Сколько стоит провести турнир по Доте
Основные статьи дохода и проблемы операторов.
Несколько дней назад бывший редактор cybersport.com и автор гайдов для доты Майкл «TorteDeLini» Коэн выпустил обширный блог, в котором описал основные затраты турнирных операторов и проблемы, с которыми они сталкиваются во время проведения турниров. Мы перевели основные тезисы Майкла и обратились за комментариями к Starladder, который в этом году проводит три DPC-турнира.

«В зависимости от региона, турнир по доте может стоить 2 до 3 миллионов долларов. Эта сумма учитывает призовой фонд в 500 тысяч – еще 500 тысяч добавляет сама Valve. Наибольшую часть затрат составляет производство турнира, перелеты и размещение персонала и команд. Распределение бюджета может быть различным и зависит от турнирного оператора, места проведения и переговоров. Суммы могут серьезно различаться, и это стоит принять во внимание.

Как видно из диаграммы, наибольшая доля затрат – это вовсе не зарплаты комментаторам и аналитикам и не призовой фонд, а продакшн, организация, перелеты и проживание. Для турниров по доте эта сумма действительно велика, ведь на мейджоре принимает участие 16 команд, а значит, организаторам нужно оформить визы, оплатить билеты, проживание, тренировочные комнаты и трехдневное питание для 112 людей на срок в 12-13 дней (командам нужно приехать до начала группового этапа).
Например, на мейджоре MDL Disneyland Paris игроки размещались в отеле Newpay Bay Club, ночь в котором стоит от 325 до 450 долларов (до различных переговоров и скидок). Это значит, что только на проживание организаторы потратили около 580 тысяч долларов. Другой пример – ESL One Katowice, во время которого игроки и комментаторы останавливались в Atlus Prestige, ночь в котором стоит 150 долларов. Таким образом, размещение для этого турнира обошлось ESL One в 218 тысяч долларов. Эта сумма не включает более дешевое жилье для персонала и иные расходы, необходимые для размещения.
Поэтому стоимость организации турниров высока из-за большого количества присутствующих игроков, а необходимого для проведения количества дней».
– Насколько верно соотношение затрат на турнир?
Сергей Перун, руководитель медиа Starladder: «В целом все верно, изменения в пропорциях зависят от разных обстоятельств».
Проблемы
«Участие Valve в организации мейджоров все больше ориентировано на опыт игроков и зрителей. Нельзя сказать, правильно это или нет, но в перспективе это сильно влияет на затраты турнирного организатора. Некоторые из правил Valve включают:
Практически двухнедельный лан-турнир. Как было сказано, это увеличивает некоторые затраты на проведение турнира.
Обязательное участие в квалификациях для всех шестнадцати команд. Организаторы турнира теперь не могут приглашать популярные команды на свои ивенты напрямую, что может сократить аудиторию. Квалификации требуют организационных затрат, времени и сил сотрудников.
Фанаты могут смотреть турниры в игре. Ранее цифровые билеты в магазине доты позволяли дополнительно увеличить призовой фонд;
Статус мейджора утверждается только за 3-6 месяцев до проведения турнира. Некоторые турнирные операторы бронируют места проведения на необходимые даты еще не зная, утвердит ли Valve их как организатора турнира. Но без статуса мейджора сложно привлекать спонсоров.
Запрет на рекламу азартных игр и ставок. Такие спонсоры платят от 30 до 50% больше.
Valve разрешает рестримы. С одной стороны, это увеличивает количество просмотров их игры, но с другой – снижает количество зрителей на официальных трансляциях и, как следствие, рыночную стоимость для брендов. Операторы вынуждены придумывать различные фишки, дополнительный контент, показывать больше, чем просто игру. Но все это упирается в дополнительную стоимость.
Зарплаты комментаторов и аналитиков основываются на их предыдущих ставках, потому что операторы стремятся сократить расходы на проведение.
.

– Сергей, насколько актуальны перечисленные проблемы ? Что нужно сделать Valve, чтобы организация стала более прибыльной для турнирных операторов?
– Мы посмотрели статью и ценим ее призыв к более открытому обсуждению затрат и проблем, связанных с проведением событий Dota 2. Касательно отсутствия инвайтов, этот шаг направлен на развитие сцены. И нужно понимать, что это в какой-то степени перекрывается ростом внимания к квалификациям. Что касается запрета букмекеров, как правило речь идет об одном спонсоре. Все остальные остаются. Что же касается решений Valve, в течение многих лет мы активно работали на про-сцене Dota 2, несмотря на ее взлеты и падения, и надеемся продолжать делать это в будущем.
– Проведение турниров по CS и Dota 2 приносит Старладдеру прибыль?
– Мы работаем в сфере киберспорта уже почти 20 лет, и за это время компания увеличилась в несколько раз, расширила поле деятельности и географию турниров. Все это говорит о том, что мы вполне успешны с точки зрения бизнеса.
Проблемы возникают не только у турнирных операторов, но и у тир-3 сцены
Рейтинг DPC: у Европы почти наверняка 5 слотов на Инте, командам из СНГ нужен топ-6 Эпицентра
Фото: Starladder




































