Лучший из лучших
Блог

Умер Бенуа Сокаль. На его квесте «Сибирь» выросло целое поколение геймеров

Его творчество всегда было душевным.

Издательство Microids сообщило о смерти художника и создателя серии Syberia Бенуа Сокаля. Он скончался 28 мая после продолжительной болезни.

Художник родился 28 июня 1954 года в Брюсселе. В юности Сокаль увлекся рисованием комиксов и поступил в университет Святого Луки. Комиксы станут его любовью на всю жизнь – он не забросил рисование даже во время разработки игр.

Его первым известным произведением стала история инспектора Канардо – антропоморфной утки-алкоголика, работающего частным детективом. Как и любой другой детектив, Канардо страдает от психологических проблем и частенько оказывается в опасных для жизни ситуациях. Однажды он даже столкнется с живущим в Сибири Распутиным – мистическим злодеем, годами терроризирующим местные деревни.

В 1990-х Сокаль передал часть иллюстраций «Канардо» своему помощнику Паскалю Регно, а сам увлекся компьютерной графикой и обучился рисованию в программах. С появлением CD-дисков, которые могли хранить больше данных, чем дискеты, Сокаль придумал идею – соединить 2D и 3D графику для одной вселенной на мультимедийном компакт-диске. Его издатель комиксов Casterman одобрил идею, и Сокаль совместно с разработчиком ПО Грегори Дюкеном занялся этой работой.

Casterman посчитал, что такой нишевый продукт не будет продаваться. Они решили сделать полноценную игру, основанную на собственном комиксе Сокаля L’Amerzone. Художник самостоятельно занялся графикой – он хотел сделать то, что называется «вложением души», а не просто очередной коммерческий проект.

Сокаль делал игру не только для хардкорных геймеров – он позаботился о том, чтобы в игре не было скачков сложности, застреваний на месте из-за пропущенного предмета и смертей. Разработка игры началась в 1996 году в четыре руки: Бенуа рисовал большую часть графики, а также параллельно учился 3D-моделированию. Дюкен работал над более продвинутым уровнем графики – например, над столкновением частиц. В конце концов они решили, что проект получается неподъемным для двух людей, и наняли выпускников университета компьютерной графики Supinfocom.

Но затем у издателя возникли проблемы с финансами. Casterman обратился к другой компании – Microfolie – с просьбой поддержать проект. Но у последних были проблемы не меньше, и компания обанкротилась. Команду Сокаля принял издатель Microids – в итоге бюджет игры составил более 5 млн франков (или 760 тыс евро), что в пять раз больше, чем ожидал Сокаль. По его собственному признанию, игру завершили «чудом».

Сюжет игры рассказывает о путешествии исследователя Александра Валембуа и его друга на таинственный остров Амерзон. Они похитили яйцо неизвестной белой птицы прямо из ритуала туземцев и показали его на родине – но никто не поверил в существование этого вида. Прошло много лет, Валембуа состарился, но не перестал любить приключения. И когда к нему приходит молодой журналист с просьбой пересказать самые захватывающие моменты, старик погружается в ностальгию.

Дедуля жалеет, что украл яйцо, и просит журналиста вернуть его на Амерзон. Он вручил парню подробные заметки об экспедиции. Журналиста ждут захватывающие приключения в неизведанных лесах и несколько смертельно опасных столкновений с местной фауной, прежде чем он все же доставит яйцо к вулкану и выполнит просьбу старика.

Геймеры полюбили Amerzone. Во Франции за два месяца продали 10 тысяч экземпляров, а за три года продажи перевалили отметку в 500 тысяч. Журналисты отметили, что это личный успех Сокаля – каждый том его комикса «Канардо» продавались тиражом в среднем 30 тысяч экземпляров. К 2013 году Amerzone купили более 1,5 млн человек.

Успех вдохновил Сокаля на создание его самого известного произведения – чего-то среднего между квестом и произведением искусства под названием Syberia. Ее действие происходит в той же вселенной, что и «Амерзон», к предыдущей игре даже были отсылки. Но сюжет не пересекается с белыми птицами – главная героиня Кейт Уолкер отправляется на поиски гениального создателя механизмов Ганса Форальберга. Как выясняется по сюжету, чудаковатый изобретатель мечтает увидеть настоящих мамонтов. Они живут только в одном месте на земле – на острове Сиберия.

Сокаль придумал несколько городков для СССР, где проходит основное действие игры. Кейт посещает Комсомольскую фабрику, где когда-то работал Ганс; знакомится с воришкой Сергеем Бородиным, который украл руки автоматона Оскара, чтобы его возлюбленная оперная певица еще разочек спела для него; посещает заброшенный космодром, который охраняет мечтающий улететь в космос Борис Шаров. Девушке нужно разгадать головоломки, чтобы решить проблемы этих людей и найти Ганса. Когда у нее получается, Ганс предлагает ей искать Сиберию вместе.

