ESL – корпорация зла в CS:GO. Закрывает легендарные турниры, конфликтует с Valve и выбирает странных спонсоров
Очень грустно.
Все вы слышали про ESL – крупнейшего и старейшего турнирного оператора по CS:GO. Больше половины тир-1 турниров проходят под его контролем: турниры в Катовице и Кельне, Про Лиги и многие другие. Но при этом ESL – настоящая корпорация зла, забывшая про комьюнити.
Разыгрываем новую футболку NAVI! Подпишись на нашу телегу про CS и выигрывай
Забывает истоки
Турниры ESL One, DreamHack Masters и Open – большая часть истории CS:GO. Раньше на Masters приезжали лучшие команды мира, а по престижу победа на нем едва ли уступала Кельну или Катовице. Турниры Open раньше – отличный способ заявить о себе для молодых тир-2 и тир-3 составов.
Под брендом ESL One прошло 4 мейджора; вплоть до середины прошлого года почти каждый турнир ESL шел с этой приставкой.
К сожалению, боссы компании не сохранили наследие. Все турниры ESL One переименовали в безликие IEM’ы. Если раньше у нас был ESL One New-York – турнир с четырехлетней историей, который четко ассоциировался с одним городом, теперь его заменили на безликий IEM Fall. Теперь эти турниры выглядят лишь серой рекламой Интела.
Более того, с середины 2021 года ESL закрыла обе известнейшие серии DreamHack: Open (проведен 47 раз) и Masters (10 раз). В итоге вместо 9-11 турниров под любимым тегом (как это было в допандемийные времена) в следующем сезоне нас ждут всего 4 турнира ESL Challenger.
Challenger, понимаете? Раньше победа на DreamHack звучала как повод для гордости. Теперь вместо них нам предлагают второстепенную версию ESL.
ESL в CS:GO действует практически как Red Bull в футболе. Если производитель энергетика покупает клубы и меняет нейминг, вместе с тем теряя всю историю клуба, то ESL точно также поступает с турнирами. У них есть одно существенное отличие: ESL переименовывает не только купленные турниры, но и свои собственные.
Уступает по качеству другим ТО
У ESL консервативные взгляды на проведение турниров. Посмотрите на худ: до 2018 года использовали стандартный интерфейс из GOTV с минимальными доработками, их конкуренты (ELEAGUE и Blast) уже тогда сделали свои оригинальные и красивые интерфейсы.
К 2021 году интерфейс Бласта стал еще красивее: худ занимает небольшую часть экрана, есть прогнозы от искусственного интеллекта. ESL решила обновить свой худ, но идея провалилась. Первую версию раскритиковал весь сабреддит CS:GO. В итоге вышла неудачная попытка совместить старый интерфейс и несколько идей из захейченного нового варианта.
Красота – вещь субъективная, но сравните три худа от ESL, Blast и WePlay. По-моему, очевидно, что первый уступает другим как по удобству, так и по внешнему виду. Чего стоит решение обрезать названия команд до двух-трех букв: вместо Liquid и Spirit пишется TL и TS, Энтропик стали EIQ и т.д.
И ведь дело не только в худе. Бласт в перерывах между картами вставляет не только рекламу и аналитику, но и отдельные мини-игры с про-игроками. Их действительно интересно смотреть.
В последние 2 года мы забыли про ланы, но даже там ESL уступал Бласту, ВиПлею (который пока что не провел ни одного тир-1 турнира), Эпицентру и другим турнирным операторам. Снова легче всего понять разницу можно по картинкам.
ESL – далеко не бедная организация, у которой есть достаточно средств для проведения турниров с тем же уровнем продакшна, что и у Бласта. Все упирается лишь в нежелание ТО идти в ногу со временем. Привыкнув к статусу монополиста, ESL не меняется. С такой стратегией компанию очень быстро обойдут конкуренты, которые сделают статус на качество.
Пытается обыграть Valve
Идущие сейчас РМР-турниры IEM Fall нельзя описать никаким другим словом, кроме «лень». ESL хочет завершить их как можно быстрее, делает все для галочки, лишь бы не испортить отношения с Valve (а разработчикам есть причины обижаться на ESL). Групповой этап в формате bo1, минимальные призовые фонды и неудобное расписание (2 матча в день) – подтверждение слов о проведении турниров «на отвали».
С технической частью оператор также не заморачивался: в первый день даже не включали камеры игроков, в худе порой всплывает счет по картам (в bo1 встрече), а заставка турнира – всего лишь нарезка видео с очень старых ивентов.
И не знаешь, чего в ней больше – ностальгии или грусти из-за лени ESL.
В 2019 году у Valve и ESL был реальный повод для конфликта. Тогда ТО предпринял последнюю (на данный момент) попытку стать монополистом в CS:GO, предложив командам вступить в франшизную лигу с запретом на игру на сторонних турнирах, за исключением мейджоров.
Valve пригрозила отобрать лицензию на турниры, в том числе и мейджоры. ТО постарался обыграть разработчиков, и вместо франшизной лиги ввел ESL Pro Tour, фактически объединив все свои турниры в один большой. Через несколько месяцев Valve передала право на мейджор PGL. Решение можно оправдать коронавирусом, но почему бы тогда просто не перенести мейджор с сохранением оператора на год вперед, как это делалось ранее? Очевидно, что ESL и Valve сейчас находятся далеко не в лучших отношениях.
Берет любые деньги
Если открыть блок спонсоров у ESL, то нас ждет еще одно разочарование. Похоже, компания готова брать любые деньги, несмотря на то, каким способом их заработал спонсор. Кроме хороших брендов (IEM, Monster Energy и Gaming Malta), их спонсируют ВВС США и компания-разработчик мобильных игр Plarium.
Что плохого в ВВС США и разработчике игр? Задумайтесь, откуда берутся деньги у вооруженных сил и на что направлена их реклама. Она неуместна на спортивной трансляции (а киберспорт – тоже спорт, да). Ведь спорт вне политики, не так ли?
С разработчиком игр все тоже не просто: 100% их акций принадлежат компании-производителю игровых автоматов. В момент сделки их CEO дал такой комментарий: «Приобретение Plarium позволит нам расширить наши интересы на быстрорастущем рынке мобильных игр». Какие могут быть интересы у казино?
Очень жаль, что крупнейшего турнирного оператора в CS:GO интересует лишь прибыль – и совершенно плевать на качество трансляций и сохранение исторических турниров.
Лучшие посты по CS:GO – у нас
- Топ-10 лучших каэсеров 2020 года по версии Sports.ru
- Вы знали, что миллионы играли в CS 1.6 на PlayStation?
- В СНГ впервые три топ-снайпера. Разобрались, в чем они хороши
- Главный читер в профессиональном CS:GO: он играл в полуфинале мейджора и уничтожал Пашу Бицепса, а потом потерял все
- nomHume, как писали Bot tak в компьютерных клубах? Эта романтика до сих пор с нами
- Хоббит: туда и обратно. Стать звездой, потерять почти все и вернуться в топ
- Мы шаг за шагом разобрали игру NAVI с Битом на Inferno: постоянная агрессия, дикие подсадки, никакого дефолта
- Воксик – топ-снайпер с самой большой сенсой на про-сцене. Как это возможно?
а есл - одна из главных причин, почему кс развивается от турнира к турниру.
То, что ESL решили бренд Dreamhack отделить от бренда ESL - ничего удивительного, они в 2021 решили пожалуй свою главную проблему - систематизировали окончательно ESL Pro Tour и ESL Pro League, чтобы не теряться в нескольких франшизах. Это не самая большая проблема.
Сравнивать арены и худы тоже как-то не очень, учитывая что худ ESL не сильно перегружает мозги, в то время как худ того же Бласта первоначально много грузил голову. Минималистично. А уж про арены-то что говорить, выглядит неплохо, да, но ничем совершенно не отличается от тех же арен, где проводили Бласты. Совершенно.
Эти два аргумента натянуты на батарею и складывается ощущение, что нужно было просто накинуть на ESL. Хотя есть, например, Луврское соглашение (сам по себе предмет спора ESL и Valve). Причем про 2019 вспомнили со слухами и прочим, а про реальный документ, в котором чуть ли не напрямую была прописана строчка с запретом на участие в чемпионатах кроме мейджора не было сказано ни слова. При желании можно еще покопаться и найти аргументы, которые могли бы спокойно говорить об империи зла.
Если что, я не любитель ESL и сам, но докапываться к ним нужно с совершенно другой стороны, а не пытаться нарисовать круг несуществующих проблем.
Тем более что IEM, при всем уважении, это наиболее старый и наиболее узнаваемый киберспортивный бренд от ESL.