Нытьё и игры
Блог
Трибуна

Три года из жизни студенческой команды по CS: искренняя история от нашего блогера

От редакции. Вы находитесь в блоге Нытье и игры, автор которого делится своим мнением по поводу игр и рассказывает качественные истории про киберспорт. Подписывайтесь на него и оставляйте комментарии, чтобы поддержать автора и не пропустить новые посты!

В этот раз Георгий Кошель написал о своем опыте участия в соревнованиях ФКС России. Внутри – большой текст о становлении университетской команды по CS:GO, но он будет интересен и фанатам других дисциплин: тильт, нежелание быть лидером и отсутствие поддержки со стороны – все это знакомо любому, кто пытался пробиться наверх.

* * *

Уже много лет во мне живет уверенность, что киберспорт в нашем регионе развивается намного медленнее, чем мог бы. Факторов, мешающих развитию, много: непрофессионализм игроков, закостенелость мышления у руководящих киберспортивными клубами, отсутствие четкого представления о желаниях аудитории.

Скандал в StarCraft II: стример предложил киберспортсменам купить его место в сборной России

Создается впечатление, что сейчас киберспорт переживает неприятный и сложный период осознания себя как зрелища. Игроки кричат о вопиющей наглости кастеров, позволяющих себе слишком многое; кастеры, в свою очередь, парируют тем, что сами являются причиной, по которой киберспортсмены вообще получают свою зарплату. К сожалению, все они забывают о тех, кто на все это дело смотрит.

Страшно подумать, что самые медийные игроки нашего региона даже не задумываются о своих фанатах. Наверное, это этап взросления. Период, когда киберспорт уже не является местечковым развлечением для посвященных, но еще не стал взрослым шоу с абсолютными профессионалами, которых можно было бы поставить в один ряд с Дзюбой, Месси или Роналду.

Обзор Fortnite в 2019. Что принесла «Вторая глава» и почему я снова кайфую от этой игры?

Не секрет, что киберспорт без постоянной аудитории умрет довольно быстро. Именно людской интерес позволяет осуществлять даже самые смелые затеи. Именно живое внимание к киберспорту дало нам возможность организовать киберспортивную секцию в Кубанском государственном университете. О ней я и хочу рассказать. В моей истории не будет откровений и заявлений о нашей особенности, мы не претендуем на всемирную славу, всего лишь наслаждаемся возможностью заниматься нашим любимым делом.

Три года назад ФКС России анонсировала первый сезон Всероссийской киберспортивной студенческой лиги (ВКСЛ). Три года назад началась и наша история.

Год первый  

С самого начала нашего киберспортивного пути у нас ничего и никогда не получалось вовремя. Исключением не стал и сбор составов по необходимым для участия в Студенческой лиге дисциплинам. Опыта у наших руководителей не было, а набирать людей нужно было быстро и качественно.

В первом сезоне ВКСЛ нас ожидали соревнования по CS:GO, FIFA 17, Dota 2, Hearthstone и League of Legends. С HS и FIFA проблем, к счастью, не возникло: по ним провели турниры, на которых определились сильнейшие в ВУЗе игроки, вошедшие в основной состав сборной КубГУ. С League of Legends тоже не было больших проблем. Так получилось, что именно в Лоле у нас уже была пятерка сильных игроков, которые и представили наш ВУЗ.

А вот с играми от Valve пришлось повозиться. Дотеров и ксеров отбирали по их рейтингу в матчмейкинге. Если с Dota 2 это вполне могло сработать, то в CS наши руководители, видимо, решили сыграть в лотерею. 

Сам я оказался в команде по CS:GO, поэтому дальнейший упор в моем повествовании будет сделан именно на нее. Мой рассказ – не попытка пересказать всю хронологию событий, а желание поведать о студенческом киберспорте изнутри; о пути, который необходимо пройти каждой молодой команде.

А путь моей команды начался с выбора капитана. Как оказалось, никто из нас не горел желанием становиться лидером. Можно ли из этого сделать вывод, что молодые игроки не хотят брать на себя ответственность? Полагаю, можно. Является ли это большой проблемой? На мой взгляд, да. Как раз сейчас мы видим, что хороших капитанов на сцене не хватает.

Супероткровенное интервью Марии Гуниной: почему Айсберг ругался с Ноуфиром, как она кикала игроков и почему верит в Арсзика

Я отчетливо помню, когда начал формироваться психологический портрет нашего состава. Речь о «Киберконе», нашем первом лане. Руки не тряслись, но и уверенности в себе не наблюдалось. Первую игру мы выиграли без проблем, а дальше нас ждало первое большое потрясение. Игра на сцене.

Биться предстояло против NOVA. Не очень грозно звучит, да? Вот и мы так думали. Но Tr3vl, PASHANOJ и Jame доходчиво объяснили, что нашему составу еще далеко даже до попыток навязать им борьбу. Мы проиграли 16:2 и отправились по домам. Я видел, что в чате на твитче над нами посмеивались игроки, не попавшие в сборную по CS:GO, но это лишь мотивировало работать еще больше.

И мы работали. Как умели, конечно, но работали. Совсем не представляли тогда, что нам нужно делать. Наш состав просто бесконечно играл. FaceIt, ММ, ESEA, все на свете. У нас было много энтузиазма, но мало понимания. До сих пор с теплотой вспоминаю эти времена.

В команде по CS:GO играют огромный качок и худой школьник. Между ними шикарная химия

В Краснодаре, в рамках регионального этапа ВКСЛ, нужно было победить всего дважды. С КубГМУ мы разобрались довольно легко, а с КубГАУ пришлось повозиться. Так уж вышло, что за аграрный университет играл Tr3vl, с которым очень хотелось поквитаться. Это был мой первый матч как капитана, мы выиграли и добыли для нашего ВУЗа путевку в Москву.

Почему капитаном стал я? Потому что мне было интересно попробовать себя в этой роли, а остальные ребята из команды не возражали. С этим никаких знаменательных событий не связано.

Дальше история похожа на банальный голливудский сюжет о парнях, идущих через тернии к звездам, но я ничего не могу с этим поделать, все происходило именно так.

Мы понятия не имели, что ожидать от группы, в которую попали: МТУСИ, СФУ, КФУ. Конечно, никому из нас это ни о чем не говорило, но у всех представителей нашей сборной присутствовала чисто южная уверенность в собственных силах, основанная на необъяснимых факторах, назвать которые мы и сами затруднимся.

Леди Гага не знает, что такое Fortnite и кто такой Ninja. Ну, мы объяснили

Как оказалось, стратегическое мышление – не лучшая моя сторона, мы никогда не играли Cache полным составом, и вы, думаю, уже поняли, какую карту я умудрился напикать в первом же матче. В первой игре нас ожидали московские ребята из МТУСИ. Странно, но именно в этом матче мы и выиграли, чего, к сожалению, не скажешь о двух следующих.  

Я уже паковал свои девайсы, находясь в прескверном настроении, когда ко мне подошел один из игроков команды и сообщил о том, что сборная КубГУ выходит в плей-офф. Честно говоря, совсем не понял, почему он посчитал это смешным, а осознание того факта, что это совсем не шутка, пришло несколько мгновений спустя. Нам жутко повезло, что в первом сезоне все дисциплины добавляли очки в общую копилку, именно это и позволило выйти из группы.

В полуфинале киберспортивную сборную КубГУ ждала УрФУ. До сих пор помню, как вдохновила нас новость о выходе из группы. Наверное, это вдохновение и помогло успешно выйти в финал. Я не делюсь подробностями полуфинальных противостояний, потому что никакой драмы в них не было. Важно знать, что наспех собранная сборная КубГУ вышла в финал турнира, который должен был определить будущее киберспорта в университете. Само это достижение уже позволяло с оптимизмом смотреть в будущее.

К сожалению, чудеса для нас на этом и закончились, мы уступили первое место СПбПУ. Кстати, в их CS:GO составе тогда играл будущий капитан ForZeJerry.

Выход в финал позволил нашему ВУЗу и дальше развивать киберспортивное направление. Думаю, это наша главная награда.

Раскидки CS:GO. 8 главных смоков на новой версии Vertigo, которые вам стоит выучить

Год второй

Мы, конечно, не меняли состав по CS:GO и легко прошли отборы в сборную КубГУ, но в этом году нашу команду ожидали совсем другие неприятности. Думаю, глупо спорить с тем, что любой состав встречается со множеством трудностей, а то, как эти трудности преодолеваются, и определяет дальнейшее будущее.

Именно в этот период я ясно понял, что умение нажимать на кнопки не должно быть определяющим в формировании команды. Осознание пришло на региональном этапе отборочных в групповую стадию Кубка России по CS:GO. На этом турнире мы играли с заменой: один из наших игроков, HalloSenpai, неплохо показывал себя в PUBG. Конечно, ради этого ему пришлось пожертвовать тренировками в CS – нас это не устраивало.

Оказалось, это не лучший выход из ситуации; мы считаемся победителями этого турнира, но такие победы, на мой взгляд, ничего не стоят. Соперники просили о переносе гранд-финала, потому что не успевали на него по уважительным причинам, связанным с нерасторопностью организаторов; я считал, что мы вполне можем сыграть и на следующий день, но наш стендин был сильно против этого.

К сожалению, команда приняла его сторону, а мне до сих пор стыдно за эту «победу». В групповом этапе Кубка России мы серьезно облажались – стендин свалился в тильт и намеренно сливал игры; шансов у нас и так было мало, а такие действия их явно не добавляли. Так HalloSenpai вернулся в команду.

Как собирали Virtus.pro: Соло стоил в 3 раза дороже Рамзеса, игроки были готовы заплатить NaVi за Роджера

Параллельно мы вполне успешно выступали на ВКСЛ и снова обеспечили себе поездку в Москву. В этот раз формат турнира немного изменился: по каждой дисциплине проводился отдельный турнир, а очки ВУЗ получал благодаря успехам своих команд в этих турнирах.

Нет смысла долго распространяться о позорном выступлении моей команды, скажу только, что до сих пор считаю себя виноватым в случившемся. Мы сумели выйти из группы, но проиграли в полуфинале и матче за третье место. Ссорились прямо во время игр, появилось много проблем, которые легко можно было решить, просто поговорив о них, но, к сожалению, ума тогда на это не хватило. Зато мы получили много опыта.

Год третий  

Это год, когда я осознал, что наличие опыта – не просто красивые слова, а решающий в самые ответственные моменты жизни фактор. Я пропущу краснодарскую часть нашей киберспортивной жизни, скажу лишь, что нам снова удалось отобраться в Москву, но с двумя заменами: HalloSenpai окончательно ушел в PUBG, а еще один игрок просто устал от CS.

В своем турнире мы заняли третье место, проиграли всего одну игру, но, к сожалению, игра эта была в полуфинале; в матче за третье место мы победили РТУ МИРЭА. Стоит отметить, что тогда ребята выступали без Господарова, их лучшего игрока [Sports.ru: сейчас он играет в NaVi Junior].

Игрок NaVi Junior шел со статистикой 0-12. После этого взял два клатча и тащил

Мы легко преодолевали игровые и психологические проблемы, нам не нужен был лидер, костяк нашей команды уже слишком многое пережил вместе, а новички идеально влились в состав. Это лучший состав, в котором я когда-либо играл. И очень жаль, что в этом году мы уже не сможем собраться вместе – я и еще один игрок закончили обучение, а другой тиммейт сменил университет.

Когда-то Pipson, нынешний тренер Pro100, сказал мне, что игроки не обязаны быть друзьями, они должны понимать, что являются профессионалами – этого достаточно. Спорить с ним сложно, но наш регион раз за разом доказывает, что игроки, не являясь близкими друзьями, просто не способны решать свои проблемы, уж слишком часто мы читаем новости о разного рода конфликтах внутри составов.

Любительский киберспорт жив?

О, любительский киберспорт жив, а жив он ровно по той же причине, по какой живет и киберспорт профессиональный – людской интерес ко всему этому действу. По этой же причине киберспорт не умирает и в КубГУ, несмотря на все бюрократические и иные препятствия.

Да, студенческие организации с большим трудом соглашаются распространять новости о киберспортивной секции в университете, но люди все равно узнают о нас, а время все расставит по своим местам. Любите киберспорт, играйте в игры и помните, что всегда нужно оставаться человеком.  

Я очень надеюсь, что игроки вспомнят, почему киберспорт вообще стал возможен, а мы, в свою очередь, не позволим нашему любимому зрелищу умереть.

WoW Classic – громкая пощечина современной игровой индустрии

Гениальный развод в CS: киберспортсмен фейканул дымовой гранатой. Враги подумали, что это флешка, и отвернулись

9 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Отличный рассказ изнутри. Спасибо ))
+3
0
+3
Киберспорт в моем вузе ограничивался одним HS. Пытались собрать тиму по лолу, но нашли только 3 человек))
+1
0
+1
На фоне того что сегодня написал тот челик, у которого рухаб жену увел (штаны на киберлямках), отличный ответ, что именно фкс делает
+1
0
+1
Хорошая история, приятно было почитать. побольше бы таких историй.
Правда 2 и 3 год кажутся слабо раскрытыми) хотелось бы банально побольше почитать, но кажется автор много сил и эмоций вложил в первую часть текста, а ко второй подошел уже опусташенным.
+1
0
+1
Более того, с прошлого года участвовать могут и колледжи. И мы уже пытались играть. Правда в Москве конкуренция ужасно большая и у нас тупо нет шансов... МАИ, Мирэа, МГУ, бауманка и другие, ну где нам поспеть то?
0
0
0
А мы всегда опасались молодых талантов из колледжей. :)
Конкуренция у вас невероятная, это правда, желаю удачи
0
0
0
Благодарю за отзыв)
0
0
0
Эйритель чтоль? Или она в штате техническом?
0
0
0
по доброму завидую парням
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий