Идут квалы на Рияд, а в Восточной Европе не за кого болеть
Команды забили на медийку.
Квалификации на TI и Рияд всегда были особенным турниром. Тир-1 команды, за которыми зритель наблюдал весь год, сидят в отпуске, а на сцену выходят коллективы послабее. Это их звездный час! Каждый год мы детально искали сторилайны в битвах команд, которые, быть может, и вылетят через два дня. Каждый год мы наблюдали за становлением новых звезд: помните, как мы дружно учили ник Malr1ne, который впервые сверкнул с Nemiga на отборочных? Каждый год мы видели, как команды заявляли о себе – PuckChamp или Empire с Саюшем и Кийотакой, Espada с Никсом и ILTW...
Всего этого больше нет. На второй день квал на Рияд стало ясно, что болеть за 90% команд физически невозможно. Не за что зацепиться, не за что любить.
В теории коммуникации есть такой термин, как «коммуникативный барьер» – им часто злоупотребляют студенты и преподаватели журфаков. Это одно из простейших понятий, на нем можно проехать весь семестр. Говоря простыми словами, коммуникативные барьеры – помехи в процессе обмена информацией, из-за чего возникает непонимание или недосказанность между собеседниками. Причины барьеров могут быть как чисто техническими (плохая связь в Discord, высокий пинг, микрофон за 100 рублей и т. д.), так и социальными – уровень владения языком («not bad» от англичанина будет значить не то же самое, что от американца, как и «неплохо» на русском языке), разные моральные ценности, речевые особенности. В общем, на самом деле провести продолжительную коммуникацию со 100%-м уровнем понимания практически невозможно.
Но знаете что? У команд по Доте фактически нет серьезных помех! Вот только диалог между зрителем и клубом происходит у трех-четырех составов в Восточной Европе. Что характерно, им же, как правило, не так критичен этот диалог за счет хороших турнирных результатов.
Взгляните на этот список:
Представим, что вы искренне хотите разобраться в тир-2 Доте и поболеть за кого-нибудь. Среди команд в списке что-то в медиапространстве делают Virtus.pro, NAVI (статус тега не позволяет им пропадать из инфополя) и... 1win, пускай очень дозированно. Если по разным причинам не хотите болеть ни за одну из этих команд, то из остальных придется выбирать методом тыка.
Что мы знаем о Лиге без Рамзеса? SIBE запустили токены и программу для фанатов, но этот ход рабочий, только когда у тебя база фанатов, готовых коммититься в токены, веб-3 технологии и вот это все. YeS интересны лишь Сатаником и спорами, являются ли они «академией Spirit» или «личным проектом Дмитрия Белова». NextUp вообще выглядят доппельгангером Немиги даже на уровне логотипа. В этом ряду была бы и Nemiga, если бы не чит-код: за нее всегда будет болеть зритель из Беларуси. Это такой классический спортивный клуб с привязкой к локации, что уже неплохо!
Еще в 2020 году Александр Чернышев писал командам на почту и в соцсетях, чтобы узнать: а почему за них надо, собственно, болеть? На почту ответ пришел от трех из 11 (!) адресатов, а в соцсетях больше половины клубов обошлись такой отпиской, что лучше бы промолчали. С тех пор взаимодействие с фанатами стало еще хуже.
Важно: я не прошу вкладывать большие ресурсы в медийку. Я понимаю, что у команд разное финансовое положение, и, очевидно, SIBE не может написать комикс, как BetBoom Team, и снять Smells like Team Spirit, как Team Spirit. Но ведь есть множество бесплатных или почти бесплатных форматов, которые помогут познакомить игроков с аудиторией.
1. Посадите игроков и заставьте их написать эссе о себе – будьте уверены, даже они станут поводом для обсуждения если не в инфополе, то хотя бы в личных сообщениях дотеров. На первом же крупном интервью Malr1ne рассказал о жизни в деревне, взял себе ник в телеграме «Сельский Стас» и стал узнаваем хотя бы этим – и до игры в Falcons.
2. Дайте дотерам анкету о любимых хобби – хоть как-то выделитесь из потока тир-2 команд!
3. Устройте раз в месяц Bo2 формат «команда х подписчики команды» – последние должны выполнить задание для того, чтобы попасть в лобби. Раз в месяц у вас появятся десять преданных фанатов, которые будут знать, что конкретно этому коллективу не плевать на зрителей.
На эти три идеи у меня ушло десять минут, а для их реализации хватит премии одному SMM-менеджеру за оформление анкет и хост лобби (это уже опционально). С бюджетом можно выйти за рамки: в Италии футбольный клуб «Венеция» набрал фанатов по всему миру, играя в Серии Б, за счет умопомрачительных фотосессий моделей в игровой форме. И таких примеров – сотни. В Доте же – сотни примеров, как медиаконтент от команд заключается в бесконечных ссылках на трансляции матчей и посты, которые Maelstorm так метко назвал WELCOME и THANK YOU – об изменениях в составе.
* * *
Если тир-2 команда не может сделать инфоповод раз в год, когда интерес к ней возрастает до уровня тир-1, то зачем за нее болеть? А главное – кому?
«Insilio – самый популярный клуб России». Дерзкий Рейчел – о команде и школе Симпла
Обратный РП Магнуса – самый непонятный спелл в Доте. Но я нашел ему 4 применения
По поводу того, что клубам самим выгодно создавать инфоповоды и отсутствия интереса для аудитории в интервью с непопулярными клубами и игроками — друзья мои, но ведь вы сами существуете в киберспортивном комьюнити и в ваших интересах так или иначе популяризировать соревновательную тир-2 сцену всеми нами любимой соревновательной игры. Что бы эти команды ни делали, из активности никогда не будут освещены в средствам массовой информации, они никогда не будут интересны широкой аудитории без ярких результатов, с этим можно не соглашаться, можно спорить, но если мы возьмём и рассмотрим реальное положение дел, то увидим, что именно так дела и обстоят. Ну не надо натягивать сову на глобус и доказывать тир-2 организациям, что они, видите ли, обязаны быть интересными и должны генерировать инфоповоды, что бы они не сделали, они никогда не вырвутся из замкнутого круга отсутствия к ним внимания со стороны влиятельных в комьюнити лиц и СМИ, их инфоповоды банально никогда не увидит широкая публика. И в ваших интересах, и в ваших возможностях подсвечивать различные активности и действия подобных организаций, но почему этого не происходит?
Господа журналисты, но ведь это и ваша вина в том числе, что бы ни делали тир-2 команды, вам всегда будет приоритетные написать о любых телодвижениях грандов или же об очередных бесполезных и бессмысленных сотрясениях воздуха всяких медийных персон по типу Гуниной или Никса, от чего уже порядком устала ваша аудитория. В ваших руках есть огромный ресурс, именно вы можете повысить интерес или дать толчок той или иной тир-2 команде, просто подсветив их различные активности и креативные посты, так почему же вы ноете о неинтересных и закрытых командах, если сами абсолютно ничего для них не делаете? Нужна ли им вся эта возня с аудиторией, если ничего из того, что они сделают, не будет освещено на широкую аудиторию?
Рассказыва подробнее - было во время матча нави-вп, вроде в середине второй карты.
Не берусь рассуждать о ситуации с Team Sexy, ибо свечку не держал, но мне крайне интересно, а вы хоть назвать CEO условных 8-ми существующих на тир-2 сцене Восточной Европы организаций сможете?)
P.S. Впрочем, этот обмен мнениями абсолютно бесполезен, ибо ему суждено сгинуть навечно в комментариях к этой статье, которая, скорее всего, уже к завтрашнему полудню навсегда уйдет из фокуса внимания любого члена нашего немногочисленного киберспортивного комьюнити.
Если рассматривать тир-2 сцену последних нескольких лет, то мы видим только то, что важнейшим фактором выживания организации был, есть и будет фактор соревновательных достижений. Никакие мифические спонсоры не придут к тир-2 организации, пусть даже делающей максимальный упор на медийность, не дадут им достаточно денег для выживания организации. Я всё понимаю, это ваш хлеб и вам выгодно, чтобы команды и организации были медийными, дабы было что обсуждать и публиковать, но, возможно, надо рассматривать ситуацию объективно?
