Мираж – карта, которая скинула с топа Dust2. А создал ее фермер 20 лет назад
Федя Хван о единственной участнице всех мейджоров.
С какой картой у вас ассоциируется CS? Игроки постарше назовут Dust2, ветераны вспомнят про Mansion и AWP India, но для нынешнего поколения самой значимой картой стал Mirage. Еще в начале десятых про Мираж знали лишь единицы, а ведь карте уже почти 20 лет. Она поменяла название, несколько раз внешний вид переделывали до неузнаваемости, но структурно она до сих пор похожа на версию из 2004 года.
Каждый месяц Mirage становится первым по количеству игр в матчмейкинге и на Фейсите, он лидирует по количеству сыгранных официальных матчей. Мираж – единственная карта, которая появилась на всех мейджорах в игре. Она была на DreamHack Winter 2013, а теперь на ней играют в Париже, на последнем турнире в CS:GO. Разработчики уже подтвердили, что карту перенесут и в новый CS 2: судя по скриншотам, без серьезных изменений.
Подпишись на нашу телегу про CS: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
Мираж создал один человек – бывший киберспортсмен по Quake 2
Над картой работал один лишь Майкл «Bubkez» Халл. Еще до CS он создавал карты для стратегий StarCraft и Red Alert, а еще популярного шутера Quake 2, в который играл на профессиональном уровне и даже входил в сборную Швеции по этой игре.
С ростом популярности Counter-Strike он заинтересовался созданием карт для него. Переход с Quake 2 не был сложным, Майклу даже не пришлось менять программу – карты для Quake и CS делались в одном и том же редакторе от Half-Life.
Bubkez также работал над картами для сессионного шутера Diabolical, вышедшего в 2020 году. Что интересно: игру разрабатывала студия GD, основанная Джеймсом «2GD» Хардингом. Он тоже бывший про-игрок в Quake и World Of Warcraft. Некоторое время работал на Твиче. Джеймс был ведущим на The International в 2012-2014 годах, но позже был уволен и больше 8 лет не появлялся на трансляциях, несмотря на любовь сообщества. Гейб Ньюэлл даже писал: «Джеймс – задница, мы больше никогда не будем с ним работать». Тем не менее в 2022 году он снова появился на The International.
2GD – больше не задница! Ведущий, уволенный самим Гейбом, вернулся в аналитику Доты
Создание карт для CS лишь хобби Майкла. Раньше он работал на ферме, а сейчас старший дизайнер уровней в компании MachineGames – дочке Bethesda. Она разрабатывала последние части Wolfenstein. Прямо сейчас в студии работают над игрой про Индиану Джонса, исполнительный продюсер – Тодд Говард.
И все же за столько лет Майкл так и не перестал следить за CS и Valve – он изучает возможности Source 2, активно следит за киберспортом и радуется, когда на Faceit проводят турниры с другими его картами.
Да, Майкл известен не только благодаря Mirage, но давайте по порядку.
На создание Миража ушло всего 1,5 месяца. Карта взяла все лучшее от Даста и Инферно
В 1997 году была создана CPL – профессиональная лига кибератлетов – за 3 года до появления их главного конкурента ESL и релиза Counter-Strike. О турнирах компании помнят лишь настоящие олды, ведь она закрылась еще в 2008 году: ее купил сингапурский венчурный фонд WoLong Ventures, о котором мало что известно.
Но за 11 лет существования компания разыграла больше $3 миллионов долларов – большие деньги для времени, когда даже до рассвета киберспорта было еще далеко. А с 2001 до 2006 года она проводила крупные турниры по CS, которые считались мейджорами.
Фишка организатора – уникальные карты, которые разрабатывали эксклюзивно для него. De_cpl_mill и De_cpl_fire не пользовались популярностью в пабликах, но часто игрались на про-сцене. Естественно, карты могли использовать и другие ТО, но они никогда этого не делали, потому что повсюду были логотипы CPL.
В середине сентября 2004 года Майкл написал сотруднице CPL и предложил создать карту для них. Та ответила, что его работу введут в пул, если результат будет качественным и сбалансированным.
На разработку первой версии карты ушло полтора месяца, ее скриншоты Майкл показал в небольшом интервью для популярного ютубера 3kliksphilip. Спустя много лет Майкл говорил, что создавать карты для сценария с бомбой очень просто: достаточно быстро сделать прототип, после чего уже заниматься мелочами. Разумеется, сейчас так сделать не получится, новые карты создаются годами, а каждый пиксель имеет значение. Но тогда, к удивлению, сбалансированные карты создавали в очень сжатые сроки.
Почти всю карту Майкл тестировал в одиночку, иногда приглашая друга Deemer для помощи. Никнейм Димера и Bubkez добавлен на карту, а еще его почта и ссылки на CPL. В современном маппуле такого не встретишь.
Первая версия de_cpl_strike отличалась от релизной лишь маленькой деталью – точкой респауна спецназа, с которой и началась разработка карты. В итоге Майкл приблизил ее к остальным частям карты. Даже спустя 20 лет разработчики карт пользуются таким лайфхаком для улучшения баланса – вспомните последние изменения на Ancient, где тоже приблизили респауны на пару метров.
Bubkez не скрывает, что вдохновлялся другими картами: проход по миду на шорт на de_cpl_strike, как и на Мираже, вдохновлен позицией на Dust2. А другая часть мида – близкая копия второго мида на Инферно.
История Dust2 – главной карты в CS. Автор боялся делать сиквел и даже назвал его Dust3
А вот так выглядела точка А в первой версии карты. Не очень похоже на текущую, правда?
У Майкла уже был большой опыт в создании карт, поэтому он прекрасно понимал, чего хотят игроки. Неудивительно, что De_cpl_strike стала хитом – ее можно сравнить с современной поп-музыкой или фильмами Marvel. Никакого креатива, лишь холодный расчет на итогового потребителя.
Первая версия карты была эксклюзивом для одной лиги, общедоступная версия появилась лишь в 2010-м
В 2008 году CPLзакрылась, поэтому Майкл задумался о ремейке, доступном для остальных турнирных операторов. Во-первых, у карты сменилось название на более привычное для всех – de_mirage. Во-вторых, был полностью перестроен плент Б для усиления команды атаки.
Раньше они выходили на него либо через шорт, либо снизу – с туннеля, который находился на одном уровне с андером. Лишь в 2010 году выход стал таким, какой он сейчас – одной прямой линией с апартаментов сверху.
В-третьих, пропали все упоминания о CPL – как с таблички с информацией о карте, так и баннеры, раскиданные по всей карте.
Карта не попала в маппул главного организатора – ESL. Его популярность тогда можно сравнить с картами из матчмейкинга, которые не входят в соревновательный пул сейчас. Были ли люди, которые играли на Mocha и Subzero? Определенно были. Популярны ли карты? Отнюдь.
Игрок золотого состава NAVI Ceh9 вспоминал:
«Mirage – карта нормальная, сбалансированная. Ее все просто так бы не играли. Mirage когда-то не был столь популярной картой, в рамках того или иного турнира игралась крайне редко.
В конце 2012-го в 1.6 стали играть Mirage, и потом поигрывать в CS:GO. В CS:GO она сразу далеко не всем нравилась. Но потихонечку карту сбалансировали, выравняли, и она стала такой, какой является сейчас».
В конце 2012 года онлайн CS 1.6 стремительно падал, а CS:GO маленькими шажками набирала популярность.
В CS:GO карта быстро стала популярной. Но Valve не добавляла ее в матчмейкинг – не было прав
Игроки, заставшие запуск CS:GO, наверняка помнят первую версию Mirage. А новички недоумевают, когда смотрят записи старых матчей. Так что же было с Mirage в 2013 году?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отмотать время еще на несколько лет назад – в 2006 год. Сообщество CS разделено на два лагеря: фанаты 1.6 и фанаты Source. Большинство соревновательных карт есть и там и там, но только не De_cpl_strike. Тогда известный дизайнер карт Ted – создатель De_season – портировал Strike в CS Source. И именно там появилась версия, похожая на Italy и Inferno.
А при релизе CS:GO другой мапмейкер – MadMax портировал Strike с Source на GO, внеся в него правки, чтобы структурно карта выглядела как Mirage в 1.6. Именно тогда карта набрала большую популярность: появлялась на многих турнирах и пабликах, но только не в официальном матчмейкинге Valve.
Разработчики пошли напрямую к Bubkez и выкупили у него права на карту, после чего полностью переделали визуал. Сеттинг блеклого и скучного de_mirage_ce изменили на яркое Марокко с современными на тот момент текстурами.
Было и несколько мелких изменений: выход с КТ на точку А стал заметно шире. Позже по жалобам игроков его немного сузили, поставив около тикета еще один ящик. Разработчики убрали навес на пленте А. Без него точка стала открытой, что упростило поиск позиций для комфортной перестрелки.
Появилась лестница – стейрс, до этого на ее месте стояли ящики.
А вход в апартаменты упростили – сделали дорожку вместо нескольких ящиков.
И конечно же, появилось два легендарных телевизора – на кухне и в апартаментах. Спустя 10 лет их все так же разбивают ножами или выстрелами.
Новая версия карты появилась 12 июня 2013 года и сразу попала в официальный маппул и матчмейкинг.
С тех пор на карте не было радикальных изменений. Да, игрокам атаки дали возможность залезть в окно в одиночку, подъем в апартаменты сделали еще шире, а на точке Б убрали скайбоксы. Но это мелочи.
Почему Mirage стал легендарной картой?
Mirage – единственная карта, побывавшая на всех 16 мейджорах. Она самая популярная как в матчмейкинге, где у нее всегда самое низкое время поиска, так и на Фейсите – сторонней платформе, где играют более сильные игроки. На Мираже проходит 30% всех матчей, у ближайших конкурентов Инферно и Даста лишь по 20%, а у свежих карт – Анубиса и Эншента – лишь несколько процентов. Если вся серия CS ассоциируется с Dust2, то CS:GO в частности – безальтернативно игра для Mirage. Но почему он стал культом?
Mirage построен по классической схеме: три вертикальные линии, две из которых ведут к точкам, а третья – по центру карты. Они соединены тремя горизонтальными линиями, через которые можно быстро менять фланг атаки.
На карте много позиций, из которых удобно вести перестрелки, причем оба игрока будут находится в примерно равных условиях. Например, дуэль снайперов на миду: игрок защиты успевает первым, но его противник может сделать легкий ранбуст с тиммейтом или кинуть смок на старт, чтобы занять более выгодную позицию.
Игрок атаки, выходящий с ямы, имеет одинаковые шансы с противником, который ждет его на файрбоксе или в пленте. А снайперы в коврах и джангле видят друг друга сквозь маленькую щелочку – все решает реакция.
На закрытом пленте Б у защиты есть много позиций, в которых они могут остановить атаку. Но при этом нападающие легко могут отрезать их «молотовыми» и задавить количеством – в итоге все будет решать стрельба.
В конце концов, дымовую гранату на все ключевые позиции можно кинуть из десятка разных мест. Игроки даже выучили, как давать смок в окно из любой стартовой позиции в атаке. Они заучили нужный пиксель и могут кидать дым с первых секунд раунда.
Mirage в CS:GO – открытая карта, предельно понятная и простая. И в этом ее главная хитрость: если всем просто играть на карте, значит, победить на ней очень сложно. Чтобы стать хорошим игроком на Мираже, достаточно выучить несколько простых смоков, но чтобы стать лучшим – нужно выучить десятки дымовых, моментальных флэшек и «молотовых», зазубрить каждый угол на карте. Mirage – идеальное олицетворение главного принципа CS: easy to learn, but hard to master.
Из-за простоты карта стала единственным выбором для многих полупрофессиональных игроков. Среди десятых уровней Фейсита, достичь которого очень сложно, много людей, которые безостановочно играют лишь на Мираже. А на новых соревновательных картах они даже могут не знать позиции. У лучшего игрока в мире на Фейсите Ильи «M0nesy» Осипова из G2 – 12 сыгранных Миражей за последние 30 карт. У третьего в мире Magixx из Spirit – 20. А у случайно выбранного игрока из сотни лучших – torox с 42-го места в мире и 3-го в России – 25 карт. Знаете, в чем его отличие от Ильи и Бориса? Он не профессионал, а любитель. И среди них такое количество Миражей – норма.
Культ сформировался не сразу. До 2017 года в CS:GO шла борьба за популярность между Дастом и Миражом – обе карты были понятны для обычных игроков. Но Valve отправила Dust2 на переработку. И за год без него Mirage стал единоличным лидером.
У многих игроков в CS:GO довольно слабые компьютеры, на которых лагает большинство новых карт. И для них Мираж – единственный выход комфортно играть. Ведь на карте все еще старые текстуры, эффекты и освещение из 2013 года.
Несмотря на народную любовь, у Миража много хейтеров. Аналитики и про-игроки ругают его за излишнюю простоту. Карту упрекают за тактики десятилетней давности и просят Valve убрать его на переработку или вовсе навсегда вывести из официального маппула.
M0nesy много раз говорил, что ему не нравится карта, но он вынужден на ней играть:
«###### [Надоел] Mirage. Когда его уже наконец-то уберут? Добавьте Cobblestone. Пожалуйста, уберите эту конченую карту. Ее каждый раз играют на Faceit, даже я. Меня просто тиммейты зовут на Mirage. Mirage – нормальная карта, но ее нужно отменить как-то».
Но на защите Миража лучший игрок в мире – Александр Костылев: «Люди, считающие, что Mirage нужно убрать из игры, ничего не знают о CS:GO».
Справедливости ради, Mirage не нравится даже создателю – Bubkelz. Вернее, он говорил, что изменил бы несколько деталей. Его не устраивает, что игрок может быстро запрыгнуть с окна на шорт – трюк довольно сложный, но все про-игроки умеют его делать. В CS 1.6 такого не было. Во-вторых, он бы изменил комнату вверх-вниз – заменил бы лестницу на ящики.
А совсем недавно Bubkelz и вовсе высказался, что про-игроки должны играть на новых картах:
«Мне жутко надоели эти профессиональные игроки в CS:GO. Вы уже 20 лет играете на одних и тех же картах. Сейчас у вас есть шанс попробовать что-то новое, но все, чего вы хотите, – вернуть Train, Cache или Tuscan. Просто вы слишком ленивы и совершенно не заинтересованы в изучении чего-то нового».
Странная фраза от создателя самой старой и консервативной карты в игре.
Коротко охарактеризовать Мираж можно на примере музыки. Он как попса. Попсу хейтят многие «ценители более крутой музыки», не воспринимают всерьез критики, в ней нет души и авторского видения. Но именно она набирает больше всего прослушиваний, играет из каждой колонки и крутится в топ-чартах на радио и стриминговых сервисах. И с Миражом все один в один. Его хейтили, хейтят и будут хейтить, но он потеряет популярность только если Valve навсегда удалит карту из игры.
Мемы и баги Миража
Естественно, за столько лет на Мираже было много веселых моментов. В 2016 году лучший капитан Восточной Европы – Даниил «Zeus» Тесленко открыл свою школу, в которой учил новичков игре. На вводном занятии он рассказывал про позиции на карте. «Вот это, допустим, яма, непосредственно», – фраза, ставшая мемом.
Популярный ютубер Евгений Райз даже делал ограниченную серию футболок, посвященных фразе.
А в прошлом году Монеси нашел на карте баг, позволяющий смотреть сквозь дымовую завесу. Он мог контролировать мид – ключевую часть карты, с которой можно попасть на оба плента, причем противники не видели его и не могли понять, откуда их убивают. Баг оперативно пофиксили уже на следующий день. А Илья с тех пор прославился как главный охотник за багами и фишками в игре.
De_mirage 2 и другие творения Хилла
После релиза Mirage в 2010 году Майкл почти сразу занялся разработкой сиквела карты – Mirage 2, первые новости о ней появились спустя год. Но из-за работы на ферме Bubkez отложил разработку – релиз случился лишь в 2015 году. Вот только был один нюанс – карта вышла в CS 1.6, в которую никто уже не играл несколько лет.
У Майкла не было опыта работы с редактором карт для CS:GO, поэтому он обратился к другим мапмейкерам, чтобы перенести новый Мираж на свежую версию. Изначально к нему присоединился FMPONE – создатель Cache, который вскоре покинул проект из-за работы над своей картой. Его сменили Squad и Yanzl. Майкл занимался структурой карты, а они – текстурами.
От названия также отказались – вместо Mirage 2 летом 2017 года в игру добавили Thrill. Карта пробыла в игре несколько месяцев и была удалена с окончанием операции «Гидра». Естественно, ей не досталось даже процента от популярности оригинала.
Дизайнер также причастен к еще трем картам в CS:GO: Engage, Swamp и Iris. Первая – лишь порт его карты для 1.6 в GO, в двух других он разрабатывал структуру карты и общий дизайн, а текстурами и мелочами занимались другие люди. Майкл так и не сделал своими руками ни одной карты для CS:GO.
В 2020 году инсайдер Valve News Network заявлял, что Valve готовит ремейк Миража. В доказательство он скинул модель ящика, который будет на новой карте. Больше никаких слухов о новой игре не появлялось.
Наследие Mirage: легендарные 4 фрага Колдзеры и главная ошибка Симпла в карьере
К Mirage можно относиться по-разному. Кто-то его искренне любит, кто-то ненавидит, кто-то каждый день играет на нем, просто потому что привык. Но карта никого не оставляет безразличным. Каждый игрок с несколькими тысячами часов в игре провел на ней сотни матчей, среди которых были безумные камбэки, красивые хайлайты и веселые тиммейты.
Главный хайлайт Миража – 4 фрага бразильца Coldzera на мейджоре в Коламбусе в 2016 году. Его команда проигрывала со счетом 9:15, а противники из Liquid в решающем раунде устроили классический раш Б впятером. И Марсело остановил их фрагами с AWP в прыжке. Момент даже удостоился граффити, а игрок набил его на руке.
Более актуальный хайлайт, который ассоциируется с Миражом – клатч 1 в 4 от датчанина Cadian. Он зарезал первого игрока, а затем подобрал AWP и убил трех оставшихся соперников по одному.
Есть и более драматичный момент, связанный с Симплом – лучшим игроком в мире. В 2019 году он был в шаге от победы на мейджоре в Катовице. При счете 13:13 его команда сделала закупку на все деньги и играла со слабыми девайсами. Симпл остался в клатче 1 в 3 на последних секундах, но успел убить двоих и поставить бомбу. И находясь уже в выигрышной ситуации, он несколько раз пытался убить последнего игрока, но промахивался в простейших моментах. И умер из-за своей агрессии. NAVI проиграла тот финал.
Mirage точно появится в CS 2 – разработчики уже показали его в трейлере. Он относится к «улучшенным» картам, на которых используется новая система освещения. Например, появились красивые отражения света в паласах. Мы видели лишь несколько небольших кусочков карты, но, судя по ним, на Мираже не будет серьезных изменений. Вполне вероятно, что карта в текущем виде точно просуществует еще несколько лет после релиза новой игры. В июне текущего года она отметила свой первый юбилей в CS:GO, а в октябре следующего – двадцатилетие в серии.
В CS 2 обновили Dust2, Mirage и другие великие карты. Только посмотрите на этот некстген
* * *
Я люблю Мираж. На нем я провел больше всего игр в CS:GO. Впервые зайдя в игру в 2016 году, я ничего не понимал в ней. Друзья посоветовали играть в паблике – я запустил его и первой же картой мне выпал Мираж. Я побежал в паласы и не понимал, где ждать противников, что делать и как вообще работают нормальные шутеры. Спустя 7 лет я все так же бегаю в паласы, но уже понимаю, на какой секунде встречусь с противником.
Тогда, в 2016 году, у меня был очень слабый компьютер: 60 fps на Мираже и 80 на старом Dust 2. Я не мог играть на Nuke, новом Inferno и переработанном Дасте, они у меня вообще не запускались. А Overpass грузился по 5 минут и порой я даже не успевал зайти в игру до окончания разминки. Стоял выбор между Cache и Mirage – второй всегда привлекал яркостью и большей свободой действий.
Спустя годы у меня появился неплохой ноутбук, а потом и ультрасовременный компьютер, который выдает 400 fps на любой карте. Но я все равно запускаю поиск Миража – родного, любимого и близкого. За это время я вырос, окончил школу, сменил город, знакомился и расставался с кучей разных людей, а через полтора месяца и вовсе защищаю диплом. 7 лет – довольно значимый промежуток времени, если тебе 20 лет. Интерфейс CS:GO больше не напоминает о старых временах, а с друзьями тех лет я играю пару раз в год. Лишь Мираж связывает меня с прошлым. Возможно, из-за этого я никогда не перестану на нем играть.
«Гайс, гоу фаст би, ай смок виндоу, самбади смок иф зей молли энд джаст ран, нон стоп».
Лучшие посты о Counter-Strike – у нас
Кого брать в NAVI вместо Npl: вариантов мало, и ни один не выглядит как усиление
CS 2 получилась казуальной. Почему это хорошо?
Forze – команда-открытие, которая пройдет на мейджор. Эксклюзивный разбор от аналитика Faze Clan
Что мы знаем о Лобе? Выступал на Евровидении, постоянно говорит о маленьких пенисах
Вылет Virtus.pro с РМР на совести руководства. Их решения – тотальный непрофессионализм
История Сobblestone – мертвой карты, которую обожали все
«Деда кикнул, а теперь посты с ним пилит» – как Эдварда убирали из NAVI. И при чем тут Симпл
Момент с Симплом, конечно, до сих пор вызывает непонятные эмоции. Был ли хоть один человек на планете, даже из тех, что не смотрят стрельбу, который верил, что Энц осилят?
Человек, который считает что это простейшие моменты - ничего не понимает в ксе.