Daily Oracle
Блог

Идеальная MOBA – какая она? Герои Доты, крипы Смайта, разработчики Лола

Собираем Могучего Рейнджера.

Неделя Лиги Легенд продолжается! До этого мы рассказывали о кошечке-Виспе и интересных артефактах:

Артефакты в Доте скучны: у предметов Лола куда больше механик

В Лоле есть аналог Виспа, и это – милая кошечка 😍

Сегодня мы немного расширим тему и затронем четыре основных MOBA-игры: Доту, Лигу Легенд, Хотс и Смайт. У каждой есть сильные стороны и откровенные провалы, за которые фанаты до сих пор критикуют разработчиков. Но что если из каждой игры взять самое лучшее, и соединить в одной игре? Я подготовил несколько параметров и выбрал для вас лучшее решение из четырех MOBA-игр.

1. Герои (Dota 2)

По разнообразным механикам и уникальности в целом героям Доты могут противостоять только персонажи Heroes of the Storm. Большинство героев Лиги Легенд можно разделить на условные классы: возьмем саппортов. У поддержки в Лоле обязательно будет или набор «Харрасящий нюк + лечение/щит + бафф» или саппорт-танк с инициацией и кучей контроля. Большинство керри будут иметь мощнейший нюк в качестве ультимейта, а мидер – это всегда набор атакующих скиллов (сравните с Темпларкой, например). 

Хуже только у керри в Смайте – стандартный набор «Аое-нюк + эскейп + бафф» будет практически у всех богов. Тем временем в Доте линия не предопределяет твои способности. Более того, герои с уникальными механиками (Meepo, Arc Warden, Broodmother, Chen, Invoker) выгодно выделяют Доту. Да, в Хотсе тоже полно интересных героев (например, Мурчаль воскресает за три секунды на любом уровне, а награда за его убийство урезана в четыре раза), но там в целом не так много героев. 

2. Крипы и бараки (Smite)

Для начала напомним основные различия крипов в Доте и Лиге:

• В Лиге нельзя добивать союзных крипов.

• В Доте снесенная сторона уничтожается навсегда – в Лиге она восстанавливается через несколько минут.

• После убийства Нашора (аналога Рошана) крипы рядом с героями усиливаются. 

• После уничтожения ингибитора (бараков) вместе с пачкой крипов в Лиге выходит Суперкрип. Его действительно трудно убить (труднее, чем больших крипов в Доте) – он легко в одиночку отпушивает пачку. 

Почему я напоминаю про крипов Лиги и Доты, если я выбрал крипов из Смайта? Потому что в целом механика крипов и бараков в Смайте очень похожа на систему Лиги. Союзных добивать нельзя, бараки (фениксы в случае Смайта) восстанавливаются через несколько минут, вместе с пачкой при снесенном фениксе появляются осадные крипы. 

Но есть три существенных отличия:

1. При добивании крипа часть золота получают союзники рядом. Да, это частично решает вечную проблему MOBA-игр: откуда брать деньги саппортам? Это честный подход, позволяющий повысить интерес к роли поддержки в игре.

2. Если крипа ударила башня, награда за него будет сильно уменьшена. Эта механика кардинально меняет геймплей на линии. Теперь вы не можете отсидеться за сильной вышкой (как и в Лиге, они мгновенно атакуют героев, если те ударили союзника башни, и бьют они очень больно) – придется или отпушивать линию (а значит, подставляться под ганги), или лишаться фарма. 

3. В Смайте аналоги трона (Титан) и барраков (Фениксы) самостоятельно атакуют. Это значит, что ситуаций из Доты и Лиги, где один крип в теории способен уничтожить голую сторону/трон без сопротивления, не бывает. Это немного упрощает оборону базы для и без того зажатой команды.

С одной стороны, Смайт не казнит за одну потерянную сторону (что уменьшает эффективность сплит-пуша). С другой, крипы Смайта вынуждают тебя держать линию не под башней. 

А еще там разные модельки крипов в зависимости от карты!

3. Артефакты (League of Legends + Dota)

Игрок «HotS» вышел из игры.

В прошлом посте я говорил о том, что в Лиге артефакты интереснее, и я не откажусь от этих слов, но поставлю Доту наравне с Лигой. Дело в том, что на артефакты нельзя смотреть в отрыве от героев. Да, для игроков на WK и Андерлорде артефакты будут куда скучнее, чем для спамера Тинкера. Тоже самое и в Лиге – все зависит от пула. 

В Доте больше активных артефактов, в Лиге больше уникальных пассивных эффектов у предметов. И то, и другое слишком ценно, чтобы отказываться от чего-то одного.  

4. Работа с аудиторией и реклама (League of Legends + Smite)

Игрок «Dota 2» вышел из игры.

Можно как угодно критиковать геймплейную составляющую Лиги, называть ее «аркадой» (привет комментаторам!), но это все еще самая популярная MOBA в мире. Потому что Riot умеют продавать свой продукт не только семизначной цифрой около фразы «Призовой фонд». Я восемь лет играю в Доту, пробовал все мобы, о которых идет речь в этом тексте. Доту продавал сам Warcraft, HotS привлекал героями из ключевых игр Blizzard, и только Riot делали себе рекламу с нуля. 

Впервые я установил Лигу после великого клипа про Джинкс (95 млн просмотров).

За семь лет видео сильно прибавили: теперь клип от виртуальной группы K/DA (Riot очень удачно посмотрели в сторону K-Pop) набирает 385 млн (!) просмотров и становится известен за пределами игры.

Smite до 2020 года отставал, хоть и имел один шикарный ролик. По классике жанра, главный бог клипа, Беллона, на момент выхода ролика была буквально имбой – через месяц-другой ее понерфили.

Там решили продвигать игру через... героев. Вместо того, чтобы сосредоточиться на популярных и глубоких греческой, египетской и скандинавской мифологиях, Hi-Rez стали выпускать по 2-3 бога из разных пантеонов. Да, в Смайте можно сыграть за Бабу Ягу или Чернобога. 

Жалуетесь на рандом в Доте? В соседней мобе есть абсолютно сломанный герой

Теперь Hi-Rez пошли еще дальше и стали добавлять в игру героев поп-культуры! В игре уже можно стать Аватаром Аангом или Катарой, а скоро добавят костюмы всех Черепашек Ниндзя и Шреддера! 

5. Киберспорт (Dota)

HotS все еще в отключке. 

До анонса новых сезонов DPC этот пункт однозначно был бы за Riot Games. Но теперь, с введением полноценных региональных лиг (мы верим, что в обозримом будущем эпидемия закончится и мы вернемся в прежнюю жизнь), Valve выстраивает идеальную систему турниров, где есть место мейджорам – праздникам Доты, региональным лигам, где даже топ-12 региона получает деньги и The International – турниру, из-за которого Доту знают далекие от киберспорта люди.

Более того, даже на коммерческие события остается место в календаре, но при этом, согласно календарю лиг, фанат Доты сможет смотреть матчи буквально 24/7 – всего четыре часа в неделю не будет играться матч ни в одной из лиг.

Обратите внимание: здесь я оцениваю исключительно систему турниров, а не хайп вокруг них или уровень проведения. 

6. Щедрость (Smite)

В отличие от Доты, Смайт предлагает лишь купить Боевой Пропуск, а не вкидывать в него тысячами. В отличие от Лола, Смайт дает тебе платную валюту за ежедневный вход. 

Помните извечный спор о том, стоит ли в MOBA-играх сразу отдавать всех героев или заставлять игрока их покупать за внутриигровую (или реальную) валюту? Smite усидел на двух стульях разом.

В игре такая же система, как и в Лиге – бесплатный пул героев, обновляемый раз в неделю, и покупка героев. Вот только если в Лиге нужно покупать каждого героя за реал или внутриигровую валюту, то в Смайте есть набор Бога: всего за 500 рублей (!) вы получите доступ ко всем выпущенным и будущим героям игры. Hi-Rez одновременно и придерживаются стратегии «игрок должен постепенно знакомиться с героями», и дают возможность игрокам со вторым аккаунтом или просто уверенным в себе людям за низкую цену купить все. 

