5 лучших фильмов про агентов и шпионов. Без Джеймса Бонда
Самые загадочные истории.
Совсем скоро на Netflix выйдет шпионский триллер «Серый человек» с Райаном Гослингом в главной роли. В преддверии релиза мы вспомнили самые важные фильмы о секретных агентах.
В эту подборку мы не включили эффектно спасающих мир спецагентов. Все и так знают Джеймса Бонда, Итана Ханта и Джейсона Борна. Они – неуязвимые бойцы, и поэтому франшизы с их участием бессмертны. Куда любопытнее поговорить о фильмах, в которых главные герои – это обычные и уязвимые люди. Случайно оказавшиеся жертвами заговора или паранойи холодной войны.
«На север через северо-запад», 1959
Кэри Грант играет Роджера Торнхилла – рекламщика с Мэдисон-авеню, которого ошибочно принимают за секретного правительственного агента. Спасая жизнь от недружелюбных шпионов, он встречает загадочную хичкоковскую женщину Еву Кендалл (Ева Мари Сэйнт). А дальше, как это обычно бывает – либо станешь с ней счастливчиком, либо угодишь под пулю.
Лента Хичкока круче всех современных фильмов о спецагентах по одной причине. Это история о том, как обычный человек попадает в крайне незаурядную ситуацию. Ни полиция, ни родная мать не верят Роджеру Торнхиллу. Как доказать, что тебя хотят убить настоящие шпионы? Это фильм о безумии, предательстве и любви.
Хичкок поставил здесь одну из самых виртуозных сцен в истории кино. В ней самолет преследует беззащитного клерка в кукурузном поле. Она точно придется по душе любителям взрывов и саспенса.
«Операция “Арго”», 2012
В 1976 году посольство США в Тегеране захватывают исламисты, – шесть американских дипломатов прячутся у канадского посла. Чтобы вывести их домой, агент ЦРУ Тони Мендес (Бен Аффлек) придумывает уникальное прикрытие. По легенде дипломаты притворяются американской съемочной группой, озабоченные поиском экзотических локаций для научно-фантастического блокбастера в духе «Звездных войн».
Шпионский триллер снят по реальным событиям Исламской революции в Иране. Режиссер Бен Аффлек использует документальные кадры, чтобы придать этой фантастической истории больше реалистичности. Очарование фильмом зашкаливает когда понимаешь, что заложников спасают ни лазеры и ни реактивные ранцы, а именно кинематограф. Аффлек мастерски показывает, в чем кроется магия и сила кино.
«Жизнь других», 2006
Восточный Берлин 1980-х годов. Агент немецкой тайной полиции Штази ведет наблюдение за драматургом-диссидентом и его девушкой. Успешного писателя хотят привлечь за политическое инакомыслие, поскольку он опубликовал антиправительственную статью. Постепенно агент Штази погружается в личную жизнь пары. Он днями и ночами наблюдает за их ссорами, любовным признаниями и будничными проблемами. Перед ним неизбежно встает моральная дилемма – чью сторону занять.
Немецкая шпионская драма получила мировую известность после победы на «Оскаре» в номинации «лучший иностранный фильм». Благодаря «Жизни других» западная аудитория заглянула за железный занавес – в Восточную Германию 1980-х годов. Немецкий постановщик Флориан Хенкель фон Доннерсмарк конкретно и ясно передает образ Большого Брата из восточного крыла.
«Третий человек», 1949
Запутанный наур в мрачных декорациях Вены. Американский писатель Холли Мартинс (Джозеф Коттен) приезжает в Австрию конца 1940-х, чтобы навестить друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс). Последний пообещал ему работу, но Мартинс с удивлением узнает, что Гарри мертв — или, по крайней мере, так кажется.
Это чуть ли первый сюжет о холодной войне, в котором обычный человек – писатель – втягивается в таинственный заговор. История об убийствах и контрабанде в оккупированной союзниками Вене названа BFI «лучшим британским фильмом 20-го века». И, на мой взгляд, «Третий человек» – это и одно из самых выдающихся произведений шпионского кино. Заслуга режиссер Кэрола Рида в том, что он мастерски сочетает нуарную напряженность с атмосферой послевоенного отчаяния.
Рид выбрал послевоенную Вену неспроста. Груды щебня и кратеры от бомб создают апокалиптическое и безысходное ощущение в фильме. Особенно из-за того, что зритель понимает: декорации – реальны.
«Разговор», 1974
Главный параноидальный триллер XX века на ряду с «Фотоувеличением» Антониони. Гарри (Джин Хэкман) – эксперт по наблюдению и технологиям звукозаписи. Его наняла тайная корпорация для наблюдения за молодой парой. Зачем влиятельному клиенту понадобилось следить за молодыми людьми в парке? Гарри убежден, что ни к чему людям его профессии обдумывать эти вопросы и уже тем более – нести ответственность за записываемые разговоры. Но вскоре это необычное дело завладевает им полностью.
Фрэнсис Форд Коппола получил «Золотую пальмовую ветвь» за эту работу. В отличие от эпичных «Крестных отцов» и «Апокалипсиса сегодня», этот фильм создает ощущение клаустрофобии и камерности. Самый сок в том, что идея наблюдения прорабатывается не просто на тематическом уровне, а в самой ткани фильма.
Герой Джина Хэкмана – это один из самых трагических персонажей в истории кино. Если в блокбастерах мы только предполагаем, что одиночество и паранойя это неизбежные «друзья» суперагента, то Коппола показал, как шпионское ремесло поражает человека изнутри.
* * *
Отзыв на сериал «Обитель зла». Адаптация зомби-хоррора, без которой легко обойтись