Первый Инт – как античная трагедия. Каждый игрок здесь полубог
Первый эпизод сериала о главном турнире в Доте.
Кибер запускает серию текстов о The International. Один текст – один турнир! В первом выпуске Роман Галеев расскажет все, что стоит помнить о турнире, который перевернул индустрию киберспорта.
* * *
The International 2011 был так давно, что чем-то напоминает античность. Что ни игрок – не меньше чем полубог. Истории доходят до нас в виде мифов и легенд, так что этот сеттинг отлично ложится на события тех лет.
Экспозиция
Что такое киберспорт в Доте до первого The International? Локальные турниры за небольшой призовой, регионы практически изолированы друг от друга. Любой матч Китая с Европой – событие, обязательное к просмотру. Рекордные призовые в Доте за первое место на тот момент – в 70 (!) раз ниже, чем приз за первое место на первом The International. Причем эти деньги нужно было еще выбить от порой не слишком честных и добропорядочных организаторов.
Когда Valve анонсировала TI в Кельне, игроки не верили своим глазам.
«Если честно, это звучало как пранк какой-то. Реанимировать умирающую игру и проводить турнир с самыми большими призовыми в мире. Серьезно? У Valve очень большие яйца», – говорил Santa, игрок Moscow Five.
Ходят слухи (ничем не подтвержденные), что Team DK с Бернингом буквально отказалась от инвайта на турнир, потому что посчитала письмо скамом.
Протагонисты: NAVI и EHOME
Всего два раза в истории The International в финале играли два фаворита турнира. На TI1 так оно и случилось, именно NAVI и EHOME воспринимались как однозначные претенденты на победу.
EHOME – суперкоманда, которая в 2010-м умудрилась выиграть 10 турниров подряд. Среди них был престижнейший на тот момент ESWC – один из очень немногих турниров, где как раз могли сыграть команды из разных регионов. На китайскую Доту чуть ли не молились, ее считали идеалом. Сильнейшая китайская команда – автоматически главный фаворит любого турнира.
NAVI – тег, собравший главных талантов того поколения. Этой команды могло бы и не быть, если бы не ZeroGravity, который настоял на приглашении LightofHeaven и Puppey. До них в NAVI числились Axura и Goblak. Причем Лост ушел из Moscow Five – мало того, что это прямой конкурент за первенство в регионе, так Дмитрий еще и расстался с бывшей командой с явным конфликтом. Дима Смелый, CEO M5, так проводил бывшего игрока: «Нам было легко расстаться с Дмитрием «LightOfHeaven» Куприяновым, поскольку из-за него был нарушен микроклимат в команде, а менеджмент NAVI предложил за трансфер неплохие деньги». Под неплохими деньгами имелись в виду две тысячи долларов.
LoH был тактичнее: «Из двух благ выбираю лучшее. Пробую поймать журавля в небе».
Примечательно, что Puppey обосновывал переход в NAVI тоже через стремление зацепиться за топ-1. «NAVI – команда «больших надежд». Это последний год для Дота-сцены (в будущем нас ждет Dota 2), поэтому многие европейские команды отказались от борьбы за первое место в мире, но я хочу бороться. NAVI – мой шанс осуществить задуманное».
Интересно, что обе команды сделали по две замены перед The International. EHOME решилась на замену самого Бернинга, а вместе с ним ушел и KingJ. Говорят, что в Team DK предложили невиданные ранее в Китае контракты, потому EHOME банально не смогла их удержать. Напоминаем, тогда за победу в тир-1 турнире команды получали по 10-15 тысяч долларов в лучшем случае. Высокая зарплата могла убедить Бернинга перейти в более слабую команду.
Агон: тянуть
Как проходили матчи в Доте в 2011 году? Команды фармили по 50 минут, а затем в драке 5х5 решали, кто победит. Посмотрите на основные показатели TI1 в сравнении с последним The International.
Для сравнения: раньше команда набивала по 32 крипа в минуту, а сейчас тир-1 керри в одиночку набивает больше 10 крипов в минуту. Да, уровень игры действительно был ниже. «Если сейчас люди стреляют друг в друга из лазеров и используют роботов, то тогда все били друг друга деревянными дубинами. Но в этом был свой шарм», – Santa очень точно охарактеризовал разницу между поколениями дотеров.
