Монтировка Фримена
Блог

The Beginner's Guide. Забытый шедевр

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В 2015 году на свет появился один из главных инди-шедевров игрового мира — The Beginner's Guide (TBG) от Дейви Ридена (Davey Wreden). Глубокая, необычная и не поддающаяся жанровому определению игра на движке Source после выхода была осыпана наградами и высокими оценками, однако сегодня незаслуженно забыта. В российских и иностранных топах она почти не встречается. При этом TBG — экземпляр уникальный хотя бы потому, что не требует от пользователя игрового опыта или десятков часов на прохождение (длительность истории сравнима с хронометражом фильма). По сути, это визуальный роман, реализованный игровыми механиками. TBG можно пройти за один вечер и смело советовать друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам, которые за жизнь не прошли ни одной игры. Что же за волшебная история? В The Beginner's Guide рассказчика зовут Дейви Риден, он имеет аналогичную биографию с создателем игры Дейви Риденом (переплетение реальности и вымысла усиливает то, что настоящий Риден еще и озвучивает персонажа). Геймплей TBG представляет собой путешествие по 17 уровням на движке Source, оформленным в уникальном стиле (от тюремной камеры и домика на заснеженной горе до космического корабля и многоуровневого лабиринта). Каждый из них — отдельная мини-игра с философским подтекстом. Согласно сюжету, игры создал молодой геймдизайнер по прозвищу Кода, с которым игровой Дейви впервые встретился в конце нулевых на гейм-джемах.

Путешествуя по уровням и исследуя необычный внутренний мир Коды, Риден помогает игроку, используя возможности редактора Source. Он делится подсказками в головоломках, устраняет преграды и меняет некоторые изначально непроходимые игры так, чтобы их можно было завершить. Параллельно он пытается убедить пользователя в том, что все игры Коды связаны друг с другом и обладают неким общим смыслом.

Постепенно вмешательства Ридена усиливаются. Становится понятно, что всемогущий рассказчик вносил существенные изменения в код игр, пытаясь подстроить их под свое видение.

В конечном итоге выясняется, что и ключевые повторяющиеся объекты — фонари — изначально не существовали. Риден разместил их сам, чтобы связать разрозненные элементы в единый нарратив.

Получается, что всю игру рассказчик невольно делится собственными страхами и домыслами — говорит о себе, а не о загадочном создателе. В финальной части Риден получает сообщение от Коды с просьбой остановиться, создать что-то уникальное и больше не тревожить его. Затем следует сюрреалистический эпилог, где разоблаченный и разочарованный рассказчик погружается в тишину.

После выхода игры появилось множество трактовок и теорий, объясняющих значение необычного сюжета. По одной из них, реальный Риден-геймдизайнер показал свою историю творческих метаний и разногласий с игровым сообществом, требующим простых решений и наглядных сюжетов. По другой, Кода — олицетворение художника, которого постоянно правят «лучше знающие» студийные редакторы.

Однако главное — невероятный визуальный стиль и атмосфера игры. Каждый уровень действительно можно было бы выпустить отдельным микро-проектом, который врезается в память своими деталями. Например, в одной из игр Коды можно двигаться только назад. Вас вынуждают идти спиной и разворачиваться на каждом углу. Постепенно на стенах в поле зрения открываются слова, которые к концу уровня складываются в красивую фразу.

На другом уровне вся дорога заполнена выдуманными комментариями других игроков, которые его проходили ранее. Они обращаются друг к другу, костерят создателя за глупую идею, жалуются, что у игры нет логики и конца. В какой-то момент появляется довольно жуткое ощущение, что это фразы реальных людей, использованные при разработке. Риден объясняет, что с их помощью Кода пытался побороть одиночество.

Отдельно хочется сказать о музыке. Композитор Райан Рот, работающий под псевдонимом Dualryan, создал потрясающий саундтрек. Во многом магия истории TBG раскрывается именно в звуковом сопровождении. Темы для уровней полностью соответствуют их атмосферному разнообразию — здесь и пронзительные фортепианные мелодии для уютных локаций, мрачные электронные треки для величественных территорий, кроткие гитарные композиции и тихий атмосферный саундскейп для минималистичных пространств. Рот любит писать музыку именно для инди-проектов. В частности, композитор работал над The Yawhg и Sokobond — классикой жанра.

Недавно один из самых известных российских кинокритиков Антон Долин* на одном из стримов заявил, что не считает компьютерные игры искусством, поскольку они призваны лишь развлекать пользователей. Интересно, как он отреагировал бы на The Beginner's Guide, ведь она буквально меняет восприятие игр, заставляет увидеть за обезличенными строчками кода переживания реального человека. Лучший способ испытать это — пройти игру самому.

*Признан иноагентом

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий