Долан Нолана
Блог
Трибуна

Мнение о «1899». Новый сериал от создателей «Тьмы» проще, но выглядит великолепно

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Завышенные ожидания – ваши проблемы.

На прошлой неделе на Netflix вышел сериал «1899». Это новый проект тандема режиссера-сценариста Барана бо Одара и сценаристки Янтье Фризе, создавших несколько лет назад «Тьму», первый немецкоязычный сериал в истории сервиса. «1899» рассказывает о группе мигрантов, что отправляются через Атлантический океан в США на пароходе «Цербер», но на полпути сталкиваются с «Прометеем» – еще одним пароходом той же транспортной компании, который загадочным образом исчез четыре месяца назад. 

Самое главное, что нужно сделать перед началом просмотра «1899» – это правильно настроиться. Карьерный бэкграунд Барана бо Одара и Янтье Фризе сильно влияет на ожидания. В «1899» очень легко увидеть новую «Тьму». Точно такая же гнетущая атмосфера мрачной тайны, мистика, ворох загадок и калейдоскоп персонажей (сразу включаешься в игру «Угадай, кто кому и кем приходится») – жанровое родство неоспоримо.

Стилистические сходства очевидны: музыка от того же композитора, что и в «Тьме», Бена Фроста, те же визуальные приемы (камера часто фиксируется на лицах, любит статичные кадры и не стесняется наездов), схожий цветкор, бодрые аудиовставки в конце серии, да даже саунд-дизайн (ох уж это потрескивание включающихся светильников, которое ни с чем не спутать). В конце концов, одну из главных ролей играет Андреас Пичман, исполнивший роль «среднего» Йонаса во «Тьме». Но.

Но «1899» – это совершенно другой сериал. 

Хочется начать с немного печального: сериал куда более простой (не по количеству загадок, а по проработке) и не так идеально выверен. «Тьма» – это авторская драма, чей сценарий – и это ощущается – дорабатывался до совершенства годами. «1899» – динамичный, но более поверхностный блокбастер. Внезапная аналогия: если сравнивать с фигурным катанием, то заявленная сложность программы у «1899» на порядок легче. 

Хотя поначалу легко обмануться. Уже в первой серии, как только капитан Айк (его, собственно, и сыграл Андреас Пичман), получив загадочное SOS от пропавшего «Прометея», меняет курс «Цербера» и отправляется на спасение, а нам презентуют с десяток колоритных персонажей (на корабле собрались беглецы со всего света) – вектор развития кажется понятным. Но «1899» не отправляется в запутанное расследование того, что произошло на «Прометее», а безостановочно, с графиком «одна загадка в пять минут», начинает накидывать все самое мистическое и пугающее.

Таинственный незнакомец в длинном плаще, буквально вылезший из воды, жуки-проводники, узкие коридоры-лазы (еще один визуальный референс «Тьме»), пугающие приказы от компании, владеющей кораблями, инфернальный мальчик, который единственный выжил на «Прометее», черная пирамида, письма в одинаковых конвертах – темп задается такой, что осмыслить каждый из вопросов ты просто не успеваешь. Тут опять видна разница с «Тьмой». Прошлый сериал Одара-Фризе напоминал металлическую головоломку из составных частей: все, вроде бы, видно и на поверхности, правила известны (свой чуть ли не главный твист «Тьма» выдала буквально на третьей серии), но каждый изгиб, поворот детали открывали новые грани и удивляли. Короче, сериал разрастался в глубину. «1899» же работает исключительно в ширину.

Сериал бомбардирует загадками зрителя в духе «Лоста» (у этих проектов, в общем-то, сходств очень много), даже не пытаясь их состыковывать и объяснять. По итогу становится понятно, почему – финал «обнуляет» все эти логические недоработки. «Обнуляет» довольно-таки читерским (да и с серии пятой-шестой читаемым) ходом. 

Почему это не делает «1899» плохим сериалом? Честно говоря, в первую очередь, благодаря вере в Одара и Фризе. Эта пара уже один раз смогла из избитой темы – путешествия во времени – сделать что-то совершенно новое, неожиданное и свежее. В этот раз они вновь взялись за еще один архетип фантастики – вдруг получится опять? Первый же сезон выглядит очень растянутым пилотом, который лишь подготавливает зрителя. Возможно, настоящая глубина истории окажется за пределами «Прометея». 

Вторая причина – технически «1899» великолепен. Все, что восхищало в «Тьме», постарались сохранить и пусть не преумножить, но хотя бы переосмыслить. Атмосфера в «1899» создается буквально в первые 10 минут и ни капли не проседает. Очень сильно играет на это и натуралистичность «Прометея» и его обитателей. Дело не только в хорошей работе костюмеров, но и в подходе к, хм, звучанию вокруг.

«Прометей» собрал мигрантов со всего света, поэтому никакой моноязычности. Немецкий, французский и английский звучат в равных пропорциях (жду инфографики, реплик на каком языке в «1899» больше всего), много «в кадре» испанского, датского, польского и японского. В общем, погружение в эпоху стыка XIX и XX века максимальное (а в контексте событий сериала ещё и ироничное).

С самими же персонажами чуть сложнее. С одной стороны, им критически не хватает глубины проработки (но финальный твист во многом объясняет, а почему так). С другой, все герои получились визуально фактурными – как же, правда, решает многоязычность – а каст из не особо известных европейских актеров радует глаз. Кажется, именно так, без лишней наигранности, и нужно продвигать тему мультикультурализма.  

Может быть, это слепая вера, но первый сезон «1899» выглядит хорошим прогревом перед мощным продолжением. Такая обманка зрителя, чтобы тот почувствовал себя на месте героев сериала. Вектор сериала понятен, тема пусть и избитая, но всегда перспективная. А в Барана бо Одара и Янтье Фризе хочется верить. Во всяком случае, пока что. 

Оценка: 6,5/10

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий