Роли и позиции в Dota 2. Что с ними не так?
От редакции. Вы находитесь в блоге «Киберкотлета», автор которого пишет про Доту и киберспорт. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!
* * *
Это не совсем обучающая статья, скорее дискуссионная. Хотя если вы новичок, что-то новое для себя вы сможете здесь найти.
В доте множество механик, без понимания которых играть в ее будет сложно или почти невозможно. Одной из таких механик являются роли в игре. Важно понимать, зачем твой герой нужен на карте и какие функции он должен выполнять. Понимание и грамотное исполнение задач — верный путь к победе.
Итак, роль — это то, что твой герой делает на карте и зачем он нужен. Ролей у героев множество: фарм (с англ. Carry), контроль (с англ. Disable), инициация, лес (c aнгл. Jungler), поддержка (с англ. Support), стойкость (с англ. Durable), быстрый урон, нюкеры (с англ. разгов. Nuke), осада (с англ. Pusher) и побег (с англ. Escape). Это официальные роли, определенные самой Valve. Думаю, расписывать каждую из них не нужно.
Игроки часто допускают ошибки и путают роли и позиции. Позиция — это приоритет по получению золота в команде. Игроки за годы игры еще в первую доту поняли, что делить фарм с карты поровну на всех героев нецелесообразно (OpenAI могут с этим поспорить, конечно). Так и появились позиции. По убывающей, от самой высокого приоритета по фарму до самого низкого — 1 (керри), 2 (мидер), 3 (хардлейнер), 4 (семи-сап), 5 (фулл-сап). Первые три обычно получают достаточно много денег, а четвертая и пятая перебиваются тем, что остается.
Довольно логично получается, что герои с ролью «Фарм», которым нужно много золото и предметов для раскрытия своего потенциала, занимают 1, 2 и 3 позиции (коры), а «Поддержка», не нуждающаяся в золоте, попадают на 4 и 5. Вот цитата с вики игры — «Зачастую у таких героев есть способности исцеления, они помогают обездвиживать врагов, давая союзникам время расправиться с противником, принимают меры, чтобы команду не застали врасплох и т.д. Такие герои практически не зависят от предметов...»
Да, все легко на первый взгляд — керри идут фармить, саппорты драться, стакать, ставить вижн и т.д. т.п. Но все не совсем так просто. Есть небольшие несостыковки. Рассмотрим Puck — Valve определила его роли как инициация, контроль, побег и быстрый урон. В принципе это верно, и по нашей вышеописанной логике он должен занимать позицию саппортов, ведь он не зависит от золота и имеет способности контроля и инициации. Но по статистике Dotabuff этот герой с 63% вероятностью играет в миде, т.е. на второй позиции.
!Attacker – лучший Кункка в Доте. Как играть так же хорошо, как он?
Получается, что наш магический дракончик — кор по позиции, но саппорт по роли. Странно не правда ли?
Но дальше еще интереснее. Windranger — ее ультимейт прямо зависит от ее силы атаки и усиливается предметами. Можем сделать выводы, что это кор-герой. Но статистика с сайта spectral.gg говорит нам, что из 12000 тысяч матчей на ранге Immortal лучница занимала одну из саппорт позиций чаще, чем другие (6272 матчей). Такая же проблема преследует и других героев — Tiny (15507 из которых 11092 саппорт, хотя Valve дали ему 3 фарма из 3 возможных), Mirana, и, в меньшей степени, Lina. Сами можете вспомнить различные меты, когда мы часто видели Sniper, Luna, Naga Siren и других на позициях саппортов.
Почему же это происходит?
Неужели взяв в один драфт Puck и Windranger вы не можете поставить WR на кора? Ведь она лучше скейлится от предметов, чем Puck? У меня есть небольшая мысль, почему происходит по-другому.
Логика про-сцены и хай ммр пабликов, которые потом перенимают и игроки более низких рангов заключается вот в чем. Саппорт-герои не нуждаются в каком-то конкретном предмете, чтобы быть полезными. Например, Venomancer зайдет в драку, нажмет ульт, умрет и будет полезен, ведь он нанесет много урона или заставит врагов отступить, чтобы восстановить ресурсы. Значит, мы может отправить его на 3-ю или даже 2-ю позицию, чтобы он быстро нафармил нужные для команды, а не себя предметы, такие как Mekansm или Pipe. Условная Winranger делать их не хочет, ведь ей нужен Javelin. Тут-то нужды команды и выходят на первый план.
Ускорение игры, появление легких денег и опыта для саппортов (баунти и книжки) привели к такой ситуации, когда использование саппортов на кор позициях бывает выгоднее, чем керри-героев. Также появление не совсем логичных талантов (как скорость атаки у Crystal Maiden) способствовали такой тенденции. Теперь вы видим это и в матчах про-команд. Как, например, в недавней игре OG с мидовым Oracle на OGA Dota Pit.
Лично я нахожу такую тенденцию странной, хоть она и вносит разнообразие в геймплей.
А что думаете вы? Должны ли керри всегда быть керри, а саппорты — саппортами?
Есть отдельная картинка?
Тот же пак или лина. Первый может пушить "опасные" пачки крипов не особо переживая за свою жизнь и имеет контроль в драке с ультимейта. Вторая же имеет колоссальное количество маг.урона, что позволяет делать делать соло киллы. Но оба выпадают в мид-гейме из-за появления бкб. Поэтому и смещение их на роль 4 дает некоторое преимущество команде, так как функции вышеописанные функции они выполняют, а вот выпадение их в мид-гейме уже не так страшно, ибо занимают другую роль.
Поэтому на мой взгляд тройка или фронтлайновая четверка лучший выбор для прохождения этого рейтинга