В Доте было две команды, которые не хотели мириться с пассивной игрой.
Это Natus Vincere и M5.
Если M5 осознанно выбрали стратегию через выигранные линии, то NAVI просто никогда не смогли бы играть в китайскую доту. В одном из интервью ArtStyle четко обозначил причину:
– Нам следует ожидать от NAVI китайской доты?
– У меня даже с DTS не получалось такого, а с этими врывателями точно нет… Тут просто нет терпения.
Что делать, если нет возможности сыграть как EHOME? И как вообще справляться с гениями на керри в Китае, которые на тот момент лучше всех изучили паттерны фарма? В топ-5 по количеству крипов – 4 азиата и Pajkatt.
Первый TI и TI11
В 2023 году любой игрок с рангом «Властелин 2» знает, что успешные драки надо конвертировать в объекты на карте. В 2011 году это было вполне себе откровением, которое и стало ответом на китайский медленный стиль Доты. Объясняет ArtStyle:
«Вообще-то Дота – это не файты 5 на 5 на верхней руне. Драка должна быть за что-то, например, за башню – все остальные драки бессмысленные. Так вот, я не называю это пушем – это действительно правильная Дота без тормозов. И я сказал бы, что она намного сложнее, чем бить крипов, а потом за 1 файт терять трон. Тут ты дерешься с врагом под башнями без айтемов – это, как бы, не знаю как назвать даже. Назовем это ювелирной работой. Просто все привыкли, что Дота должна идти 50 мин, а все что раньше – это пуш :D. Ну, бог с ними, пуш, так пуш».
ArtStyle прав – концепция NAVI никогда не строилась от пуша строений. Правильнее называть это «тактикой бесконечной драки». Этому способствовали и любимые герои NAVI: от мидового Ancient Apparition до Вивера-керри и Night Stalker (о нем поговорим позже отдельно).
Сравним героев команд из топ-4 The International – EHOME, Scythe и MYM.
И героев NAVI.
Во-первых, в глаза бросается узкий пул NAVI, но его еще можно объяснить проходом по верхней сетке. А во-вторых, обратите внимание – у NAVI нет таких героев как:
- Anti-Mage: считался главным лейт-керри Доты.
- Doom: исторически герой лейта.
- Tinker: первое время ничего не делает на карте, никак не поможет в дайве за тир-1 башню на десятой.
- Vengeful Spirit: герой, чья пассивка дает урон в процентах, всегда лучше раскрывается в лейте. Да и ульта не особо помогает в дайве – сравните с Ченом, Свеном-саппортом и Crystal Maiden. Эти герои дают все, что тебе нужно для атаки: здоровье, стан, броню и ману. Нужен контроль? Тогда Пуппею отдают Энигму или Шейкера.
Хор: iceiceice в топ-3, Kuroky-керри с Мираклом (другим) и баги
Понятно, что разговоры о TI1 так или иначе приводят нас к разговорам о EHOME и NAVI, как обсуждение TI3 всегда превращается в диалог о NAVI – Alliance. Однако на том турнире ведь играли не две команды – кратко расскажем, про кого еще стоит помнить.
Scythe Gaming. На заре Доты команды из Юго-Восточной Азии были действительно мощными. Команда из Сингапура во главе с Iceiceice дошла аж до топ-3 и даже обыграла EHOME в верхней сетке!
Meet Your Makers. Во второй Доте не было еще столь мифической команды легенд. Maelk – Miracle первой Доты. H4nni, Merlini на Зевсе... Знатоки Warcraft 3 сразу вспомнят Moon... Но к 2011 году у организации были огромные проблемы. Еще в 2009-м MYM по факту прекратила существование по финансовым причинам, но камбэкнула под другим руководством. Уже на тот момент у MYM среди спонсоров-партнеров числилась Puma, что для киберспорта того времени – нонсенс. Теперь это была уже не та зубодробительная команда, которая выигрывала все подряд. Но в ней все еще был Maelk.
Увы, MYM дошла лишь до топ-4 (в нижней сетке попала на EHOME), и с тех пор позиции тега слабели с каждым годом.
Gamescom. Нужно помнить, что TI1 – не самостоятельный ивент, а часть огромного игрового фестиваля. И это накладывало огромный след на проведение турнира. Так, у игроков в распоряжении была лишь одна комната отдыха, где они часто сидели на полу:
Обеды и ужины – за свой счет, сетка турнира писалась маркером на плакате:
Ах да, прямой официальной трансляции на русском не было: интернет не справлялся с запланированными четырьмя потоками, так что Вилату просто предложили комментировать записи, в том числе матча M5 – NAVI.
Moscow Five. NS, Dread, Smile, Santa, God. Сейчас вы бы сказали, что перед вами крепкий состав Старперхаты, но тогда это был один из главных андердогов турнира. Почти все уже на тот момент – суперопытные игроки. Почти все верили в возможность финала M5 – NAVI, но...
Второй по известности факт о TI1 – баг с Гемом в матче M5 – EHOME. Возможно, EHOME и не дошла бы до финала, если бы не ошибка Доты, из-за которой Гем у M5 не видел вражеские варды. Команды перед стартом турнира подписывали бумаги, где четко было прописано: подобные баги не будут поводом для переигровок. «A game is a game», – вот что сотрудник Valve ответил Диме Смелому, главе Moscow Five.
Багов в Доте хватало и без Гема. «Когда вторая Дота только вышла, это была даже не бета, а альфа. Нельзя было альт-табаться, игра зависала, были постоянные баги со звуком и механикой. Если первая Дота в 2011-2012 годах уже умирала, то вторая еще не родилась», – рассказывал Santa Киберу в 2019 году. Более того, по его словам, Dota 2 работала только на лучших компьютерах того времени – а это значит, что у многих команд даже на буткемпе банально не запускалась игра. Отсюда и случаи, когда игроки впервые запускали Dota 2 на самом The International, хотя ключи Valve им выдала заранее.
Санта вспоминает первый TI: Гейб и поиски Айсфрога, игра в шумном зале и бекон в отеле
Бог из машины: ArtStyle, уставший от Доты уже в 2011 году
О содержимом первого The International помнят единицы. Вряд ли вы вспомните драфты даже финала NAVI – EHOME. Возможно, для вас станет откровением, что единственным, кто брал Пуджа в NAVI на TI1, был не Денди, а Артстайл.
Но одно вы знаете точно – ArtStyle уничтожал на Night Stalker так, что за ним закрепилось имя «Иван-Баланар».
«Лично для меня то, что играем мы или я – это нормальная Дота. А то, как играют остальные – это заторможенная [Дота], потому что мне не нужны ни Power Treads, ни что-то другое – я иду и дерусь с врагом на первом уровне. Пуш-герои, как вы их называете, лишь помогают танковать башни. Я не называю это пушем – это действительно правильная Дота без тормозов. И я сказал бы, что она намного сложнее, чем бить крипов, а потом за один файт терять трон. Тут ты дерешься с врагом под башнями без айтемов – не знаю, как назвать даже. Назовем это ювелирной работой. Просто все привыкли, что Дота должна идти 50 мин, а все что раньше – это пуш :D».
Первая игра на Баланаре на The International сразу же показала всю мощь NAVI. Scythe Gaming (топ-3 турнира, на секунду) просто не вошла на сервер.
Обратите внимание на простоту драфта на линиях. От NAVI требовалось только скинуть нюки в одного из героев, и вот уже у соперника не было здоровья. В Доте с одним курьером на пятерых это равнялось уходу на базу или минуте в кустах.
С таким плейстайлом (не только на Баланаре) ArtStyle неизменно выигрывал первые 15 минут, а дальше – самое интересное. До TI3 команды не умели качественно сплитить и играть вторым номером: зажимались и ждали драки на базе. Посмотрите на закуп IG к 48-й минуте на TI1 в проигранном матче. В пабликах такое сейчас собирают за 20 минут даже при ужасных линиях.
Да, Radiance считался метовым и чуть ли не лучшим предметом на Вивера.
Ивану отдали Баланара в трех матчах из десяти – Иван не проиграл ни разу. Вот как выглядит типичная минута игры Артстайла на TI1:
Соперники все поняли и еще в шести картах просто банили его.
По Virtus.pro вы знаете, что ArtStyle – человек, создающий атмосферу в команде и готовый ради нее на все. Например, на спаивание прямых конкурентов, Moscow Five, перед первым раундом верхней сетки. Впрочем, тут версии расходятся. Есть история, рассказанная самим Артстайлом:
«Я придумал правило стола – тот, кто не пьет, выходит из-за стола, а тот, кто выходит из-за стола, за него не возвращается. Я сидел в удобном месте [диван стоял у стенки] и через один бокал выливал вино за диван. Русские скоро уже ничего не понимали, Santa на тот момент не понимал, что происходит, он просто пил. Smile, если не ошибаюсь, тоже пил, и NS. Только Dread сидел и злобно на меня смотрел».
И есть комментарии игроков M5, Санты и Смайла:
Смайл: «Еда халявная, бухло халявное. Все мы начали дико квасить, кроме азиатов. Накидались плотно. Именно после этого ArtStyle пустил байку, что всех споил, а это неправда».
Санта: «То, что рассказывал Артстайл – это похоже на анекдот, как хитрый украинец споил глупых русских. Может, он и не пил со всеми, ну это на его совести. Давление перед матчами? От похмелья было давление, да».
Сейчас из игроков M5 эту историю подтверждает полностью только Dread.
* * *
ArtStyle до сих пор в деле – тренирует NAVI Junior, но еще в 2011 году, до появления второй Доты, он утверждал, что сильно устал от игры и возвращается только из-за друзей:
«От себя хочу сказать, что меня уже тянет забить на Доту давно. В душе хочу забить уже давно, но куча уговоров на пару чемпов и так далее возвращают меня обратно. Я иду против себя. [...] Я даже сейчас не хочу играть, игра уже надоела: остались друзья, которым требуется помощь. А для фанатов получается, что у меня с головой траблы. Ну вот не хочу играть! А надо. После распада DTS желания играть вообще 0. Играю по инерции, новые знакомые и друзья. Продолжаю играть, хочу забить, но они меня держат, и не получается от всего отцепится».
И как и подобает богу из машины, исчезает он так же резко, как и появляется. Уже в октябре, через месяц после TI1, ArtStyle уйдет из команды. Целых три года никто не понимал, как это вообще возможно – выиграть крупнейший турнир в истории киберспорта и уйти. В 2014 году появятся детали: Иван отказался платить 10% призовых организации, а сам ArtStyle отпустит многозначительную фразу в адрес ZeroGravity:
«Спасибо, Зеро, ты многое для меня сделал и помогал мне. Но, Саша, в последнем моменте ты фейланул жестко».
Эксод: старт финала с 1-0 и мегасвап от NAVI
Удивительные времена – финал The International игрался с форой в одну карту для команды из верхней сетки. NAVI очень пригодилась карта в запасе, потому что в первой игре EHOME без проблем снесли трон. Фанфакт: ArtStyle сыграл на Пудже.
На второй карте все игроки NAVI меняются ролями – Dendi идет на оффлейн на Энигме, в центре стоит LightofHeaven на Бистмастере, а Артстайл уходит с привычной легкой линии. LoH рассказывал, что специально не играл на Бистмастере до финала, чтобы EHOME его не забанила – и это сработало!
Карту №3 довольно легко смотреть с багажом современной Доты. EHOME бодро начала: почти не подставлялась под ганги Dendi на Паке, а сама реализовывала DOOM в Вивера или Пака. Вот только атаки не конвертировались в снесенные башни – после фрага игроки разбегались на фарм, и это была критическая ошибка китайцев.
У NAVI – драфт имени 20-й минуты. Slardar, Weaver, Beastmaster, Chen, Puck. Такая команда и сейчас пойдет сноуболлить при появлении первых артефактов. К этому EHOME оказалась не готова.
Более того, у NAVI была совершенно имбалансная стратегия с Ченом. Заключалась она в том, что ХВОСТ и ArtStyle прыгают в толпу врагов, делают 1-2 фрага, после чего XBOCT уходит через Time Lapse, а Артстайла возвращает на базу Чен телепортом! В итоге, EHOME и не фармит, так как стягивается на драку, и не получает фраги.
На 20-й минуте случилась первая серьезная драка 5х5. Артстайла снова спасли Ченом прямо в Думе, чайника Лича от EHOME не хватило из-за призванных крипов Бистмастером и Ченом от Лоста и Пуппея, Вивера даже не пытаются убить. Тут уже стало очевидно, что NAVI забирают инициативу.
В те времена не умели растягивать карту, играть от сплит-пуша и отгонять соперника от базы. Стоит признать, что и делать это было куда сложнее: телепорт занимал отдельный слот, стоил уйму денег по той экономике (135 золота!), сами герои (если не Антимаг) куда медленнее толкали пачки крипов. Так что следующие 5 минут EHOME зажалась у тир-3, вышла один раз отпушить на экран от хайграунда и тут же потеряла чересчур храбрых игроков. Игра была по факту завершена.
Эпилог-начало
Лишь спустя месяц после The International до всех дошло – Dota 2 с нами надолго. Сразу после финала первого Инта Valve объявила, что скоро выпустит клиент Доты 2 в Steam, но для игры нужно будет получить инвайт – или от Valve, или от уже играющих людей. Сейчас кажется, что первый The International поделил игру на до и после. Но тогда такого ощущения не было: люди боялись, что супертурнир – это разовая акция, которая может не повториться.
В ноябре происходят две важные вещи: DreamHack объявляет, что будет проводить регулярные турниры по игре от Valve, а сама компания начинает небольшими порциями отправлять ключи от бета-теста.
NAVI навсегда вошли в историю Доты. Денди, Артстайл и Пуппей стали примерами для подражания у сотен тысяч игроков по всему миру, на их реплеях и матчах выросло все следующее поколение дотеров – от Arteezy до Миракла.
«Европейская и американская сцены обе хороши: играть приятно и там, и там. Но если сравнивать с Китаем, то разница огромна. Зарплаты, турниры, огромная разница между этими сценами. Я надеюсь, что DOTA 2 объединит игроков в одно большое сообщество, и мы будем жить дружно», – говорил Maelk за две недели до старта The International. И он оказался прав – из разрозненных локальных микросообществ Dota начала превращаться в огромную культуру, которая существует и по сей день.
NAVI же впереди ждет еще два финала The International, – два очень горьких финала – но об этом мы расскажем в следующих выпусках.
Большой профайл Fumimochi – стримерши, которую ненавидит весь топ-ММР Доты
Саппорты и вовсе за чертой бедности: купить куру за 150, потом апнуть за 220; ТП по 135 (и при смерти не получаешь халявное), 2 обса по 200, 2 сентри по 200, за разбитые обсы голды/экспы не дается, пассивный прирост золота меньше, за стаки процент не капает.
Понятно, что уровень механического скила тогда был намного ниже, чем сейчас, но только нельзя это через нетворсы доказывать.
Да, руны богатства дадут небольшой буст - более того, количество получаемого пассивного золота было увеличено с 0,6 до 0,8 в секунду, но это все еще не дает разницу в 1,5 раза.
Да и основная суть пункта была не в том, чтобы подчеркнуть низкий уровень игры, а передать мету турнира. Тогда действительно фармили 50 минут, но если бы я не дал контекст про гпм и крипов, можно было бы подумать, что все дрались на шести слотах (у саппортов дай бог 2,5 было)
А за текст спасибо, большая работа проделана. Интересно почитать
Поэтому, например, ваша цитата «До TI3 команды не умели качественно сплитить и играть вторым номером: зажимались и ждали драки на базе. Посмотрите на закуп IG к 48-й минуте на TI1 в проигранном матче. В пабликах такое сейчас собирают за 20 минут даже при ужасных линиях» просто некорректна. Это нельзя сравнивать, экономически это две разные игры.
P.S. замечание про контекст увидел, суть меты действительно передана хорошо)