«MLBB – инклюзивная игра, в этом наша сила». Интервью с главным по киберспорту в MLBB
Разговор с Аджаем Джилкой.
В Алматы прошел лан-турнир MCC Season 4 по Mobile Legends: Bang Bang (MLBB), который мне посчастливилось посетить благодаря FISSURE. Так вышло, что это мой первый киберспортивный ивент – поэтому он навсегда останется для меня особенным.
📌Как же я кайфанул на MLBB в Алматы. На турнире по мобилке нетоксичные игроки и милые фанаты
Я отлично провел время: познал культуру и кухню Казахстана, насладился осенью в Алматы, увидел яркие матчи и взял интервью у всех причастных к этому празднику киберспорта:
Еще я познакомился с Аджаем Джилкой – руководителем киберспортивного направления MLBB в регионах EECA, TR и MA. В жизни его называют просто Эйджей. Наше общение началось забавно: я увидел на нем ветровку с логотипом «Манчестер Юнайтед», а я сам давний фанат английского клуба, поэтому беседа завязалась сама собой.
– Я задавал этот вопрос игрокам, но интересно спросить и тебя. Как ты попал в мир Mobile Legends: Bang Bang?
– Я пришел из мира традиционного спорта. Работаю в сфере спорта и развлечений 15 лет. В Mobile Legends – уже 4 года, хотя знаком с MLBB и киберспортом с 2017-го.
– Сам играешь в MLBB?
– Конечно! Мой любимый герой – Иритель. Я наиграл около 850 матчей на ней с 60% побед. Иритель ездит на тигре, его зовут Лео – прямо как мою собаку. У меня на предплечье даже есть татуировка с Лео!
– По статистике, 1/8 населения мира запускала MLBB хотя бы один раз. Как считаешь, почему эта игра привлекает геймеров по всему миру?
– Все просто – мобильный гейминг более доступен. Интернет распространен по всему миру, а во многих развивающихся странах, которые я посетил, люди в первую очередь пользуются интернетом на телефоне, а не через ПК.
Сейчас растет число активных игроков MLBB на Западе, а в Юго-Восточной и Центральной Азии подросло целое поколение детей, которые вообще не смотрят телевизор и традиционные медиа, как в нашем с тобой детстве.
Мы живем в новое время и встречаем совершенно новое поколение, которое работает, живет и играет с помощью мобильных телефонов.
– Существует предубеждение, что мобильные MOBA требуют гораздо меньше навыков. Насколько это правда?
– Я могу понять эту точку зрения ПК-геймеров и поклонников ПК-дисциплин. Не хочу называть конкретные игры, но понимаю, откуда берется такое восприятие.
Мне нравится сравнивать геймеров со спортсменами. В любом виде спорта есть любители, полупрофи и профессионалы. Лишь небольшое число людей могут стать топовыми спортсменами. В мобильном киберспорте аналогично: игроков много, а профессионалов куда меньше. Так что я считаю, что мобильный киберспорт требует не меньше навыков, чем классический спорт.
Здесь тоже нужно быть очень умелым, очень талантливым и много работать – нельзя полагаться только на скиллы. MLBB – это мобильная игра 5 на 5 с 150+ героями. У каждого разные комбинации и ультимейты, виды магии и специальные сборки.
Если вы реально хотите освоить всех 150+ героев, на это уйдет уйма времени. Киберспортсмены жертвуют большой частью своей жизни, чтобы быть лучшими. Киберспорт и спорт требуют от игрока схожего количества усилий.
– EECA – один из самых быстрорастущих регионов MLBB, он объединяет 12 стран. Какие перспективы развития игры ты видишь в этом регионе?
– Деление игроков на регионы – условность. Мы уважаем каждую страну с ее уникальной культурой.
В 12 странах, что входят в EECA, русский язык является первым, вторым или третьим по использованию в общении. Поэтому весь наш киберспортивный контент, трансляции и соцсети ведутся на русском языке. Но всегда нужно помнить, что это 12 разных стран и 12 уникальных регионов.
Что касается перспектив региона EECA – мы начали этот проект в рамках развития киберспорта МLBB лишь в январе 2023 года. Так что MLBB Esports и EECA существуют менее двух лет. Мы попали на то время, когда нам пришлось приостановить наш официальный маркетинг MLBB, но в январе прошлого года мы решили запустить MCC и официально проводить больше мероприятий и турниров. Алматы принимает уже третий оффлайн-турнир, а лично я посещаю Казахстан уже в шестой раз.
Мы видели, что это сообщество хотело свою киберспортивную сцену. Этот рынок нуждался в киберспорте – сейчас игроки этого региона могут играть в любимую игру и соревноваться на равных с сильнейшими командами мира. Мы проделали большую работу за последние полтора-два года. За это время выросла обширная фан-база – думаю, мы движемся в правильном направлении.
MCC – самый премиальный продукт и лучшая официальная лига в нашем регионе. Я хочу и дальше ее развивать с нашей командой и нашими партнерами: Infinix, Red Bull и FISSURE. Прямо сейчас мы реализуем только половину потенциала – у нас гораздо больше возможностей для роста в регионе.
– С какими трудностями вы столкнулись при работе с MLBB в EECA?
– Мы продвигаем иностранный бизнес, да и сам я иностранец. Бывает непросто. Есть много подводных камней. Я не раз видел, как раньше люди приезжали в этот регион и наивно считали, что он такой же, как и другие, но все оказалось иначе.
Мне пришлось чаще приезжать в страны этого региона, чтобы понять рынок и сообщество и понять, где находятся киберспорт и MLBB, прежде чем принимать какое-либо решение. Самой большой сложностью было понимание рынка. Нужно было как можно быстрее во всем разобраться и расширить знания за короткий период времени.
Не все и всегда идет гладко. Я думаю, людям стоит быть открытыми к новому, а не закрываться.
Один из главных уроков, который я извлек в этом регионе: киберспорт здесь – не что-то новое, он уже много лет интегрирован в культуру. Нам лишь осталось привлечь зрителей, выработать у них приятную привычку смотреть киберспортивный контент и просто играть в нашу игру.
– Социальные сети играют важную роль в популяризации игры. Как сейчас обстоят дела с русскоязычными соцсетями?
– Самый большой канал коммуникации – сама игра. У нас около 110 миллионов активных пользователей MLBB в месяц, несколько серверов по всему миру и игроки, которые общаются на самых разных языках. Поэтому важно правильно локализовать весь контент.
В EECA весь наш контент в социальных сетях и наши трансляции полностью сделаны на русском языке – его понимает или на нем общается наиболее широкая аудитория.
Это не значит, что мы не будем переводить наш контент на другие языки в будущем. Мы понимаем, что в Казахстане казахский является основным языком, в Узбекистане – узбекский. Постепенно в других регионах мы стараемся вводить другие языки. Мы правда работаем над этим, поэтому изучаем такой формат на будущее.
В EECA мы создаем контент на шести платформах: твич, ютуб, тикток, ВК, телеграм и инстаграм. Но все они ориентированы на разную аудиторию. Например, в Казахстане много людей используют инсту и тикток, а телеграм здесь не так популярен. В России наоборот большинство используют ВК и телеграм. Наша главная платформа для прямых трансляций – ютуб. Мы начали развивать и твич и уже видим, что определенной части аудитории удобно использовать эту платформу.
Даже когда нет турниров или мероприятий, нам нужно продолжать расти и развлекать фанатов. Вы не можете позволить киберспорту существовать лишь 2-4 месяца в году – киберспорт должен все 12 месяцев дарить людям контент. Даже когда все тихо, люди хотят знать, что происходит с MLBB, их любимыми командами и игроками.
Как я люблю говорить, киберспорт живет не только в субботу и воскресенье, а всю неделю.
– У тебя есть любимый игрок?
– Мне не нравится заводить любимчиков. Но один игрок особенно выделяется – Виктор «Lunna» Монтейру, у него драматичная история.
Lunna известен благодаря игре на герое-танке Акай – это панда, которая по лору мечтает стать великим воином. Этот персонаж появился в жизни Виктора в тот момент, когда у его дочки были серьезные проблемы со здоровьем. Справляться с ними помогал мультфильм «Кунг-фу Панда».
Акай очень похож на Кунг-фу Панду. Виктор специально разучил этого героя, чтобы поднять девочке настроение. Каждый раз, когда он выбирал Акая, дочка становилась счастливее. Более того, никнейм Виктор тоже взял в честь дочки – ее зовут Лунна.
Виктор прошел путь от обычного ребенка до киберспортсмена и звезды MLBB.
– Дота часто считается токсичной средой для геймеров. Со стороны мне кажется, что MLBB довольно дружелюбная. Что скажешь по этому поводу?
– Не буду критиковать другие игры, но если говорить о собственном опыте работы с сообществом MLBB, то я много путешествую. И везде игроки очень похожи своей любовью к игре. Игры и киберспорт объединяет людей разных возрастов. Я видел геймеров от 8 до 45 лет – это широкий и крутой диапазон.
MLBB – очень социальная игра. Здесь вы можете встретить новых друзей. Например, я познакомился с тобой благодаря MLBB. Сейчас ты живешь во Вьетнаме – я тоже был во Вьетнаме много раз, ты болеешь за «Манчестер Юнайтед» – я тоже болею за «Манчестер Юнайтед». Нам уже есть, о чем поговорить.
Я встретил много хороших друзей благодаря MLBB: прямо в игре или во время рабочих поездок. Не буду говорить, что в MLBB совсем нет токсиков, но наша игра очень инклюзивна. В этом наше преимущество и сила.
– Я был очень удивлен, когда увидел много девушек в зале. Они порой поддерживают команды даже активнее парней: рисуют плакаты, делают подарки игрокам своими руками. Как MLBB привлекает внимание не только парней, но и девушек?
– Как раз об этом я и говорил – это инклюзивность MLBB.
У нас приятная графика, геймплей и персонажи. Те же косплееры всегда проявляют творческий подход при создании костюмов. Некоторые наши фанаты потрясающе рисуют. MLBB собрала вокруг себя много творческих людей.
Мы поддерживаем девушек в киберспорте: наша региональная команда VSG (Victory Song Gamers) заняла четвертое место на турнире в Эр-Рияде. Теперь они официально – четвертая лучшая команда в женском киберспорте, что довольно круто. К сожалению, пока у нас нет внутренней экосистемы для женского киберспорта в этом регионе, но мы стараемся проводить и поддерживать сторонние турниры.
Пока EWC уступает мужским турнирам по числу зрителей, но когда дело доходит до социальных сетей, вы увидите, что контент, его качество и вовлеченность подписчиков одинаково высоки. Болельщикам интересен женский киберспорт, потому что конкуренция и накал борьбы там не уступают мужским соревнованиям.
– Каким ты видишь развитие MLBB в EECA в ближайшие 5 лет?
– Это вопрос на миллион долларов, но я настроен очень оптимистично! Не думаю, что спрос на развлечения снизится. Геймеры всегда хотят играть в любимые игры. Мы продолжим улучшать саму игру и выпускать обновления. Есть и новые игры, которые мы собираемся запустить.
С MLBB мы все еще находимся на начальной стадии развития мобильного киберспорта в EECA, потому что пока здесь доминируют игры на ПК. Надеюсь, мы сможем стать крупнейшей киберспортивной и мобильной игрой в этом регионе.
Очевидно, это зависит от множества разных факторов, но все в наших руках. Что будет через 5 лет? 2030 год, безумие! Я буду намного старше, чем сейчас, но уверен, что наша аудитория будет становиться все моложе. При этом парни, которым сейчас 15 лет, перешагнут 20-летний рубеж.
Для нас это вызов – приложить все усилия, чтобы с приходом новой аудитории старшие игроки также оставались с нами. В мире такая высокая конкуренция в индустрии игр, но мы соревнуемся не с ними, а сражаемся за время наших игроков.
Одно ключевых преимуществ MLBB – здесь на игру нужно потратить всего 15−20 минут, а еще можно и друзей позвать! Подбор игроков происходит быстро, у нас много серверов по всему миру.
– Есть ли шанс однажды увидеть MLBB среди олимпийских дисциплин?
– Я думаю, МОК и Томас Бах ясно сказали на неделе киберспорта в Сингапуре, что они продолжат развивать киберспортивное движение и в следующем году. MLBB полностью поддерживает эту инициативу.
Если киберспорт в итоге станет медальным видом спорта на Олимпийских играх, то мы хотели бы видеть MLBB как одну из дисциплин.
– Что приносит тебе наибольшее удовольствие от работы?
– Это отличный вопрос, но я зайду немного с другой стороны. Мы же с тобой оба фанаты «Манчестер Юнайтед». Когда ты впервые меня увидел, то сразу обратил внимание на мою ветровку и сказал: «О, ты болеешь за «Манчестер Юнайтед»?». У тебя, Сергей, ник BusbyBoy – тоже с отсылкой на футбольный клуб.
Я вырос в Англии и обожаю футбол всю свою жизнь. К тому же, в моем городе играет «Манчестер Юнайтед», я фанат этого клуба последние 30 лет. Я побывал во многих удивительных местах и встретил много друзей благодаря футболу.
Но ведь киберспорт работает точно так же. Я счастлив от мысли, что абсолютно незнакомые между собой люди по всему миру играют в MLBB, знакомятся, приходят на наши турниры. Мы дарим улыбки людям – это же круто!
Так что для меня самая приятная часть работы – делать людей счастливее и дарить им улыбки независимо от того, в какой точке мира они находятся. В этом и заключается прелесть спорта и киберспорта.
– Большая часть аудитории Кибера играет в Доту и CS. Зачем им открывать для себя MLBB?
– Я хотел бы пригласить вас посетить некоторые из наших турниров, посмотреть наши прямые трансляции. Мы рады приветствовать вас на всех наших мероприятиях, а ближе к концу года у нас пройдет чемпионат мира.
Наша игра находится в общем доступе, а для скачивания MLBB понадобится лишь 5 минут – после вы все увидите своими глазами. На самом деле, у меня нет цели притворяться и пытаться отхватить кусок пирога от других игр. Мы знаем, что делаем качественный продукт, выстраиваем культурную и уважительную среду для каждого игрока.
Мы в MLBB находимся на ранней стадии развития киберспорта, поэтому хоть и двигаемся слаженно, но предпочитаем оставаться скромными и не пытаемся что-то доказать или приукрасить картину.
Мы знаем, кто мы такие, знаем наши плюсы и минусы, но я бы посоветовал вашим читателям посетить и посмотреть некоторые из наших турниров. Кстати, возможно, они прочитают твою статью и изменят отношение к мобильному киберспорту и MLBB.
Фото: FISSURE.