Final Fantasy и пустота
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В общем, Локк Коул из Final Fantasy VI — это Хайдеггер. Точнее, персонаж, который руководствуется главным принципом известнейшего немецкого экзистенциалиста, принципом Dasein.
«Каждый живущий человек в конце концов умрет. Согласно Хайдеггеру, именно осознавая фундаментальную истину своей смертности, люди пытаются стать кем-то в рамках ограничений окружающего их природного мира. Они используют окружающую среду, чтобы воплотить свои идеи, идеалы и оставить «личную печать» после ухода из жизни. Хайдеггер называет эту концепцию Dasein, или «Здесь-бытие». Dasein — это осознание и понимание индивидами окружающего их мира. Dasein — это «бытие в мире» в той степени, в которой люди чувствуют выходящую за пределы их индивидуального «я» связь с колоссальным социальным и естественным порядком общества»*
Сам Коул по сюжету оказывается посреди мира, разрушенного злодеем Кефкой (иронично, это имя звучит почти как синоним депрессии). Но вместо того, чтобы позволить гнетущей среде, пропитанной смертью, влиять на себя, Коул остается веселым шутником, спасающим жизни там, где это возможно. Он сохраняет в этом мире частичку себя, которая переживет его самого, это Dasein его героя, его хайдеггеровское бытие-в-мире.
Но стоит смотреть шире: поздние части франшизы Final Fantasy в целом посвящены доминированию технологии над природой, над человеческим. При этом сам прогресс и технологичность не критикуется, эти вещи тоже выраженный Dasein, способ сохранить себя в мире даже после смерти. Но кто-то развивает технологии во благо общества, а кто-то во вред — этот водораздел и разводит по разные берега протагонистов и антагонистов серии. И те, и другие пытаются оставить частичку себя в мире, просто у плохих ребят чересчур радикальный и одновременно простой взгляд на это: гарлеанцы захватывают луну, чтобы уничтожить другие «примитивные» народы; Гешталийская империя силой навязывает свою волю «Миру равновесия».
Другой персонаж Final Fantasy VI, иллюстрирующий идею сохранения себя в мире после смерти буквально, это Раму. Когда сам он погибает, его тело превращается в кристалл магицита, откуда его союзники черпают энергию для изучения новых заклинаний. Новая форма Раму даже доступна игрокам через меню, это все еще персонаж игры, но по сюжету он более не сознателен, он перестал быть действующим волевым существом и остался лишь ресурсом, воплощающим Dasein. Кроме того, он олицетворяет и другой принцип философии Мартина Хайдеггера, созвучный заклятому врагу героев, принцип Gestell («гештель»).
Мартин Хайдеггер
«Gestell объясняет, как общество выигрывает от понимания своих отношений с технологиями. Каждый отдельный инструмент, которым пользуется член общества, говорит о масштабных целях правящего класса и властных структур внутри этого общества. Для примера можно обратиться к хайдеггеровскому анализу сборочного конвейера Генри Форда. Внедрив в производство свой вариант «движущейся ленты» и добавив ряд взаимозаменяемых деталей, Форд преобразил всю автомобильную промышленность. Производственные технологии Форда были частью более широкой идеи — сделать автомобиль естественным дополнением американской культуры. Появление автомобилей в Америке коренным образом изменило социальную иерархию в Соединенных Штатах. С тех пор человек стал считаться влиятельной фигурой только в том случае, если владел автомобилем, это символ статуса. Игроки Final Fantasy обретают могущество, только если овладевают технологией использования магицита в сражениях»*
Да и на самом деле нет смысла искать скрытого Хайдеггера в серии Final Fantasy, в персонажах Коула или Раму, потому что там есть буквально антагонист, генерал Хайдеггер. Высокомерие в характере Хайдеггера-персонажа подталкивает его к «развращающему» (по определению философа) использованию технологии, вплоть до того, что неигровые персонажи подчиняют себе население, ставя его на грань небытия.
Генерал Хайдеггер
Важно понимать, как Хайдеггер-философ видел смерть человека: не только и не столько физической гибелью — физически тот как раз мог остаться в мире в виде технологий, в виде своего «следа». Но гибель немецкий философ понимал как растворение в мире, когда человек перестает быть собой и превращается в инструмент. Когда он полностью заменяется технологией, через которую некогда воплощал себя, когда становится просто бездумным винтиком в шагающей и коптящей махине государства. Таким образом погибнуть человек (и персонаж игры) может раньше, чем погибнет его оболочка. Генерал Хайдеггер, все еще отдающий приказы своим ртом, по военной выправке ходящий на своих ногах и двигающий руками в пылкой жестикуляции, полностью подчинившись идее, технологии, уже мертв как персонаж в той же мере, в какой раму Раму, оставшийся лишь в виде кристалла.
На этом построен конфликт в Final Fantasy: на борьбе героев с подобной утерей индивидуальности — они бы хотели как можно дольше сохранить жизнь Раму, и они выступают против генерала Хайдеггера и любого, кто пытается превратить живой мир в бездушный инструментарий.
*Цитаты и информация взяты из книги клинического психолога и исследователя видеоигр Энтони Бина «Психологический анализ Final Fantasy. Эмоциональная картина игровой франшизы». Это сборник эссе, где доктора психологии рубятся в Final Fantasy и интерпретируют игру (разные ее части, разные персонажей) с точки зрения своей дисциплины.