Доте нужна поддержка новичков. Какой она должна быть?
Бесплатные идеи по туториалу для Valve.
Ажиотаж вокруг аниме Dragon’s Blood по вселенной Dota 2 заставляет снова говорить о необходимости поддержки новичков. Сериал на Netflix представит игру и той аудитории, которая никогда не играла в Доту. Что же ждет потенциальных новичков? Скорее всего, они споткнутся о легендарный «порог вхождения» и уйдут.
Что есть сейчас?
Разработчик пытается за одну короткую карту ознакомить новичка с основными элементами интерфейса. Все, что нужно сделать, – это поконтролить героя, закупиться, добить крипов и снести одну башню с 20% прочности. Затем знакомство с тремя героями (ДК, Снайпер и Шадоу Шаман) условно разных ролей и… все! Играйте с ботами и другими новичками на ограниченном пуле персонажей. Читайте гайды, смотрите стримы. Удачи!
Этого мало. На форумах регулярно создаются темы о том, что Дота враждебна к новичкам – и не только из-за токсичности сообщества. Начинающий игрок зачастую просто не понимает, что он получит взамен, потратив много времени и сил на изучение сотен способностей, предметов, механик и прочих тонкостей. Опытные игроки в матчмейкинге, стримеры, лидеры мнений и даже яркая вкладка DPC в главном меню однозначно намекают, что в Dota 2 главное результат.
К чему все это? Мы забываем главное: люди изначально приходят в игры ради фана. Их цель: отдохнуть, развлечься, интересно провести время. И только потом, если их зацепит, они захотят совершенствоваться и соревноваться.
Что нужно?
Чтобы понять, что нужно новичку, необходимо абстрагироваться от мышления опытного игрока и попытаться вспомнить свои ожидания во времена знакомства с Дотой или играми вообще.
О чем игра?
В первую очередь нужно познакомить игрока с жанром. Объяснить смысл MOBA: каждый из 10 игроков управляет героем, цель команды – уничтожить главное здание соперника. Почему бы не сделать это любимым способом Valve – с помощью The International?
Представьте первый запуск игры, на экране появляется ролик о финале главного турнира года: кабинки игроков, крик комментаторов, что-то яркое и пока что непонятное на игровой карте. И тут вас бросают прямо в решающий момент и ведут за руку к победе: нажмите вот эти кнопочки, чтобы сбить телепорты Нави или ультануть Шейкером в старый рошпит вместо Юниверса. Молодец! Ролик продолжается: аегис, конфетти, слезы радости. Чем не мотивация освоиться в этой сложной игре?
Инструменты
Как управлять героем для достижения результата? Обучение базовым вещам необходимо: нужно показать интерфейс и управление. Дать игроку основы — передвижение, атака, способности, инвентарь. Это все уже есть, но в устаревшем виде. Еще на знакомстве с расходниками Дота врет игрокам, что фласки сбиваются любым уроном. Разработчикам нужно или постоянно актуализировать такую информацию, или отказаться от лишних подробностей. Не мешало бы показать и продвинутые настройки, а также дать возможность поменять стандартные под себя. Это очень просто: достаточно подсветки в меню и всплывающей подсказки.
Герои
Первое, на что обратит внимание новичок – это персонажи. Они – лицо игры. Зрители аниме придут смотреть на ДК и Мирану, но смогут ли эти герои надолго заинтересовать? Valve должна показать лучшие примеры дизайна. Это может быть эпичный Марс с понятным набором способностей и динамичным геймплеем, эффектная Квопа, не требующая долго разбираться в скилах, или милая ЦМ, за старательную игру на которой обязательно похвалит благодарная команда. Сейчас же это просто герои, на которых проще всего выиграть начинающему игроку. Меньше умирай, больше убивай – и ты победишь. Так Дота подсаживает нас на те ощущения, в погоне за которыми все сведется к абузу меты, гринду ММР и горению при поражениях. Но ведь есть альтернатива...
Дота – игра разума
Один из главных моментов. Первый настоящий кайф от игры новичок получит, когда осознает, что его личное, не продиктованное кем-то решение привело к результату. Как же сделать нуба звездой хайлайта, не заставляя его учиться и практиковаться сотни часов? В этом могут помочь пазлы. Например, можно предложить игроку победить в смоделированной игровой ситуации: выиграть командную драку, убить героя 1 на 1, защитить или разрушить трон. Для этого ему нужно выбрать предметы, способности или таланты, которые будут решающими в предложенной ситуации. С этой возможностью легко анализировать, пробовать и добиваться результата без стресса, присущего реальному матчу. В разработке таких задачек могло бы участвовать сообщество, создавая свои примеры через кастомки.
Роли и их задачи
Прошли те времена, когда можно было просто взять случайного героя на любую линию, автоатачить крипов и читать описание способностей во время их прокачки. Сейчас команда даже на самом низком уровне будет требовать придерживаться определенной роли и выполнять соответствующие задачи. Задача Valve – подготовить новичка к этому и дать примеры. Но при этом не ограничивать вариативность и желание экспериментировать. Помочь с решением задачи можно не просто общим описанием роли и перечислением рекомендуемых героев, а челленджами. Пусть на пятерке игрок не даст здоровью керри опуститься ниже 20% в течение первых 5 минут, на мидере наберет необходимый крипстат и разрушит башню/убьет двух героев до 10-й минуты, обезвредит минимум 4 врагов на оффлейнере и так далее. А как именно решить задачу, игрок определит самостоятельно.
Фишки и сложные механики
Сложность игры можно превратить в приятный познавательный процесс. Будет хорошо, если новичок узнает о механике брейк не через «Да какого моя пассивка не работает?!», а с помощью задания «Используйте все доступные способы истощения для отключения пассивного умения противника» и наглядной системой прогресса его выполнения. То же самое касается диспела, статус резиста и механик уменьшения или отключения исцеления.
Коммуникация с командой и горечь поражения
Новичков сразу нужно готовить к тому, что им здесь рады не все. Давайте сразу после колеса чата и клавиши Alt покажем им кнопки мута и жалобы в Патруль. А еще объясним, какая коммуникация нужна, а какая неприемлема. Не менее важно понимать, почему тиммейты так злятся и почему они ошибаются. Важно донести, что проигрывать – нормально. Даже если вражеский герой быстро получил огромное преимущество, расслабьтесь и получайте удовольствие. Посмотрите, как он действует, что делает лучше остальных, и подумайте, как не допустить такого в будущем. А еще лучше организуйте команду для попытки снять стрик. Как новый игрок может сам до этого додуматься, если все советы, что он слышит обычно, – это встать АФК и удалить игру?
Как реализовать?
Для решения только некоторых из перечисленных задач нужна программная разработка и добавление нового функционала. Часть из них решается информационной поддержкой, с которой у Valve всегда были проблемы. Для того, чтобы подсветить нужные элементы интерфейса или объяснить базовые особенности игры, достаточно понимания проблемы и желания ее решить.
Пока Valve молчит, лидеры мнений уже призывают сообщество взять инициативу в свои руки. Звучит тревожно, учитывая, что большая часть активных игроков сама не знает важных вещей, которым должны научить новичков.
Айсберг ломает лица на DPC-лиге. Душит на линии и постоянно атакует с командой