Ваас – лучший персонаж серии Far Cry. А ведь злодея создали случайно – потому что на пробах впечатлил актер
Вспоминаем Вааса перед выходом нового Far Cry.
Ваас Монтенегро – не самый страшный злодей Far Cry 3, как и всей серии вообще. Однако именно Ваас стал лицом Far Cry, самым харизматичным и запоминающимся персонажем. До релиза Far Cry 6 осталось меньше месяца, поэтому мы предлагаем освежить память (или познакомиться) с человеком, который точно знает, что такое безумие.
Внимание – в статье присутствуют значительные спойлеры к Far Cry 3.
Для начала нужно вспомнить завязку игры. Главного героя зовут Джейсон Броуди, он вместе с друзьями отправляется в отпуск на тропический архипелаг. Прыжок с парашютом приводит их на небольшой остров, где компанию сразу же хватают пираты под руководством Вааса Монтенегро.
В самом начале Вааса представляют как кровожадного, циничного и жестокого бандита – в начальных сценах Джейсона и его брата Гранта ловят при побеге, и Ваас казнит Гранта собственноручно. Джейсону дается тридцать секунд на побег – и он отправляется в долгий путь по острову.
С момента побега и до конца сюжета игрок знакомится с характером Вааса получше и понимает, что он не обычный злодей, а психически нестабильный человек. Его высвобождение эмоций через жестокость не затмевает его сложного характера – и это заслуга сценаристов Ubisoft. Не в каждой игре или фильме, где есть персонажи-психопаты, их показывают настолько качественно. Иногда в попытках создать героя-безумца сценаристы набивают его стереотипами под завязку, в результате чего мы получаем не новых Джокеров, Треворов и Ваасов, а массу однотипных злодеев, которые злые просто потому что «сошли с ума», и их загнали в стандарт «безумие, хаос, жестокость, кровь» (да, доктор Биркин из Resident Evil, я про тебя говорю).
Ваас понимает, что он болен, и понимает, что другие думают о его состоянии. Но «безумие ради безумия» сделало бы из него плоского персонажа, поэтому Far Cry 3 показывает и другие его состояния: когда он контролирует гнев, и когда он концентрирует его, чтобы выплеснуть в более жесткой форме. А еще у него случаются моменты просветления – когда, например, он выдает известный диалог о безумии.
«Я уже говорил тебе, что такое безумие, а? Безумие – это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие. Когда впервые я это услышал, не помню, кто сказал эту ##### [чушь], я, бум, убил его. Смысл в том, окей, что он был прав. И тогда я стал видеть это везде. Везде, куда ни глянь – эти болваны.
Куда ни глянь, делают точно одно и то же, снова и снова и снова, и снова и снова. И думают: «Сейчас все изменится. Не-не-не, прошу. Сейчас все будет иначе». Прости. Мне не нравится как… ты на меня смотришь! Окей? Думаешь, у меня проблемы с головой? Думаешь, лапшу тебе на уши вешаю, вру? Пошел ты! Окей? Пошел ##### [нафиг]! Все в порядке. Я успокоюсь, братец, успокоюсь. Смысл в том... Ладно. Смысл в том, что я тебя убил. Уже. И дело не в том, что я ####### [долбанутый], усек? Это как вода под мостом. Я уже говорил тебе, что такое безумие…»
Не все люди, страдающие психическими заболеваниями, способны на жестокость и насилие, но некоторые из них непредсказуемы в своих действиях. Far Cry 3 заставляет игрока напряженно ожидать следующей встречи с Ваасом, потому что никогда не знаешь, что он выкинет в этот раз. Ubisoft рассказывает через его всплески ярости о сложных отношениях с сестрой Цитрой, его предысторию и мотивы поступков. В конце концов мы узнаем, что сделало Вааса таким – и усугубило его нестабильное состояние.
Младшая сестра Цитра, хоть и слегка не в себе, гораздо адекватнее Вааса. Она манипулировала братом, заставив его совершить первое убийство по ее приказу. Деталей об этом случае почти нет, но важен сам факт: Ваас начал убивать не по своей воле. Он внушаемый и слабовольный человек, что сделало его идеальной пешкой Хойта. Для работы с Хойтом ему пришлось отречься от своего племени ракьят – что Цитра оценила как предательство – и с тех пор Ваас в ссоре с сестрой. Это событие усугубило его психическое состояние, и он возненавидел свое племя, свою семью, что можно узнать из диалогов.
Ваас сделал неправильный выбор стороны на острове, раздираемом наркокартелем и родным племенем, хотя правильного не было, и до сих пор жалеет об этом. Подобный выбор предстоит сделать Джейсону – и, возможно, поэтому Ваас ему даже немного симпатизирует. В игре есть несколько сцен, где Ваас может убить главного героя, но не делает этого. В конце концов в галлюцинации героя Ваас сам просит Джейсона убить его, приставляя ко лбу его пистолет, потому что он слишком слабоволен для самоубийства. И тогда он произносит фразу: «Ты – это я, а я – это ты».
В какой-то степени это правда. Джейсон убивает все больше людей в надежде, что все изменится и станет лучше. Что он найдет друзей и любимую, что вернется к нормальной жизни. Ваас тоже считал, что убивал свою первую жертву во благо, ведь он старался ради сестры. Игра задает важный вопрос – а такие ли они разные, безумный наркоман и простой пленник?
Перед игроком ставят важный выбор – остаться на острове, самостоятельно оборвав последние ниточки, связывающие его с прошлым, или вернуться к «нормальной» жизни, которую больше никак нельзя назвать нормальной после всего пережитого. Здесь нет правильного варианта: если Джейсон попадет в руки Цитры, она зарежет его во время ритуала, а во втором случае он осознает себя как монстра, одержимого яростью.
* * *
Самое удивительное, что Вааса сделал уникальным один человек – это актер Майкл Мэндо. Его пригласили на прослушивание для другой роли, но его игра так понравилась Ubisoft, что они захотели создать нового персонажа на основе его внешности, движений и, разумеется, голоса. Персонажа создавали интуитивно – в интервью Critical Hit актер признался, что его охватило непреодолимое желание что-то выразить, и он с самого начала знал, каким следует изобразить персонажа.
После Вааса Ubisoft создала новых злодеев в продолжениях, Пейгана Мина и семейство Сид, тоже красочных персонажей с характером, однако они не стали такими же популярными. Судя по подробностям, показанным в роликах Far Cry 6, новый антагонист, диктатор и тиран Антон Кастильо, будет не менее сложным персонажем.
* * *
Игры Ubisoft – самые предсказуемые на свете. И это замечательно!
Превью Marvel’s Guardians of the Galaxy. Такой должна была получиться игра о «Мстителях»