Netflix теряет зрителей и деньги – у компании кризис? Все как раз наоборот
Эволюция стриминга.
С начала года о стриминговом сервисе Netflix все чаще выходят тревожные новости. Сперва акции компании упали из-за оттока подписчиков, потом муссировалась тема массового сокращения штата – и все это на фоне роста подписчиков у ближайших конкурентов.
Но по последним проектам не скажешь, что компания переживает кризисные времена. Скорее наоборот: руководство взяло новый масштабный курс – на блокбастеры и собственные франшизы. Разбираемся, что происходит с Netflix и какие у них планы.
Netflix теряет подписчиков. Это серьезно?
В 2022 году площадка впервые за 10 лет потеряла более 1 миллиона подписчиков. После опубликованного отчета акции компании упали более чем на 35% на Уолл-стрит. Как сообщает издание CNBC, биржи усомнились в долгосрочной перспективе компании.
Хотя это типичная реакция на горячую новость, и объективных поводов для беспокойства нет. С конца июня акции Netflix медленно, но верно восстанавливают показатели − сейчас одна акция стоит 224 доллара. Несмотря на все кажущиеся пертурбации, прибыль компании за второй квартал выросла на 9% по сравнению с прошлым годом.
Увольнения тоже не скажутся на финансовом положении компании. Руководство выложило 70 млн долларов за выходные пособия сокращенным сотрудникам − это сумма, равная среднебюджетной картине. Учитывая, что в среднем самый популярный тариф на сервисе стоит 12 долларов, а общая аудитория 220,67 млн, с одних только подписок платформа получает 2,6 миллиарда долларов ежемесячно.
Короче говоря, отток подписчиков, временное падение акций и кадровые перестановки никак не отразились на лидерстве компании на рынке и ее доходах. Повторюсь, на мой взгляд, новый курс Netflix – на большой и дорогостоящий контент – не связан с финансовыми проблемами.
Netflix делает проекты с первоклассными актерами и огромными бюджетами
С 2015 года я частенько удивляюсь оригинальным релизам Netflix с участием крупных режиссеров из авторского кино. Издание The Atlantic справедливо отмечает, что такие картины как «Не смотрите наверх» Адама Маккея, «Рома» Альфонсо Куарона, «Ирландец» Мартина Скорсезе и «Брачная история» Ноа Баумбаха заполняют культурные дыры, оставленные крупными студиями Голливуда.
Старые студии как никогда сосредоточены на конвейерном производстве сиквелов, ремейков и ребутов, которые приносят огромные деньги. Недавний сиквел «Лучшего стрелка» с Томом Крузом прекрасно это доказал.
Однако сейчас «Нефтликс» меньше заинтересован в создании фестивальных и оскароносных фильмов. Теперь дежурный контент стриминга разбавляют высокобюджетные блокбастеры. По всей видимости компания ввязалась в гонку с крупными студиями.
С 2019 года Netflix активно работает со звездами мейнстримных экшенов – от Райана Рейнольдса до Скалы. И совсем не боится огромных затрат, например, бюджет фильма «Призрачная шестерка» обошелся студии в 150 миллионов долларов. И это только один фильм, а ведь стриминг уверенными шагами идет дальше. Только за последние два года они выпустили также «Красное уведомление» (бюджет $160 млн) и свою самую дорогую ленту – «Серый человек» с Гослингом ($200 млн).
Компания планирует новые вселенные – франшизы
«Мы хотим собственную версию «Звездных войн» или «Гарри Поттера». И мы очень усердно работаем над ее созданием», – сказал Мэтью Танелл, вице-президент Netflix.
Еще более амбициозными кажутся планы по созданию собственных франшиз. Ранее ни одна стриминговая платформа не предпринимала таких шагов. Например, существующие сериалы Disney + «Оби-Ван Кеноби» и «Мандолорец» поставлены на основе уже существующей киновселенной Lucasfilm.
Тогда как «Серый человек» запланирован как первая часть новой шпионской вселенной в духе Джеймса Бонда и Итана Ханта. А еще не вышедший Slumberland – это адаптация серии комиксов «Малыш Немо в Сонной Стране» с Джейсоном Момоа.
Однако самое показательное решение Netflix – разработка спин-оффа сериала «Очень странные дела». Братья Даффер превратят флагманский проект в новую развлекательную франшизу.
Если раньше интеллектуальными правами на экранизации больших проектов владели такие студии, как Disney и Warner Bros, то теперь ситуация изменилась. Ори Мармур, вице-президент Netflix, сообщил The Atlantic: «Классно, что мы теперь говорим кинематографистам: «Вы можете запустить франшизу сами вместо того, чтобы вдыхать жизнь в то, что уже существует».
Зачем стриминг ввязался в игру на поле больших студий?
C идеологической точки зрения, уверен, что руководство компании делает ставку на скорое загибание театрального проката. Если раньше зритель с неохотой включал блокбастер дома, то после пандемии COVID-19 просмотр любого кино на маленьком экране стало обычным делом. Думаю, переход Netflix на блокбастеры связан с тем, что они хотят создавать события в мире кино. От этих кинособытий зритель не должен отвлекаться и нажимать кнопку «паузы». Поэтому ждем еще больше головокружительного экшена от Netflix.
А с экономической: для Netflix производство кино и телешоу – это единственное направление бизнеса. У таких компаний, как Amazon и Apple, контент не является основной производственной мощностью. Фильмы для них – скорее что-то репутационное. А ребята из Netflix ничего другого, помимо кино, не продают. И видимо, блокбастеры стали их новой опорой на ближайшие годы.
Все более сильная конкуренция тоже вынуждает Netflix повышать ставки. Конкуренты набирают аудиторию за счет более низких цен и стабильного свежего контента. Для сравнения: потоковый сервис Disney увеличил количество подписчиков на 7,9 млн за последний квартал, в то время как Paramount добавила около 6 млн подписчиков на своих потоковых платформах за первый квартал.
Понятно, что Netflix теперь задумался, как блеснуть на фоне других стриминговых площадок. И, конечно, делать это лучше громко и с первоклассными актерами. Посмотрим, сможет ли стриминговый гигант удержать лидирующее место на рынке за счет блокбастеров, а главное – оставят ли они след в мировой культуре? Потому что акции акциями, но и хорошее кино нельзя забывать делать.
* * *
Обзор фильма «RRR: рядом ревет революция». Индийский хит, от которого дребезжит экран
5 лучших фильмов Арнольда Шварценеггера, не считая «Терминатора»