Ложные концовки STALKER: Тень Чернобыля – это 5 стадий принятия смерти
От редакции. Вы находитесь в блоге «Киберспортивный журналист», автор которого подробно рассказывает как про киберспорт, так и одиночные игры. Подписывайтесь на его блог, чтобы не пропустить новые тексты! А свои заметки он публикует в телеграм-канале.
* * *
После выхода первого трейлера S.T.A.L.K.E.R. 2 я с головой погрузился в оригинальные части легендарной серии. Конечно, «Сталкер Тень Чернобыля» – лучшая из игр в плане сюжета, лора и нарратива. У проекта целых семь концовок – две истинные и пять ложных! На последние я и обратил свое пристальное внимание.
Почему их пять и именно таких? В «ложных» финалах нас метафорически наказывают за игровые грехи. Но грехов семь, и они совсем другие. Затем я присмотрелся к кругам ада по Данте. Они больше соотносятся с концовками, но их девять. Спустя пару часов анализа я понял. Ложные концовки S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля схожи с пятью стадиями принятия смерти Элизабет Кюблер-Росс. Чем и как? Давайте разбираться!
Традиционный дисклеймер: дальнейший текст – лишь моя теория. Я о-сознаю некую абсурдность написанного, но хочу порассуждать.
Отрицание – «Дай мне бессмертие»
На первой стадии принятия человек шокирован и отрицает все происходящее с ним. Больной пытается притвориться, что изменений нет. Если я в это не верю – это не произойдет.
Также и Стрелок пытается отринуть саму возможность своей смерти и просит у Монолита полную ее противоположность – бессмертие. Но артефакт по-своему интерпретирует это понятие. Чему быть – тому не миновать. И, отрицая свою смерть, Стрелок превращается в вечное напоминание о неотвратимости жизненного цикла.
Гнев – «Я хочу, чтобы Зона исчезла»
Когда человек уже не может отрицать очевидное, его переполняет ярость. Часто он выплескивает ее на окружающих и винит в происходящем всех вокруг.
Стрелок также наполнен гневом. Он потерял память, был обманут. Его путь к финальной цели был полон опасностей и трудностей, вокруг него умирали хорошие люди. Конечно, он винит во всех этих несчастьях саму Зону и хочет, чтобы она исчезла. И как же Монолит поступает с человеком, который ослеплен гневом? Ослепляет. Вполне логичное наказание.
«Сталкер» – культовая серия игр: атмосферно, есть сотни модов, и сделано с любовью к геймерам из СНГ
Торг – «Дай мне богатство»
На этой стадии пациент пытается договориться с болезнью, отсрочить неизбежное. Он старается найти выход из ситуации, придумать решение.
В рамках этой концовки Стрелок видит решение всех своих проблем в деньгах. Но его надежды также иллюзорны, как и попытка умирающего договориться с болезнью. Золотые монеты оказываются лишь гайками, которые лишь закапывают героя еще глубже.
Депрессия – «Человечество неисправимо. Оно должно быть уничтожено»
Попытки «договориться» ни к чему не приводят, перемены становятся реальнее и приходит депрессия. Приближение неизбежного угнетает, энергии не остается и человек подавлен.
Также и Стрелок не видит других выходов из сложившейся ситуации. Он считает, что человечество неисправимо, а потому не заслуживает прощения и должно быть уничтожено. Что это, если не проявление глубочайшей депрессии? Когда желание исполнено, главный герой остается в кромешной тьме совсем один.
Смирение – «Дай мне власть над миром»
На этом этапе человек уже выплеснул все прежние чувства. Он выходит из депрессии, спокоен и подводит итоги своего прошлого, готовясь стать единым с вечностью.
Для наступления этой концовки Стрелок должен убить лидеров обеих группировок. Таким образом, он обрывает связь с прошлым Зоны и хочет построить новое будущее. Для этого ему и нужна власть над миром. Монолит как обычно исполняет волю персонажа по-своему. Важно отметить, что только в этой концовке главный герой полностью исчезает, растворяясь в вечности. В соответствии с последней стадией принятия.
Сомневаюсь, что разработчики S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля намеренно копнули так глубоко и писали ложные концовки, опираясь на стадии принятия. С другой стороны, параллели могли неосознанно всплывать в голове авторов на каких-то стадиях написания сценария.
Тем не менее, было интересно проводить параллели между этими явлениями. Какие-то из них лежат прямо на поверхности, для чего-то пришлось закопаться поглубже. Возможно, вы сможете по-своему интерпретировать связи между стадиями и концовками. В любом случае, круто, что игра 2007 года имеет глубокий потенциал для размышлений и необычных интерпретаций. За это мы и любим S.T.A.L.K.E.R.
Поддержать автора:
Дата выхода S.T.A.L.K.E.R 2 – когда выйдет на ПК, PS 5 и Xbox
Системные требования «Сталкер 2» — минимальные и рекомендуемые характеристики
«Богатство» — главный герой подходит к Монолиту и просит сделать его богатым. Для получения концовки необходимо иметь более 50 тысяч рублей. Итог печален — героя засыпает строительным мусором. В живых должны быть Лукаш или Воронин.
«Власть» — для получения этой концовки необходимо убить Воронина и Лукаша. Герой просит у Монолита власть, в результате чего Монолит высасывает душу из Стрелка.
«Исчезновение зоны» — Стрелок просит Монолит, чтобы зона исчезла. В результате он слепнет, таким образом наш герой уже не видит зону, она для него исчезла, хотя в реальности продолжает существовать. Для этой концовки нужны хорошие отношения группировками, один из лидеров группировки должен выжить, денег должно быть менее 50 тысяч.
«Человечество исчезло» — загадав это желание у Монолита, Стрелок исчезает во тьме после серии страшных видений. Условия получения концовки: денег менее 50 тысяч, плохая репутация с группировками, один из лидеров группировки должен быть живым.
«Бессмертие» — наш герой просит Монолит сделать его бессмертным, отчего превращается в статую. Условия получения концовки: нейтральная репутация, денег менее 50 тысяч, в инвентаре много аптечек и оздоравливающих артефактов.
------
Сказал бы так:
Монолит, как и жизнь в целом, наверное,
даёт то, чего ты по-настоящему хочешь и к чему по-настоящему (не на словах и декларациях) стремишься.
Богатство: ты и так всю дорогу копил бабло и перед смертью видишь себя богатым (ты, вообще, кроме денег ничего не видишь). Твое богатство убивает тебя как халифа из сказки про золотую антилопу.
Власть: ты убивал других ради власти, а Монолит, пожравший тебя, и есть концентрация силы и власти.
Исчезновение зоны: отрицание реальности ( я не хочу видеть мир таким, какой он есть).
Человечество исчезло: ты шел путем ненависти, убивая направо и налево, и получаешь то же в ответ. Ненависть к другим людям = ненависть к себе т.е. ты, по сути, желаешь смерти в первую очередь себе.
Бессмертие: тебе было по хрен на всё, кроме себя (нейтральные отношения, артефакты на здоровье) - закуклился сам в себя и стал статуей.
---
Итак, как мы знаем, развитие человека, организации и любой системы проходит стадии, соответствующие семи чакрам.
Муладхара: человека заботит физическое выживание.
Персонаж, застрявший в своём развитии на этом уровне, естественно просит Бессмертие.
Свадхистхана: чакра упоения жизнью, в приоритет ставятся вопросы принадлежности (семья, племя), денег и удовольствий (секс, еда).
На этой чакре персонаж просит Богатства, считая, что остальное придёт.
Манипура: чакра структуры и власти.
Пройдя в своём развитии первые два уровня (выживание как физической единицы и упоение жизнью) персонаж осознаёт себя отдельной личностью с собственными интересами и пытается увеличить своё влияние на окружающий мир, что естественным образом осознаётся им как потребность во Власти.
Анахата: чакра любви, но не направленной, а "вообще".
Персонаж пытается дать счастья "всем и даром", уничтожив Зону. Но это ещё не истинное понимание Любви, что приводит героя к падению.
Вишудха: чакра совершенных форм и творчества.
Персонаж, дошедший до этого уровня развития, понимает, что не Зона уродует прекрасную Землю, а присутствие человека. Как способ гармонизации мира герой видит уничтожение самой причины страдания планеты - Человека.
Как видим две высшие чакры Аджна (Мудрость) и Сахасрара (Общность, слияние с миром) относятся авторами Сталкера к праведным концовкам, что несколько расходится с классическим взглядом индуизма, но допустимо в рамках художественного взгляда на путь развития героя игры.
Раньше были Дьябло, Герои меча и магии, Сталкер, Devil May Cry, Warcraft, Ассасины (хотя смотря какая часть конечно же).
А сейчас игры создаются с целью "лишь бы бабла срубить".
У команды Григоровича с его Сталкером, я уверен, бюджет ну очень скромный был.
А продажи были просто колоссальные.
Монолит, так-же известный -- как исполнитель желаний -- иллюзия внутри сверхъестественной конструкции, созданная и контролируемая "О-Сознанием". Губительно влияющая на сердца и умы сталкеров ( особенно "монолитовцев" -- кровожадных и бездумных фанатиков фанатиков -- кому "промыли" мозги).
Бедного Стрелка в пяти ложных концовках жестоко и бессовестно (безнравственно) обманывают, творя с ним ужасные вещи!
Первое желание -- "Что-бы Зона исчезла" -- Сложно сказать хорошее-ли оно. С одной стороны Зона безжалостно убивает, является причиной конфликта между "Долгом" и "Свободой" и может представлять реальную угрозу для Человечества... С другой стороны -- Зона даёт много перспектив для изучения и пользы. Служи испытанием Духа, Воли и Интеллекта. И возможно при определённых условиях -- не будет наносить вреда...
Второе желание -- "материальное богатство" -- всё зависит от того, зачем оно Стрелку.
Третье желание --"физическое бессмертие" -- плохое. Потому, что рано или поздно станет проклятием и мучениями. Зачем оно тебе?! Ради сохранения знаний, опыта, мудрости? Передай их молодому дарованию!
Четвёртое желание -- "уничтожение Человечества" -- очень плохое. Происходит от полного разуверения в нём -- "Человечество неисправимо" -- это одно из наверно самых страшных и жутких заблуждений. Я вот верю, что в мире когда-нибудь воцарятся Добро, Справедливость и Сострадание!
Пятое желание -- "Власть над миром" -- в принципе не плохое и схожее со вторым желанием. Главное помнить -- Большая власть= Большая ответственность!