Кстати, если вы уже покупали до этого богов, вся валюта за них будет возвращена. 

Кроме того, в Смайте по умолчанию у каждого игрока есть система уровней героев, доступная в Доте лишь с платным Dota Plus. Получив 5, 7 и 10 уровни мастерства, вы сможете купить в магазине (за внутриигровую валюту) золотой, легендарный и платиновые сеты на любого героя. Так, например, выглядит золотой сет на Артемиду:

7. Порог вхождения (Heroes of the Storm)

Наконец-то есть за что похвалить проект Blizzard! У Хотса удивительная судьба – вроде бы игру не за что жестко критиковать, кроме отвратительного переподключения в игру, которое недалеко ушло от третьего Варкрафта. Но HotS и не за что восхвалять – для киберспортсменов игра получилась:

1. Довольно простой (я и все мои знакомые, игравшие в другие MOBA-игры, спокойно забирались в алмазную лигу)

2. С сомнительным будущим. Blizzard, как оказалось, совершенно не умеют в киберспорт для MOBA-игр – сейчас у них в целом на плаву только OWL. 

Зато для казуальных игроков HotS оказался идеальным. Игра не требует учить тайминги, не просит изучать тысячи матч-апов, не заставляет концентрироваться на довольно скучном процессе ластхита. Приходи на линию, кидай скиллы, дерись на объектах, побеждай! Blizzard выдержали первый принцип правила «Easy to learn – hard to master», а вот со вторым вышли проблемы. 

 

Вот такой была бы идеальная MOBA. Возможно, мы еще увидим новый проект в этом жанре?

Итоги группы ESL One Germany по Доте: у СНГ все очень плохо (в плей-офф только NAVI), Yapzor – лучший

Только Valve облажалась с турнирами в августе. У фанатов футбола, НХЛ, НБА, UFC и даже Лиги легенд праздник был

27 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
требую отдельный пост про самых необычных (лучших/худших) героев всех моб
+9
0
+9
Пройдут года, но когда-нибудь найдется герой, который по-настоящему играл в хотс и напишет настоящую реальную статью про игру с ее плюсами и минусами. А не вот эти вот "залетел в алмаз, особо не трудясь, без таймингов и т.д. и т.п.".

Невероятно недооцененная игра, но в этом виноваты в первую очередь сами Близзы. Хотс имел 2 момента, когда за ней следили все - во время релиза и выхода патча 2.0. Но и там, и там в игре было столько проблем, что все на нее и забили. А когда допилили, оказалось что всем на нее плевать, а единственные те кто писали про нее были как раз из разряда "около, да я в соло 3 новичков унижаю".
+9
-1
+8
можно плашечку к таким новостям? спонсорский контент
Можно, как только нам за них заплатят :) Ко всем спонсорским постам есть такая плашка. Этот пост не является спонсорским – мне кажется, что странно думать, что за один пост нам занесли и разработчики Доты, и Лола, и Смайта, и Хотса
+5
0
+5
Можно, как только нам за них заплатят :) Ко всем спонсорским постам есть такая плашка. Этот пост не является спонсорским – мне кажется, что странно думать, что за один пост нам занесли и разработчики Доты, и Лола, и Смайта, и Хотса
Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. В нем было всего 3 слова:
"Разработчики занесли Доты"
+4
0
+4
Играл во все моба, всё-таки герои хотса впереди аналогов. Да, глубина героев доты в деталях, но по уникальности героев, механик хотс просто шикарен, легко можно найти себе набор героев, и каждый будет уникален и походить именно тебе. У многих свой ресурс, своя неповторимая механика. Не так ярко выражены герои-аналоги, и хоть их номинально меньше, но ощущается, что их чуть ли не больше. При этом в игре, где киберспорт официально умер, матчмейкинг до сих пор намного более балансный, большинство матчей лично у меня очень близкие. В доте слишком много игр, которые ты проиграл и выиграл уже на 10ой минуте, но играть ещё минут 20 минимум. И те, и другие удовольствия не доставляют. Да и имея максимальную порядочность, мне часто дают ну крайне токсичных игроков. В хотсе это тоже есть, но в разы меньше. И хоть смотреть киберспортивную доту до сих пор мне лично крайне интересно, поиграю я сам скорее в хотс
+4
0
+4
Раньше деньги только от Райот брали, а теперь и от Смайта, и в карман дядюшке Гейбу залезли, и даже Хотсом не побрезговали...
Растут ребята, растут.
)
+3
-1
+2
Ответ DeathWalker
интересно есть ли в лоле или смайте такие же бесячие)
в лоле есть Тимо, ставит невидимые мины, отравляет, замедляет, быстро бегает, заставляет противников промахиваться атаками, становится невидимым
+1
0
+1
Видимо, они чемоданы завезли по ошибке тебе, а не Роме. Попроси изменить адрес доставки, пожалуйста
ну хоть кто-то мне платит, пусть даже по ошибке.
+1
0
+1
Ответ заблокированному пользователю
Ну раз я тоже играю в лол, то пойду на деньги райот закажу себе пожрать
Видимо, они чемоданы завезли по ошибке тебе, а не Роме. Попроси изменить адрес доставки, пожалуйста
+1
0
+1
Ответ DeathWalker
требую отдельный пост про самых необычных (лучших/худших) героев всех моб
1 Место - Текис (Dota2)
+1
0
+1
Ну раз я тоже играю в лол, то пойду на деньги райот закажу себе пожрать
+1
0
+1
Со всем согласен, кроме киберспорта. Все-таки он за ЛоЛом, так как в отличии от Вальве - их киберспортивная система работала всегда. А у Вальве не работает сейчас и пока еще совсем не понятно, как заработает в будущем. Достаточно посмотреть количество мультигеймингов в дисциплинах, чтобы понять, где киберспорт работает. Это гигантский аванс в сторону Доты.
Я отдельно подчеркнул, что под киберспортом имел в виду только систему турниров, то есть оценивал как зритель, а не как потенциальный СЕО или сам киберспортсмен.

Имхо, система Доты с мейджорами, TI и коммерческими турнирами просто интереснее лиг внутри страны/региона.

С точки зрения бизнеса и привлекательности для орг (особенно не в тир-3 регионах) Riot, конечно, на несколько шагов впереди
0
0
0
Ответ Branddd
Зачем тогда столько сарказма и иронии? Оттянуться на игре в статье (все равно же ее больше прочитают), но потом в комментах признаваться какая она хорошая. Найс страта. В игре есть свои механики, свой скиллкап, своя мета, свои матч-апы, свои тайминги и, что самое главное, своя замечательная киберспортивная лига (в которой хватало своей драмы, истории и эмоций, но которую потом благополучно прикрыли). Проблема игры в том, что обзорят(обзорили) ее вот такие авторы как ты (это сейчас не оскорбление, а констатация факта), которые изначально предвзято относились к игре и умышленно делает(делали) из игры посмещище (в угоду малолеткам дотерам), про которого можно было только посмеяться. Статья - живое тому доказательство. Признаюсь честно, полыхнуло. А во всем остальном - всех благ.
Возможно, я ошибаюсь, но люди сидят в MOBA-играх, чтобы постоянно улучшать скилл. В Доте и Лиге ты чувствуешь, как с каждым днем изучаешь новый матчап, выбираешь новые итембилды, тащишь 1х9 (или наоборот). В Хотсе труднее получить то, ради чего приходят в такие игры.

При написании мне казалось, что про Хотс написано не так грубо. Слушай, я думаю, что в течение месяца обязательно напишу про Хотс, и подсвечу его сильные стороны, коих действительно много.
0
0
0
Ответ s13nder
Причем тут лучше или хуже? Ты новости про то, как ныли из-за системы тир 2 команды по лолу годичной давности забыл? В лоле тоже есть куча проблем, меньше чем в доте и они разные. А вообще какой тир3 полупрофесиональный? У тебя маня фантазии какие-то или ты вообще в значения слов не понимаешь? Приехали юники и фнатик и отлетели 06 ММ, вот это уровень конечно, и регионы те не в гавне конечно по уровню игры.
Какие фнатики отлетели 06? Юникорны да, в мейн стейдже на смогли.

Так и Континентальная лига как турнир явный тир 2 и по тому и относится к вайлдкард регионам. Тир 1 регионы это Китай, Корея и Европа. Все. Тир-2 вторые лиги регионов тир 1 + вайлдкарды. Есть еще условный тир 1,5 в виде СА.
Тир 3 все что ниже и там действительно играют обычно начинающие киберкотлеты (тот самый условный полупрофессиональный уровень, где серьезных орг нет, в основном стаки). Это вторые лиги вайлкардов, если такие есть и нац лиги небольших стран/регионов. В этой системе лиг по крайней мере работают некоторые вертикальные лифты и для многих игроков. Вспомни Занзу из СНГ или Бвипо в тех же Фнатиках.

Проблемы в лоле, конечно, тоже есть. И жалобы команд на высокие издержки звучат тоже часто. Однако это не мешает им оставаться в лоле. Даже те же Нави хотели бы войти в LEC, но только это им не по карману из-за долгой окупаемости + они не заходили туда при создании франшизы изначально (все-таки, при всем уважении к Нави, но строить команды у них получается пока только в СНГ).
0
0
0
Давненько мы не слышали новости большинства тимоунеров дотасоставов о том, что дисциплина для них сильно убыточна. Разница между тир 1 и тир 2 и должна быть значительной, иначе это не было бы тир 1 и тир 2. Тир 3 это вообще полулуюбительский уровень. Тир-2 турниры по Лолу в Европе, Китае, Корее вполне себе ок существуют и команды там неплохие обитают. Посмотрите те те же EU Masters. С ситемой лиг все относительно нормально и никто в Риотах не нажимал на паузу на полгода на оф турниры и не отменял главный турнир на год. Зато киберспорт в Доте все равно лучший)))
Причем тут лучше или хуже? Ты новости про то, как ныли из-за системы тир 2 команды по лолу годичной давности забыл? В лоле тоже есть куча проблем, меньше чем в доте и они разные. А вообще какой тир3 полупрофесиональный? У тебя маня фантазии какие-то или ты вообще в значения слов не понимаешь? Приехали юники и фнатик и отлетели 06 ММ, вот это уровень конечно, и регионы те не в гавне конечно по уровню игры.
0
0
0
Ответ s13nder
Не надо врать что она работае везде, у них тир 3 регионы загибаются и разница меду тир 1 и тир 2-3 просто пропасть. В той же доте все играют со всеми и общий уровень, если прям обобщить то один у тир 1 команд регионов.
Давненько мы не слышали новости большинства тимоунеров дотасоставов о том, что дисциплина для них сильно убыточна.

Разница между тир 1 и тир 2 и должна быть значительной, иначе это не было бы тир 1 и тир 2. Тир 3 это вообще полулуюбительский уровень. Тир-2 турниры по Лолу в Европе, Китае, Корее вполне себе ок существуют и команды там неплохие обитают. Посмотрите те те же EU Masters.

С ситемой лиг все относительно нормально и никто в Риотах не нажимал на паузу на полгода на оф турниры и не отменял главный турнир на год.

Зато киберспорт в Доте все равно лучший)))
0
0
0
Я провел несколько сотен часов в хотсе, и это действительно хорошая игра. Она вышла не в нужный тайминг и не раскрутилась за счёт киберспорта (а мобы на нем и живут, строго говоря)
Зачем тогда столько сарказма и иронии? Оттянуться на игре в статье (все равно же ее больше прочитают), но потом в комментах признаваться какая она хорошая. Найс страта.

В игре есть свои механики, свой скиллкап, своя мета, свои матч-апы, свои тайминги и, что самое главное, своя замечательная киберспортивная лига (в которой хватало своей драмы, истории и эмоций, но которую потом благополучно прикрыли).

Проблема игры в том, что обзорят(обзорили) ее вот такие авторы как ты (это сейчас не оскорбление, а констатация факта), которые изначально предвзято относились к игре и умышленно делает(делали) из игры посмещище (в угоду малолеткам дотерам), про которого можно было только посмеяться. Статья - живое тому доказательство.

Признаюсь честно, полыхнуло. А во всем остальном - всех благ.
0
0
0
Со всем согласен, кроме киберспорта. Все-таки он за ЛоЛом, так как в отличии от Вальве - их киберспортивная система работала всегда. А у Вальве не работает сейчас и пока еще совсем не понятно, как заработает в будущем. Достаточно посмотреть количество мультигеймингов в дисциплинах, чтобы понять, где киберспорт работает. Это гигантский аванс в сторону Доты.
Не надо врать что она работае везде, у них тир 3 регионы загибаются и разница меду тир 1 и тир 2-3 просто пропасть.
В той же доте все играют со всеми и общий уровень, если прям обобщить то один у тир 1 команд регионов.
0
0
0
Хорошая статья, спасибо!
0
0
0
Обязательно будет!
Со всем согласен, кроме киберспорта. Все-таки он за ЛоЛом, так как в отличии от Вальве - их киберспортивная система работала всегда. А у Вальве не работает сейчас и пока еще совсем не понятно, как заработает в будущем. Достаточно посмотреть количество мультигеймингов в дисциплинах, чтобы понять, где киберспорт работает. Это гигантский аванс в сторону Доты.
+1
-1
0
Может я покажусь старомодным, но как же главная характеристика для любой компьютерной игры, а именно ГРАФИКА?
0
0
0
Ответ Sinda
Играл во все моба, всё-таки герои хотса впереди аналогов. Да, глубина героев доты в деталях, но по уникальности героев, механик хотс просто шикарен, легко можно найти себе набор героев, и каждый будет уникален и походить именно тебе. У многих свой ресурс, своя неповторимая механика. Не так ярко выражены герои-аналоги, и хоть их номинально меньше, но ощущается, что их чуть ли не больше. При этом в игре, где киберспорт официально умер, матчмейкинг до сих пор намного более балансный, большинство матчей лично у меня очень близкие. В доте слишком много игр, которые ты проиграл и выиграл уже на 10ой минуте, но играть ещё минут 20 минимум. И те, и другие удовольствия не доставляют. Да и имея максимальную порядочность, мне часто дают ну крайне токсичных игроков. В хотсе это тоже есть, но в разы меньше. И хоть смотреть киберспортивную доту до сих пор мне лично крайне интересно, поиграю я сам скорее в хотс
Хотс действительно был Близок к тому чтобы стать топ1 по героям у меня в статье, подкачало только количество героев.

Не соглашусь с балансом - в те два года что я играл в хотс, разброс героев по винрейт был жуткий - от 35% до 62%
0
0
0
Ответ Branddd
Пройдут года, но когда-нибудь найдется герой, который по-настоящему играл в хотс и напишет настоящую реальную статью про игру с ее плюсами и минусами. А не вот эти вот "залетел в алмаз, особо не трудясь, без таймингов и т.д. и т.п.". Невероятно недооцененная игра, но в этом виноваты в первую очередь сами Близзы. Хотс имел 2 момента, когда за ней следили все - во время релиза и выхода патча 2.0. Но и там, и там в игре было столько проблем, что все на нее и забили. А когда допилили, оказалось что всем на нее плевать, а единственные те кто писали про нее были как раз из разряда "около, да я в соло 3 новичков унижаю".
Я провел несколько сотен часов в хотсе, и это действительно хорошая игра. Она вышла не в нужный тайминг и не раскрутилась за счёт киберспорта (а мобы на нем и живут, строго говоря)
0
0
0
ну точно, деньги райтов отрабатывают.
0
0
0
1 Место - Текис (Dota2)
интересно есть ли в лоле или смайте такие же бесячие)
0
0
0
Ответ DeathWalker
требую отдельный пост про самых необычных (лучших/худших) героев всех моб
Обязательно будет!
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий