Обзор «Спайдерхеда»: наконец-то неплохой фильм Netflix с бездушным Крисом Хемсвортом
Умное развлечение от режиссера «Топ Гана: Мэверик».
На Netflix вышел фильм мегаломанского режиссера Джозефа Косински. В этом году, после пятилетнего перерыва, он выпустил блокбастер с Томом Крузом «Топ Ган: Мэверик», а сейчас − сай-фай драму с Крисом Хемсвортом и Майлзом Теллером в главных ролях. На фоне взрывных и футуристических боевиков режиссера «Спайдерхед» смотрится как камерная драма. Фильм основан на одноименном рассказе Джорджа Сондерса. Разбираемся, справился ли Косински с новым для него форматом.
Недалекое будущее. В исправительный и научный центр Spiderhead по добровольному согласию отбирают заключенных, желающих сократить себе срок. В обмен на перевод в тюрьму новейшего образца заключенные участвуют в экспериментальных опытах. Они счастливы и благодарны руководителям комплекса за свободу перемещения, вкусную еду и аркадные игры.
Обзор «Топ Ган: Мэверик». Фильм, в котором Том Круз победил смерть и прогресс
В тела заключенных вживлен маленький блок, содержащий флаконы с цветной субстанцией. Достаточно «надзирателю» подкрутить ползунок на айфоне, вещество сразу же впрыскивается в испытуемого и стимулирует его чувства. Например, если заключенному ввести «купидонт», то человек возжелает собеседника в страстном порыве. И неважно, кто перед ним сидит. Такая же логика и с «хохотолом»: заключенный с полпинка смеется как от плоской шутки, так и от жутких фактов о геноциде в Руанде. И это еще самые безобидные приходы. На заключенных под воздействием негативных стимуляторов лучше посмотреть самим. От эйфории до смертельного ужаса один клик.
За одурманенными заключенными наблюдает доктор Абнести (Хэмсворт), идеолог и руководитель проекта. Он убеждает персонал, что открытия изменят мир к лучшему: больше никаких страданий, сплошное счастье. Режиссер даже не маскирует истинную мотивацию доктора Абнести. Его самоуверенная и снисходительная ухмылка, дорогая и красивая одежда выдают в нем оголтелого прагматика и капиталиста, а не убежденного идеалиста.
Джефф (Майлз Теллер) − самый покорный и ценный подопытный кролик. В прошлом Джефф совершил роковую ошибку, за которую и попал в тюрьму. Он терпит опыты, чтобы искупить вину, но доктор Абнести злоупотребляет его доверием. Нетрудно догадаться, что испытания примут зловещий оборот.
Формально перед нами научная фантастика. Но на поверку новая лента Косински оказывается настоящим хоррором. Мне жутко от понимания, что наш мир очень близок к сюжету «Спайдерхеда». Фигура доктора Абнести иллюстрирует современного технокапиталиста − гуру Кремниевой долины, которые сращивают науку с потребительством и капиталом. А популярные сегодня научные течения вроде нейрокогнитивистики или нейрофизиологии только усиливают страх перед господством технокультуры.
Об этой опасности кинематограф говорил и раньше. Например, немецкий режиссер Вернер Херцог в документальном фильме «О, Интернет! Грезы цифрового мира». Для Херцога и Косински попытки технонауки подменить сложную психику компьютером и стимуляторами − это стремление к полному контролю над человеком. Как раз этим и занят доктор Абнести.
Несмотря на пессимистический тон, в фильме полно черного юмора и шуток над корпоративной культурой. И неудивительно. Сценарий написал Ретт Риз, автор двух иронических «Zомбилендов» и «Дэдпулов». Самые яркие моменты − сцены наблюдения за испытуемыми. Актерский состав тонко отыгрывает перепады в эмоциональном состоянии. Любопытно подмечать, как под двойной дозой «купидонта» меняется поведение героев: их микровыражения, жесты, взгляды. Настоящий перформанс Майлза Теллера. Он, к слову, сотрудничает с Косински уже три проекта подряд.
В «Спайдерхеде» нет спецэффектов, да и динамизма в привычном понимании для Косински. Двигатель сюжета − это психологическое противостояние доктора Абнести и Джеффа, циничного прагматика и добродушного романтика. Дизайнерские решения заменяют спецэффекты − футуристическая тюрьма выглядит чересчур стильно. Косински умело использует сеттинг тюрьмы (холодные стены, перегородки, стекла), чтобы подчеркнуть подавленное состояние Джеффа.
За динамизм отвечает саунд в стиле соула и психоделического рока (Hall & Oates, Supertramp, The Staple Singers). Музыка врывается в ткань фильма как нельзя кстати. Она не столько усиливает эффект сцены, сколько иронически комментирует ее. Забавно смотреть, как в напряженных моментах на фоне играет успокаивающий и расслабляющий соул.
«Спайдерхед» − добротный пример фильма, в котором развлекательность идет рука об руку с интересной идеей. Я готов закрыть глаза на то, что с сценарной точки зрения вторая половина картины заметно уступает бойкому началу. Но это распространенная проблема развлекательных работ. В особенности страдают финальные акты: тут они сентиментальные и банальные. Однако визуальная и стилистическая рамка удерживает фильм на плаву. У Косински получилось развить сложную тему и подать ее с правильной интонацией.
Оценка Sports.ru: 6 из 10.
* * *
Обзор «Рода мужского». Красивая картинка с карикатурной мизогинией