1. Nemiga - очень старая по меркам киберспорта организация, имеет преданную в первую очередь тэгу фанбазу (пусть и не на уровне грандов), имеет выгодное территориальное расположение (хоть по мне вы и сильно преувеличиваете влияние этого фактора). Очень ярко проявляют себя в медийном пространстве - активно ведут соц.сети, делают влоги, интервью, различные новые форматы с игроками, запускают интересные шоу, к примеру, недавний PROSPECTS, который вышел воистину очень интересным, тот же круглый стол отличался выдающимся продакшеном и интересными перформансами, но всё шоу насобирало несколько тысяч просмотров, не было упомянуто ведущими корпоративными СМИ и так и осталось в тени внимания аудитории. Очень удобно отметать в сторону все их усилия и делать вывод: серый клуб из Беларуси = болеют только беларусы.
2. L1ga Team - очень молодая и активно ведут соц.сети (появляется скупая мужская слеза при виде охватов их постов и стабильной регулярности их обновления - ребята, держитесь!), стандартные активности, на уровне любой киберспортивном команды, забросили свой Ютуб - канал, но в целом мы видим все базовые аспекты для успешной коммуникации с аудиторией. Крайне слабые результаты, последовательная потеря главных медийных активов команды, чего вы ещё от них ждёте? Да, видно, что выделяются деньги на ведение соц.сетей, но разве без турнирных результатов будут хотя бы минимальные основания для набора аудитории?
3. SIBE Team - в отличие от предыдущих команд крайне небогатая и последняя в этом списке организация. Проверив их соц.сети мы увидим, что ребята активно их развивают, делают смешные мемы, снимают короткие влоги с игроками и большие интервью с функционерами, при этом организация тоже очень молодая и с постоянной, стабильной текучкой состава, как ещё они при всех вводных должны захватывать внимание аудитории? Ребята сами подчёркивали, что на данный момент на тир-2 сцене доты банально очень и очень трудно выживать без серьезных турнирных успехов, особенно в Восточной Европе, должно ли в их планы входить при текущих реалиях делать упор на своё медийное развитие, направляя на это все свои не особо большие ресурсы (даже так шанс на успех будет минимален, а без этого у среднестатистической тир-2 организации нулевой шанс на медийный успех и, что ещё важнее, закрепление своего успеха)? Мне почему-то так не кажется.
4. Последние две команды являются стаками, Жёлтые Субмарины (привет, Вильярреал) изначально позиционировались на данной стадии своего существования как стак, собранный для обкатки молодых игроков и "фонд замен для Team Spirit" (цитата Корбина), который, как я понимаю, впоследствии решил развить стак до полноценной организации, однако, судя даже по поверхностному анализу, стак так и остался стаком.
С NextUp ситуация интереснее - они позиционируют себя и как полноценная организация, ведут соц.сети и свой ютуб канал с гайдами от игроков, однако, на мой взгляд, вся организация была создана первым составом команды, главное лица которой в свое время перешли под крыло "дочки" ВП, после чего организация ушла в инактив и только недавно вернулась с новым составом. Организация молодая и на данный момент представляет собою обыкновенный стак никому не известных игроков, но ребята экспериментируют и, например, неплохо набирают просмотры на шортсах на Ютубе, однако у них нет никакой единой линии развития, впрочем, в праве ли мы от них требовать хоть что-то помимо выживания?
И того, если присмотреться, то мы увидим, что у каждой из четырёх упомянутых в негативном ключе и обвиненных в отсутствии диалога с аудиторией команд море интересного контента и форм взаимодействия с аудиторией, чтобы в этом убедиться, достаточно провести простейший фактчекинг и хоть на минуту сойти со своего Олимпа, перестать смотреть на тир-1 организации и вникнуть в реалии современной тир-2 Доты. Каждая из этих организаций самобытна по-своему, у каждой есть свои сильные стороны, но зачем же в них разбираться, ведь гораздо проще попросту обвинить во всём "коммуникационные барьеры" и нежелание команд медийно развиваться.
9Pandas могли бы ехать исключительно на Соло, но я вижу, как они пытаются качать Альберку (в этой статье их не оказалось, потому что они не вышли в закрытые квалификации)