Роман Волынский
Блог

Обзор «Серого человека». Взрывной боевик с Райаном Гослингом, который быстро забудут

А на фильм была надежда.

22 июля на Netflix вышел шпионский триллер «Серый человек», основанный на одноименном бестселлере Марка Грини. Это самый дорогостоящий проект стриминга – с бюджетом 200 млн долларов.  

Масштабную постановку доверили мегаломанским режиссерам и продюсерам братьям Руссо. На их счету финальные ленты «Мстителей» и две части «Первого мстителя». А на главную роль взяли Райана Гослинга, который со времен «Первого человека» не появлялся на экранах, – и я уже успел соскучиться по нему. Короче говоря, делюсь впечатлениями от этого фееричного и глупого боевика. 

Райан Гослинг играет тайного агента ЦРУ с позывным Сьерра Шесть. Под стать предыдущим ролям в «Драйве» и «Бегущем по лезвию 2049» его герой молчалив, невозмутим и всегда с легкой усталостью на лице. В первой сцене зрителю дают понять, что у героя Гослинга неоднозначное прошлое. В тюрьме его вербует куратор экспериментальной программы «Серый человек» Дональд Фицрой (Билли Боб Торнтон) – по подготовке заключенных в профессиональных убийц. Вне тюремных стен Сьерра Шесть делает самую грязную и опасную работу под крылом ЦРУ.   

Поначалу фильм выглядит многообещающе. Чего стоит первое задание Сьерры Шесть в Бангкоке. В свете флуоресцентных ламп и неоновых прожекторов братья Руссо показывают чистую хореографию и искусство убийства. Отличная альтернатива протокольным рукопашным дракам и перестрелкам. Из этой сцены зритель узнает, что новый босс Сьерры Шесть по имени Денни Кармайкл (Реже-Жан Пейдж) поручает ликвидировать секретного агента из программы «Серый человек» – Сьерру Четыре. Погибая, номер Четыре сообщает Шестому, что Денни плохой парень, и передает компромат. С этого момента фильм превращается в скоростной экспресс – за героем Гослинга носятся наемники и боевые подразделения по всему миру (Европа, Азербайджан и Таиланд). 

Для поимки Сьерры Шесть ЦРУ нанимает сумасбродного оперативника Ллойда Хансена (Крис Эванс). Бывший Капитан Америка изо всех сил развлекает зрителя: потешные усы, эксцентричное поведение во время пыток (в духе Мистера Блондина из «Криминального чтива»), частые шуточки и оголтелый пофигизм, особенно если дело касается человеческой жизни. Однако он скорее карикатурный социопат, в котором нет ни капли оригинальности. А само противостояние двух типов наемных убийц (совестливого Гослинга и Эванса − морального урода) слишком банально. 

Зато меня порадовало появление на экране Аны де Армас в роли агента по имени Дэни Миранда. После проникновенного дуэта в «Бегущем по лезвию 2049», в котором актриса сыграла голограмму – девушку полицейского-репликанта, я с большим очарованием посмотрел на них в «Сером человеке». Но здесь ансамбль Гослинга и де Армас получился скорее безжизненным. У ее героини одномерный психологический портрет, сводящийся к одной утилитарной функции – прикрывать спину Шестому.  

В «Сером человеке» cюжет, повествование, интрига, мотивировки, драматургия в классическом смысле особой роли не играют. Строго говоря, это не столько кино, сколько киноаттракцион. Аналогия с «Форсажем» навязывает себя сама, но есть существенное отличие. Франшиза с Вином Дизелем развлекает зрителя нелепостью и абсурдностью, тогда как «Серый человек» предельно серьезен. И это не идет на пользу фильму. Не спасают даже дорогостоящие погони, взрывы, вооруженные бойни на маленьких европейских улочках. Однако хореография в нескольких сценах действительно впечатляет, особенно рукопашная драка героини де Армас с индийским агентом (звезда тамильского кино – Дхануш). 

Нельзя не сравнить «Серого человека» со шпионскими франшизами, посвященными Джеймсу Бонду, Итану Ханту и Джейсону Борну. Учитывая амбиции братьев Руссо и продюсеров по созданию новой шпионской вселенной, в которой герой Райана Гослинга станет очередным бессмертным агентом. В общем-то «Серый человек» не стесняется жирно намекать зрителю, что фильм собран по кусочкам из других источников. Когда Сьерра Шесть шутит о своем псевдониме и говорит, что позывной «Агент 007» уже занят, это становится особенно очевидно. 

Тем не менее кустарная изобретательность главного героя выделяет «Серого человека» на фоне других больших лент про суперагентов. В арсенале Сьерры Шесть нет ни лазеров, ни реактивных ранцев, зачастую даже оружия в руках. Поэтому интересно наблюдать, как герой выходит из передряг, используя странные подручные средства. Эта особенность мне даже слегка напомнила фильмы Чарли Чаплина с Бродягой. 

С одной стороны, после просмотра не возникает вопроса, на что создатели потратили 200 млн долларов. По эффектности и масштабности постановки отбит каждый цент. Но с другой, а стоило ли оно того? Если сказать грубо, то фильм пустышка – это не лучший задел для франшизы. А для Гослинга и того хуже – растрата таланта. 

* * *

5 лучших фильмов про агентов и шпионов. Без Джеймса Бонда

Из какого аниме эта фраза? Очень простой тест от Sports.ru

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные