Что может помешать М19 стать топ-командой
Сильнейшая команда СНГ по LoL нашла новый дом – усадьбу XVIII века. Что еще ждет организацию с приходом инвестора?
Кажется, что про особняк, в которой обитает команда M19 – бывшая Albus Nox Luna, четвертьфиналист чемпионата мира по League of Legends, – говорят больше, чем про саму команду. Место действительно впечатляет. Пожалуй, М19 стала первой командой из СНГ, чья база может сравниться, а местами и превосходит крутейшие буткемпы китайских организаций. Начальная цена этой усадьбы сегодня – 1.3 миллиарда (!) рублей.
Такие роскошные условия команде обеспечил холдинг Strongbow, ныне меняющий свое название и более известный как Russing. Он принадлежит Евгению Туголукову, уроженцу Екатеринбурга, бывшему депутату Госдумы от «Единой России» и владельцу крупных активов в целом ряде сфер – от строительства до медицины. Пусть это и не озвучивалось, но и усадьба Никольское, вероятно, принадлежит ему: по крайней мере, очень похожая информация в декларации о доходах у него указана.
Что ж, на фоне проблем с интернетом на буткемпе у отдельных отечественных организаций за ребят из М19 можно только порадоваться – у них действительно есть все условия для того, чтобы тренироваться и выигрывать (с этим пока, кстати, туговато – после четырех матчей в Лиге команда имеет в активе 2 победы и 2 поражения).
Пациент скорее жив. Что происходит с М19
Определенную долю оптимизма внушает и руководство организации – помимо уже существующей инфраструктуры Владислав Кригер, Александр Шлемин и Андрей Михеев грозятся построить ферму, на которой будет выращиваться еда для игроков. Обещали и коровок, чтоб было свежее молоко.
Планы у команды действительно масштабные не только по строительству фермы, но и по развитию М19 – после Intel Extreme Masters, который пройдет в польском Катовице с 25 февраля по 4 марта, бренд должен определиться со спонсорами и партнерами. В дальнейшем – возможное подписание команд по CS:GO и Dota 2. Что важно, работа ведется только с СНГ-регионом, а основной акцент делается на развитии игроков.
Все это круто и красиво, однако без лишней доли скепсиса я обойтись не могу никак.
Усадьба – это хорошо. Или не очень? С одной стороны, игроки всегда подчеркивают роль изоляции от остального мира – проще сфокусироваться. С другой стороны, постоянно жить в доме вдали от цивилизации – довольно сомнительное удовольствие даже для интровертов-геймеров. Причем вылезать оттуда команда почти не планирует: сначала весенний сплит, IEM, MSI (турнир пройдет в Бразилии и сыграет важную роль в распределении путевок на чемпионат мира), летний сплит, чемпионат мира. С таким графиком можно забыть вообще о чем бы то ни было, кроме игры. Здесь возникает и второй вопрос.
Сколько стоит содержать такую организацию на полном обеспечении? Это ведь не только пять игроков основы, игрок замены и два тренера – это обслуживающий персонал, это потенциальные тренеры по ОФП, психологи и так далее. Считать чужие деньги – дело неблагодарное, но LoL пока уступает по призовым и CS:GO, и Dota 2. Здесь остается надеяться на доходы от рекламы, благо, сегодня Лига Легенд является самой популярной игрой в мире, и иностранные спонсоры вряд ли отвернутся от команды, вышедшей в топ-8 чемпионата мира.
Но что будет дальше, когда подпишут контракты с командами по Dota 2 и CS:GO? Vega Squadron, Team Spirit, Comanche, Virtus.prо – очень солидные организации, у которых с деньгами все хорошо и переманить кого-то удастся с трудом. Или же придется формировать команду, которая будет не будет претендовать даже на топ-3 в регионе без особых перспектив? На фоне работы с сильнейшей командой СНГ по LoL это будет выглядеть странно. Про CS:GO говорить вообще нечего – в СНГ просто нет такого количества талантливых игроков, которые могли бы на равных бороться с командами из топ-30 рейтинга HLTV.
Все это смущает в первую очередь по тому, что в отечественном спорте было слишком много историй, когда в команды приходили инвесторы, вкладывали уйму денег, а потом либо перегорали, либо были вынуждены прекращать проект. Все помнят трагикомическую смену курса «Анжи», когда кризис очень мощно ударил по бизнесу Сулеймана Керимова.
Есть и еще один важный момент, значимость которого многие недооценивают: это постоянный контакт руководства организации и игроков. Суть вот в чем: в крупных спортивных структурах существует строгая иерархия. Условно, она выглядит следующим образом: игроки общаются с менеджером, менеджер с руководством, руководство с инвестором. Ситуация, когда все общаются со всеми может приводить в различным, скажем так, проблемам с коммуникацией. Работа в коллективе всегда сложна, и если бы командой руководили люди, имеющие опыт работы в киберспорте, то таких опасений не возникло бы. Однако руководство М19 честно говорит: да, играли, да, любим киберспорт, но опыта в данной сфере у них нет. Чем это чревато? Поспешными решениями, которых мы видели за последние годы уйму.
Работы организации предстоит безумно много. Если у создателей М19 получится обойти или преодолеть все эти подводные камни, и в России появится структура, способная на равных конкурировать с топовыми мировыми организациями, от этого выиграет весь российский киберспорт.