Удивительно, какой живой Кейт сделал обычный мобильник. Это ее единственная связь с Америкой и оставшимися там друзьями и близкими – лучшей подругой Оливией, женихом Дэном, мамой и раздражающим начальником мистером Марсоном. Он хамит своим подчиненным, и Кейт – не исключение. А возлюбленный Кейт порой ведет себя инфантильно, обвиняя ее в том, что из-за ее путешествия они пропустили званый ужин. Мамуля, как и многие другие мамули, любит присесть на уши, впрочем, Оливия тоже. Звонки и эмоции близких людей сильно контрастируют с угнетающей картиной некогда преуспевающего СССР и заброшенных городков, в которых время, кажется, остановилось.

Syberia тоже стала хитом – около 230 тысяч проданных копий за первый год и еще столько же в следующий, а к 2008 году игра пробила планку в миллион. В России «Сиберия» продавалась под названием «Сибирь», что, наверное, заинтересовало детей, мечтающих увидеть Россию в играх. Обе части издала 1C, сменив название для благозвучности – хотя на самом деле выдуманная Сиберия отличается от настоящей. В русскую версию можно было поиграть только на ПК – PS2 и Xbox не поддерживали локализацию. 

Видя успех квеста, Сокаль занялся продолжением – и в 2004 году вышла Syberia II. Ее сюжет продолжает историю Кейт, Ганса и автоматона Оскара. Ганс серьезно заболевает, попадает в монастырь и находит там упоминание в дневнике монаха о живых мамонтах – а это важно, потому что теперь у его мечты есть подтверждение. Путь осложняет болезнь Ганса – и его механическое создание, не колеблясь, жертвует жизнью ради изобретателя. Сама Кейт как персонаж тоже изменилась, что можно понять по разговорам с близкими: теперь ее больше увлекает поиск мамонтов, а не карьера юриста. Когда она отвечает на звонки, возникает ощущение, что ей не в радость общение с людьми из ее прошлого.

В конце концов путешественники достигли своей цели – на острове Сиберия правда нашлись живые мамонты. Обреченный на смерть Ганс уезжает от девушки на мамонте, и вряд ли после исполнения мечты смерть его страшит.

Сокаль посчитал, что история Кейт и Ганса завершена, но фаны и издатели требовали у него продолжения. Его студия White Birds разработала еще два отдельных, не связанных с историей Syberia квеста – Paradise и Sinking Island. Сам Сокаль стал рыцарем французского Ордена искусств и литературы в 2006 году и офицером бельгийского ордена Леопольда (а это высшая государственная награда в Бельгии) в 2007 году. Параллельно Бенуа продолжал работу над комиксами: активно участвовал в написании сценария «Рая» (Paradise) Брайса Бингоно и взял в руки перо, чтобы создать трилогию «Краа» (Kraa) в 2010 году. 

В 2012 году началась разработка долгожданной Syberia III. В ней снова появляются загадочные белые птицы «Амерзона» – на этот раз снежные страусы (да!). Оказывается, Кейт не замерзла насмерть после прощания с Гансом, и ее ждут новые приключения в России. Несмотря на отличную историю, игра получилась техническим разочарованием, да еще и с устаревшими для 2017 года механиками. В отличие от предыдущих частей, здесь подвела даже анимация персонажей – вместо привычного разговора игроки увидели случайные открывания рта и эмоции на уровне Кристен Стюарт в «Сумерках». Если нафантазировать себе, что все люди – на самом деле обтянутые кожей автоматоны, то тогда еще можно простить им резкие дерганые ненатуральные движения. Застреваний в текстурах и критичных багов, влияющих на прохождение (исчезновение предметов из инвентаря) тоже было полно.

Неясно, какой аудитории хотел угодить Сокаль и его команда – на новичков сразу вываливается продолжение первых двух частей, не особо поясняя, кто такие все эти Форальберги, а олды увидят только сильно устаревшую игру, какой они запомнили первые части в детстве. Но издателя Microids уже было не остановить – в 2019 году анонсировали Syberia: The World Before, в котором планируют показать историю молодой пианистки Даны Роуз перед Второй мировой войной и связать ее с приключениями Кейт.

В Steam доступен бесплатный пролог из игры, который выглядит сочно, судя по скриншотам. Изначально планировалось выпустить игру в 2021 году, но неизвестно, как смерть создателя серии повлияет на сроки релиза.

Творения Бенуа Сокаля с неповторимой атмосферой и визуалом навсегда останутся в сердечках тех, кто проходил Syberia в детстве – как минимум потому, что он всегда превращал игры в искусство и вкладывал в истории душу. Именно поэтому они вызвали столько эмоций – и именно поэтому провал Syberia III многие восприняли как что-то личное.

***

Из CDPR ушел человек, который вырезал все скучные квесты из «Ведьмака 3»

В 90-х в шутеры играли «трактористы». Нет, это не сельские парни, а хейтеры мышек

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья