Обзор двух эпизодов сериала по «Властелину колец». Большое путешествие по красивому миру – но непонятно зачем
2 сентября на Amazon Prime вышло два эпизода сериала «Властелин колец: Кольца власти». Это приквел трилогии Питера Джексона, в котором действия разворачиваются во Второй эпохе Средиземья – за две тысячи лет до Арагорна, Фродо, Гимли и Леголаса. «Кольца» – не экранизация конкретного произведения Дж. Р. Р. Толкина, а скорее домысливание легендариума с новыми персонажами и линиями сюжета.
Эпические «Кольца» – самый дорогое телевизионное шоу в истории. Amazon выложил 465 млн долларов за производство восьми эпизодов, тогда как последний сезон «Игры престолов» обошелся HBO в 120 млн долларов (С правами у Amazon выйдет и того больше – около 715 млн долларов). Роман Волынский рассказывает, удалось ли «Кольцам» заколдовать внимание зрителя.
Стартуем без оригинальностей. В прологе закадровый голос эльфийки Галадриэль растолковывает зрителю геополитическую обстановку. На дворе Вторая Эпоха. Эльфы покинули сияющую и обетованную землю Валинора. Все, чтобы защитить рубежи Средиземья, где они вели многовековую войну с темным лордом Морготом. Его поражение принесло мир и цветущие поля на континент – но оставило за собой семена зла: разбросанных орков и жуткого колдуна по имени Саурон.
Шоураннеры проводят мостик к трилогии Джексона в первые секунды. Все же помнят Галадриэль? Впервые на экранах она появилась в «Братстве кольца» – в 2001 году ее сыграла Кейт Бланшетт. В «Кольцах власти» она предстает в образе юной девушки, доблестной воительницы. Галадриэль – единственная, кто верит, что темные силы не покинули Средиземье. И спустя столетия после окончания войны, она продолжает охоту на Саурона, снедаемая местью за убийство брата.
После такой гнетущей экспозиции, нас знакомят с другими жителями континента. С предками хоббитами – мохноногами. У этой расы есть свой Фродо Бэггинс – Нори. Она такая же непоседливая и жаждущая путешествий, как и герой оригинальной трилогии. Потом перемещаемся на южные равнины, где гарнизон эльфов охраняет грязное и оборванное поселение людей. Тут знакомимся с новым героем – темнокожим эльфом, испытывающей запретные чувства к девушке из рода людей. Но главный аттракцион приберегли на конец серии: великую столицу гномов – Кхазад-Дум. Это та самая Мория, где Гэндальф сразился с Балрогом.
Известно, что проект запланирован на пять сезонов. Поэтому шоураннеры пишут историю размашистыми мазками. В отличие от оригинальных фильмов, повествование в «Кольцах» разбито на несколько сюжетных линий – взгляд на надвигающуюся угрозу дан с нескольких точек зрения. (И насколько я понимаю, с каждой серией их будет все больше). Тогда как у Джексона в первом фильме мы следили за одной группы смельчаков и авантюристов. Этим решением «Кольца» напомнили «Игру престолов», – действенный способ погрузить зрителя в историю и показать разные уголки вымышленного мира.
Зритель утопает в красивых и величественных пейзажах. Конечно, столько денег вложено в разработку архитектуры этого мира. Но возникает ощущение, что за ландшафтами и видами ничего не стоит. Перед нами скорее декоративный дизайн, нежели чем драматургически обусловленные декорации. Иначе говоря, визуальная пустышка. Красиво – и все. Чего только стоит прямое копирование в прологе «Апофеоза войны» русского живописца Василия Верещагина. С одной стороны, приятно, что шоураннеры вспомнили нашего соотечественника. Это действительно мощный и устрашающий образ последствий войны. Но с другой, зачем зрителю смотреть на точно такую же мизансцену? Здесь кино. Предложите свою трактовку этого образа, опираясь на картину, а не полностью воспроизводя ее.
Другая проблема первых двух серий – это постановка диалогов. С актерской игрой вроде все терпимо и понятно. Перед нами вымышленные существа – у них своя манера говорить. Но разговоры я слушал слегка прикусив язык. К таким пафосным афоризмам нужен иммунитет, заработанный, видимо, на других фэнтезийных произведениях. Хотя тот же «Дом дракона» этим не страдает.
Думаю: а что вообще будет происходить 5 сезонов? На каком тематическом топливе проедет проект? Я думал, что шоураннеры глобально переосмыслят центральную идею. Но пока «Кольца власти» дублируют основную тему оригинальной трилогии – обретение земли обетованной с прозрачным противостоянием добра и зла. Надеюсь в следующий сериях шоураннеры выкатят новые локальные конфликты, которые удивят свежестью или хотя бы остросюжетностью.
Пока я вижу, что «Кольца власти» могут быть интересны зрителям, которые с удовольствием погружаются в вымышленные миры. И бороздят их просторы не столько из-за оригинальных художественных решений, а сколько из чувства эскапизма. Понимаю, что я сужу по двум сериям, но не думаю, что дальше будет лучше.
* * *
Обзор фильма «Нет». Джордан Пил показал охоту ковбоев на шляпу-пришельца
Это не Галадриэль. Это помесь Яры Грейджой с принцессой Зиной.
>такая же непоседливая и жаждущая путешествий, как и герой оригинальной трилогии.
Вообще-то, и Бильбо и Фродо - домоседы.
>Но главный аттракцион приберегли на конец
Гномов окончательно списами в клоуны. "Ой! Вань! Гляди, какие карлики"!
>несколько сюжетных линий
Они все одинаковые. Юная девушка - д’Артаньян, остальные - "ну, тупыыые". Включая Элрона и десантника...
Короче - гуано. Дорого.
(википедия)
Так вот, у американских фанатов есть объяснение - все упирается в авторские права. У Амазона, создателей сериала, нет прав на Сильмариллион, только на какие-то отдельные записки и письма Профессора. Соответственно, историю Второй Эпохи, падения Нуменора, Саурона, ходящего во плоти и пудрящего мозги правителям Средиземья, они просто не имеют возможности рассказать. Отсюда и выдумывание каких-то левых сюжетных ходов и перевирание первоисточника.
Возможно, на первую фанатскую волну негодования будет адекватная реакция шоураннеров. Может быть, будет и нормальный Саурон, и нормальный Нуменор. А не вот эта вся фигня с Элрондом в образе Мизинчика.