Tencent LoL Pro League является сейчас примером самодостаточности и самостоятельности (хоть и не идеальным).
0
0
0
Ответ AnotheR
Если мы уберем Riot Games из киберспорта, то ESL, Garena, Tencent, OGN и прочие организаторы никуда не денутся и соответственно турниры тоже. Если по Вашему мнению Riot Games LLC основной организатор турниров по League Legends, то у меня для вас плохие новости. Учите матчасть? А то такое ощущение, что Вы информацию берете только с русскоязычных ресурсов экс ди. Btw Tencent LoL Pro League является сейчас примером самодостаточности и самостоятельности (хоть и не идеальным).
Дорогой Андрей. Естественно, такое количество игроков на инерции протащат ЛоЛ ещё год или даже два. Но интерес будет угасать. И уж тем более показательна ситуация, которую описывал Георгий в своей статье. В самостоятельном и самодостаточном турнире у комментаторов не может быть претензий о зарплате к самому Риоту, только к чемпионату. Но раз Риот платит или не платит деньги комментаторам и назначает степендии игрокам, значит и чемпионат от него зависит. Вроде очевидно -- НБА не производитель баскетбола, но от её доходов зависят зарплаты игроков и комментаторов (но там другая система перераспределения дохода).
0
0
0
Дорогой Андрей. Естественно, такое количество игроков на инерции протащат ЛоЛ ещё год или даже два. Но интерес будет угасать. И уж тем более показательна ситуация, которую описывал Георгий в своей статье. В самостоятельном и самодостаточном турнире у комментаторов не может быть претензий о зарплате к самому Риоту, только к чемпионату. Но раз Риот платит или не платит деньги комментаторам и назначает степендии игрокам, значит и чемпионат от него зависит. Вроде очевидно -- НБА не производитель баскетбола, но от её доходов зависят зарплаты игроков и комментаторов (но там другая система перераспределения дохода).
Комментарии про угасающий интерес к LoL имеют такую же степень прохладности, как про умирающий WoW.

Для справки. Tencent LoL Pro League aka LPL - китайская профессиональная лига и она не имеет ничего общего со всеми проходящими скандалами в NA/EU лигах, конфликтах с комментаторами и т.п. И там абсолютно другая система монетизации, к которой собственно Риоты и стремились в LCS - зависимость дохода игроков и организаций от спонсоров, продаж атрибутики и рекламы. Зависят от Riot только организации, не способные получать необходимый доход с маркетинга, точка

Рекомендую почитать аналитику The Score Esports и ESPN как наиболее объективных нейтральных источников, поскольку для составления мнения по сцене LoL Вам данных явно не хватает. Всего наилучшего.
0
0
0
Ответ AnotheR
Комментарии про угасающий интерес к LoL имеют такую же степень прохладности, как про умирающий WoW. Для справки. Tencent LoL Pro League aka LPL - китайская профессиональная лига и она не имеет ничего общего со всеми проходящими скандалами в NA/EU лигах, конфликтах с комментаторами и т.п. И там абсолютно другая система монетизации, к которой собственно Риоты и стремились в LCS - зависимость дохода игроков и организаций от спонсоров, продаж атрибутики и рекламы. Зависят от Riot только организации, не способные получать необходимый доход с маркетинга, точка Рекомендую почитать аналитику The Score Esports и ESPN как наиболее объективных нейтральных источников, поскольку для составления мнения по сцене LoL Вам данных явно не хватает. Всего наилучшего.
Андрей, абсолютно другая система монетизации это контракт со Спрайт на примерно 2,3 миллиона долларов (утекло в твитер)? Сколько тратит Тенсент на эту лигу? Тенсент владелец Риот, насколько ЛПЛ независимая от игры лига? То есть от этих рекламных контрактов может и зарабатывают комментаторы, но это совсем не значит, что лига самодостаточная.

Призовые у Эпицентра в Москве были примерно как у ЛПЛ одного сезона, уверены что Эпицентр уложился в 2,3 миллиона? Выглядит как затыкание дыр, а не самодостаточность. Шаг это правильный, но если отдать лигу в руки любому менеджеру из НБА, он на рекламных контрактах сделает миллиард.

Зато, с вашей подачи, я нашёл интересную информацию. Оказывается Риоты подписывали Кока-Колу и чемпионат назывался Coca-Cola NA LCS, но всё просрали, слухи говорят, что наобещали много, но не реализовали. Потому что они положили три болта на эти рекламные контракты, не с них они зарабатывают. Может потому и Спрайт им какие-то копейки дал.
0
0
0
Ответ AnotheR
Комментарии про угасающий интерес к LoL имеют такую же степень прохладности, как про умирающий WoW. Для справки. Tencent LoL Pro League aka LPL - китайская профессиональная лига и она не имеет ничего общего со всеми проходящими скандалами в NA/EU лигах, конфликтах с комментаторами и т.п. И там абсолютно другая система монетизации, к которой собственно Риоты и стремились в LCS - зависимость дохода игроков и организаций от спонсоров, продаж атрибутики и рекламы. Зависят от Riot только организации, не способные получать необходимый доход с маркетинга, точка Рекомендую почитать аналитику The Score Esports и ESPN как наиболее объективных нейтральных источников, поскольку для составления мнения по сцене LoL Вам данных явно не хватает. Всего наилучшего.
Комментарий про угасающий интерес к ЛоЛу, это, я к ситуации, если Риот исчезнет. Если Риот не исчезнет, то интерес никуда не денется, естественно.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий