Блог Daily Oracle

Идеальная MOBA – какая она? Герои Доты, крипы Смайта, разработчики Лола

Собираем Могучего Рейнджера.

Неделя Лиги Легенд продолжается! До этого мы рассказывали о кошечке-Виспе и интересных артефактах:

Артефакты в Доте скучны: у предметов Лола куда больше механик

В Лоле есть аналог Виспа, и это – милая кошечка 😍

Сегодня мы немного расширим тему и затронем четыре основных MOBA-игры: Доту, Лигу Легенд, Хотс и Смайт. У каждой есть сильные стороны и откровенные провалы, за которые фанаты до сих пор критикуют разработчиков. Но что если из каждой игры взять самое лучшее, и соединить в одной игре? Я подготовил несколько параметров и выбрал для вас лучшее решение из четырех MOBA-игр.

1. Герои (Dota 2)

По разнообразным механикам и уникальности в целом героям Доты могут противостоять только персонажи Heroes of the Storm. Большинство героев Лиги Легенд можно разделить на условные классы: возьмем саппортов. У поддержки в Лоле обязательно будет или набор «Харрасящий нюк + лечение/щит + бафф» или саппорт-танк с инициацией и кучей контроля. Большинство керри будут иметь мощнейший нюк в качестве ультимейта, а мидер – это всегда набор атакующих скиллов (сравните с Темпларкой, например). 

Хуже только у керри в Смайте – стандартный набор «Аое-нюк + эскейп + бафф» будет практически у всех богов. Тем временем в Доте линия не предопределяет твои способности. Более того, герои с уникальными механиками (Meepo, Arc Warden, Broodmother, Chen, Invoker) выгодно выделяют Доту. Да, в Хотсе тоже полно интересных героев (например, Мурчаль воскресает за три секунды на любом уровне, а награда за его убийство урезана в четыре раза), но там в целом не так много героев. 

2. Крипы и бараки (Smite)

Для начала напомним основные различия крипов в Доте и Лиге:

• В Лиге нельзя добивать союзных крипов.

• В Доте снесенная сторона уничтожается навсегда – в Лиге она восстанавливается через несколько минут.

• После убийства Нашора (аналога Рошана) крипы рядом с героями усиливаются. 

• После уничтожения ингибитора (бараков) вместе с пачкой крипов в Лиге выходит Суперкрип. Его действительно трудно убить (труднее, чем больших крипов в Доте) – он легко в одиночку отпушивает пачку. 

Почему я напоминаю про крипов Лиги и Доты, если я выбрал крипов из Смайта? Потому что в целом механика крипов и бараков в Смайте очень похожа на систему Лиги. Союзных добивать нельзя, бараки (фениксы в случае Смайта) восстанавливаются через несколько минут, вместе с пачкой при снесенном фениксе появляются осадные крипы. 

Но есть три существенных отличия:

1. При добивании крипа часть золота получают союзники рядом. Да, это частично решает вечную проблему MOBA-игр: откуда брать деньги саппортам? Это честный подход, позволяющий повысить интерес к роли поддержки в игре.

2. Если крипа ударила башня, награда за него будет сильно уменьшена. Эта механика кардинально меняет геймплей на линии. Теперь вы не можете отсидеться за сильной вышкой (как и в Лиге, они мгновенно атакуют героев, если те ударили союзника башни, и бьют они очень больно) – придется или отпушивать линию (а значит, подставляться под ганги), или лишаться фарма. 

3. В Смайте аналоги трона (Титан) и барраков (Фениксы) самостоятельно атакуют. Это значит, что ситуаций из Доты и Лиги, где один крип в теории способен уничтожить голую сторону/трон без сопротивления, не бывает. Это немного упрощает оборону базы для и без того зажатой команды.

С одной стороны, Смайт не казнит за одну потерянную сторону (что уменьшает эффективность сплит-пуша). С другой, крипы Смайта вынуждают тебя держать линию не под башней. 

А еще там разные модельки крипов в зависимости от карты!

3. Артефакты (League of Legends + Dota)

Игрок «HotS» вышел из игры.

В прошлом посте я говорил о том, что в Лиге артефакты интереснее, и я не откажусь от этих слов, но поставлю Доту наравне с Лигой. Дело в том, что на артефакты нельзя смотреть в отрыве от героев. Да, для игроков на WK и Андерлорде артефакты будут куда скучнее, чем для спамера Тинкера. Тоже самое и в Лиге – все зависит от пула. 

В Доте больше активных артефактов, в Лиге больше уникальных пассивных эффектов у предметов. И то, и другое слишком ценно, чтобы отказываться от чего-то одного.  

4. Работа с аудиторией и реклама (League of Legends + Smite)

Игрок «Dota 2» вышел из игры.

Можно как угодно критиковать геймплейную составляющую Лиги, называть ее «аркадой» (привет комментаторам!), но это все еще самая популярная MOBA в мире. Потому что Riot умеют продавать свой продукт не только семизначной цифрой около фразы «Призовой фонд». Я восемь лет играю в Доту, пробовал все мобы, о которых идет речь в этом тексте. Доту продавал сам Warcraft, HotS привлекал героями из ключевых игр Blizzard, и только Riot делали себе рекламу с нуля. 

Впервые я установил Лигу после великого клипа про Джинкс (95 млн просмотров).

За семь лет видео сильно прибавили: теперь клип от виртуальной группы K/DA (Riot очень удачно посмотрели в сторону K-Pop) набирает 385 млн (!) просмотров и становится известен за пределами игры.

Smite до 2020 года отставал, хоть и имел один шикарный ролик. По классике жанра, главный бог клипа, Беллона, на момент выхода ролика была буквально имбой – через месяц-другой ее понерфили.

Там решили продвигать игру через... героев. Вместо того, чтобы сосредоточиться на популярных и глубоких греческой, египетской и скандинавской мифологиях, Hi-Rez стали выпускать по 2-3 бога из разных пантеонов. Да, в Смайте можно сыграть за Бабу Ягу или Чернобога. 

Жалуетесь на рандом в Доте? В соседней мобе есть абсолютно сломанный герой

Теперь Hi-Rez пошли еще дальше и стали добавлять в игру героев поп-культуры! В игре уже можно стать Аватаром Аангом или Катарой, а скоро добавят костюмы всех Черепашек Ниндзя и Шреддера! 

5. Киберспорт (Dota)

HotS все еще в отключке. 

До анонса новых сезонов DPC этот пункт однозначно был бы за Riot Games. Но теперь, с введением полноценных региональных лиг (мы верим, что в обозримом будущем эпидемия закончится и мы вернемся в прежнюю жизнь), Valve выстраивает идеальную систему турниров, где есть место мейджорам – праздникам Доты, региональным лигам, где даже топ-12 региона получает деньги и The International – турниру, из-за которого Доту знают далекие от киберспорта люди.

Более того, даже на коммерческие события остается место в календаре, но при этом, согласно календарю лиг, фанат Доты сможет смотреть матчи буквально 24/7 – всего четыре часа в неделю не будет играться матч ни в одной из лиг.

Обратите внимание: здесь я оцениваю исключительно систему турниров, а не хайп вокруг них или уровень проведения. 

6. Щедрость (Smite)

В отличие от Доты, Смайт предлагает лишь купить Боевой Пропуск, а не вкидывать в него тысячами. В отличие от Лола, Смайт дает тебе платную валюту за ежедневный вход. 

Помните извечный спор о том, стоит ли в MOBA-играх сразу отдавать всех героев или заставлять игрока их покупать за внутриигровую (или реальную) валюту? Smite усидел на двух стульях разом.

В игре такая же система, как и в Лиге – бесплатный пул героев, обновляемый раз в неделю, и покупка героев. Вот только если в Лиге нужно покупать каждого героя за реал или внутриигровую валюту, то в Смайте есть набор Бога: всего за 500 рублей (!) вы получите доступ ко всем выпущенным и будущим героям игры. Hi-Rez одновременно и придерживаются стратегии «игрок должен постепенно знакомиться с героями», и дают возможность игрокам со вторым аккаунтом или просто уверенным в себе людям за низкую цену купить все. 

Кстати, если вы уже покупали до этого богов, вся валюта за них будет возвращена. 

Кроме того, в Смайте по умолчанию у каждого игрока есть система уровней героев, доступная в Доте лишь с платным Dota Plus. Получив 5, 7 и 10 уровни мастерства, вы сможете купить в магазине (за внутриигровую валюту) золотой, легендарный и платиновые сеты на любого героя. Так, например, выглядит золотой сет на Артемиду:

7. Порог вхождения (Heroes of the Storm)

Наконец-то есть за что похвалить проект Blizzard! У Хотса удивительная судьба – вроде бы игру не за что жестко критиковать, кроме отвратительного переподключения в игру, которое недалеко ушло от третьего Варкрафта. Но HotS и не за что восхвалять – для киберспортсменов игра получилась:

1. Довольно простой (я и все мои знакомые, игравшие в другие MOBA-игры, спокойно забирались в алмазную лигу)

2. С сомнительным будущим. Blizzard, как оказалось, совершенно не умеют в киберспорт для MOBA-игр – сейчас у них в целом на плаву только OWL. 

Зато для казуальных игроков HotS оказался идеальным. Игра не требует учить тайминги, не просит изучать тысячи матч-апов, не заставляет концентрироваться на довольно скучном процессе ластхита. Приходи на линию, кидай скиллы, дерись на объектах, побеждай! Blizzard выдержали первый принцип правила «Easy to learn – hard to master», а вот со вторым вышли проблемы. 

 

Вот такой была бы идеальная MOBA. Возможно, мы еще увидим новый проект в этом жанре?

Итоги группы ESL One Germany по Доте: у СНГ все очень плохо (в плей-офф только NAVI), Yapzor – лучший

Только Valve облажалась с турнирами в августе. У фанатов футбола, НХЛ, НБА, UFC и даже Лиги легенд праздник был

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья