BetBoom
Блог

«В киберспорте нужно привыкнуть работать 24/7». Интервью с CEO BetBoom Team – о CS, медийке и трансферах

Беседа Даниила Савкина и Александра Севиринова.

Александр «Dyrem» Севиринов начинал путь в киберспорте с работы менеджером и тренером в PUBG. Сейчас он занимает позицию СЕО в BetBoom Team – 18 апреля клубу исполнилось 2 года. Даниил Савкин взял интервью у Александра. Говорили в основном о CS, но также обсудили:

  • нюансы тренерской работы в PUBG;
  • деятельность ESIC;
  • почему Gen.G и G2 – эталон клуба в киберспорте;
  • трансферный рынок;
  • чего не хватает киберспорту.

* * *

– Ты долгое время работал тренером в PUBG. Мне интересно понять, чем вообще занимается тренер в этой дисциплине? 

– Как и в любой другой киберспортивной дисциплине, это непосредственно работа с составом. Тренер – человек, который несет ответственность за результаты, подход к игровому дню, подготовку к соперникам и психологическое состояние игроков.

Особенность PUBG – огромное количество математической случайности, которая присутствует в игре, и надо обучить игроков с этим работать. Здесь уже не только суровая тактическая подготовка к соперникам, но и именно анализ, что можно сделать в той или иной ситуации. У меня были наработки по сбору данных и хитмапы, которые много гуляли по соцсетям. 

Некоторые горы, например, являлись водой по мнению игры, и от них уходила зона. Такой более погруженный анализ в игру и в детали как раз таки позволяет тренеру давать огромный буст игрокам и делать так, чтобы они становились лучше, сильнее и могли адаптироваться к сложным ситуациям.

– Как решил стать именно тренером и именно в PUBG? 

– Это был перехлест с моим IT-бэкграундом. Я изначально приходил на менеджера, и это было больше как хобби. Потом что-то потянуло. Мне всегда нравилось обучать людей, понравилось работать с – можно сказать – спортивной психологией. У меня нет профильного психологического образования, но какие-то наставнические советы я мог давать. То есть объяснял людям, как поступать в тех или иных ситуациях. Как правильно выстраивать коммуникацию в команде. Объяснял капитану, что такое быть лидером: как подавать себя, общаться и заряжать тиммейтов. 

Мне были близки такие вещи, и на фоне IT-бэкграунда, когда у меня появилась своя аналитическая база наработок по PUBG, они очень хорошо накладывались на тренерство и помогли мне в свое время стать одним из самых сильных тренеров в PUBG. 

– Следишь ли ты за PUBG сейчас и как тебе состояние игры? 

– Да, слежу, мы недавно подписали состав по PUBG. Поэтому я снова вернулся в эту степь, в эту волшебную область.

Киберспортивная экосистема очень закрытая и сильно ориентирована на глобальных партнеров. 

Что касается состояния самой игры – пообещали Unreal Engine 5 в ближайшее время, много нововведений и изменений динамики. Будем смотреть. Звучит как небольшое оказуаливание, но это все равно оживит игру, которая находится в достаточно стабильном и неизменном состоянии уже пять лет.

– Просто кажется, что хайп и пик PUBG уже далеко-далеко позади.

– Да, но это был хайп даже не PUBG, а королевской битвы как режима игры. 2018-2020 года – Fortnite, Apex Legends, PUBG, все они стреляли, и всем это нравилось.

Сейчас, мне кажется, на слуху осталась только Warzone. Она прямо классическая для это режима. PUBG при этом держится стабильно на третьем месте в Стиме по онлайну. Поэтому сложно сказать, что игра сдала свои позиции. Я вот сейчас открыл SteamDB: у PUBG 320 тысяч игроков онлайн, у Доты – 360 тысяч. 

– Расскажи, как собирался состав BetBoom Team по СS? 

– Я помню, что было несколько итераций, которые мы рассматривали. Потом мы пришли к варианту с Владом Нафаней и добирали игроков, которые нас интересовали.

– Почему сразу не получилось взять тренера?

– Свободных тогда практически не было. Если быть точнее, не было именно человека, который нам подходил. Сейчас все сильно поменялось: и концепции, и гипотезы. Мы сделали выводы и пришли к тому, что какие-то вещи не работают.

– Отсутствие тренера в начале оказалось большой проблемой? 

– Да. Потому что у нас подготовка к Сиднею была достаточно сумбурной. Она проходила в очень сжатые сроки. Не хватало ни рук, ни людей, которые могли помочь молодому составу быстро набрать форму.

Мы прошли в плей-офф, и это был очень хороший результат на тот момент, но можно было еще лучше. 

– Насколько у Нафани большой кредит доверия и какую роль он играет в заменах?

– Влад в последнем посте в телеграме очень хорошо расписал про это. Раньше у него был максимальный кредит доверия. Сейчас мы немного поменяли стратегию, чтобы упростить ему задачу, и он занимался именно тем, чем должен. Но это все еще в процессе. 

По заменам – это уходит больше в руки организации и тренера. Посмотрим, какие плоды это даст на короткой и средней дистанции. 

– Игроки BetBoom Team, особенно Zorte, не раз говорили о психологических проблемах, которые мешают выигрывать. Не вставал ли вопрос о приглашении психолога в команду? 

– Мне кажется, этот вопрос всегда преследует организации. Психолог нужен, но с кадрами на рынке плохо. Если есть хорошие психологи, пусть мне напишут, можем пообщаться. 

У нас есть личные психологи, которые работают с ребятами, есть пара идей по интеграции других специалистов. Но пока это все остается на бумаге, потому что перейти к конкретному хорошему варианту мы не можем ввиду его отсутствия. 

– Иногда со стороны кажется, что BetBoom Team – пять эмоциональных парней, которых некому успокоить.

– Я бы так не сказал, потому что ребята очень взрослые и понимающие. Да, есть обиды от поражений, разочарования, но так у всех игроков. Ты видел буквально на том же мейджоре сейчас, сколько было эмоций у людей после проигрыша. В принципе, эмоции – это нормально. А вот умение их направлять в правильное русло – это уже другой вопрос. И тут развитие в любом случае идет; маленькие моменты есть, но они все фиксятся, парни в этом плане молодцы.

– У вас новый тренер – Railway. Расскажи про него.

– Railway был с нами в качестве аналитика перед мейджором. После мы решили, что со Славой мы все-таки прощаемся.

Railway же на тот момент проделал большое количество работы. Он внес огромный вклад в подготовку к РМР. И мы решили посмотреть, что будет дальше. Опять же, сейчас на рынке не так уж много вариантов. Мы поработаем в текущем формате и будем думать. Пока все отлично. 

– Из поста Nafany в телеграме и из моего интервью с Zorte складывается ощущение, что парням нужен более жесткий авторитарный лидер. И именно этого не хватило Иннершайну.

– Да, это абсолютно то, чего не хватило Иннершайну. Каких-то лидерских качеств. У него это еще не успело выработаться, как у человека, который пришел с должности аналитика. У него есть определенный запас знаний за спиной. Нужно научиться этим запасом знаний руководствоваться, направлять их и научиться полноценно работать с людьми. Нам не хватало опыта, который он мог бы принести, его наработок и идей, поэтому мы с ним расстались. 

Возвращаясь к вопросу, нужен ли авторитарный наставник.

Это единственная концепция, которая плюс-минус работает в Восточной Европе. Если посмотреть на топ-тренеров, которые выходили на мейджоры, примерно все они были достаточно авторитарными.

Но есть много теорий тренерства. Начиная от полностью авторитарной, заканчивая демократической. Авторитарная идея дает контроль и полный карт-бланш тренеру. Демократическая идея дает чуть больше свободы игрокам.

В текущей концепции мы не хотим сильно зажиматься. Мы хотим иметь некую свободу для движения и для импровизации, чтобы совершать то, чего другие команды от нас бы не ждали, будь у нас авторитарный тренер. 

– К вам пришел новый игрок с прекрасным ником Magnojez, который все по-разному произносит. Какое у тебя первое впечатление от общения с ним?

– Кирилл – талантливый и перспективный игрок. Он привнес огромное количество огневой мощи в нашу команду, новые идеи и очень-очень много всего полезного. На данный момент я восхищаюсь Кириллом. Посмотрим, как он будет развиваться и насколько сможет реализовать потенциал. 

– У вас игроки сильно вовлечены в медийку. Насколько охотно они на все это соглашаются?

– Мы всегда стараемся развивать медийку, делать все более качественно и красиво. И все наши фанаты знают, что мы очень сильно вкладываемся, чтобы сделать качественный контент. Поэтому игроки, которые к нам приходят, понимают, что они будут частью всей этой истории.

Мне кажется, сейчас ни у кого не возникает вопросов, когда к ним приходит отдел контента. Более того, все начинают получать удовольствие от съемок и потом от просмотра готового материала.

Все неправильно произносят ник новичка BetBoom Team. Мы узнали верный вариант

– Я правильно понимаю, что игроков с типажом Мира, который не дает интервью и сторонится камер, вы даже не будете потенциально рассматривать? 

– Хорошо, особенно на фоне сегодняшних новостей [Кибер: интервью записано 15 марта, в день перехода Электроника в VP]. 

Я бы поспорил. Помнишь, когда Дося впервые начал стримить и приходить на интервью? Насколько раскрылся его характер и его внутренний мир, который до этого был скрыт от камер. Может быть, просто никто полноценно не мог с ним работать, какой-то материал дать, который под него попадет и совпадет с его представлением о контенте.

Я с Миром не общался, поэтому не могу сказать. Может, он раскроется и станет звездой Твича. Кто знает?

– В прошлом году Николай Петросян говорил, что не все игроки охотно идут в команду от букмекеров, недавно Дмитрий Сергеев из Pari тоже это подтвердил. Сталкивались ли вы с такими проблемами?

– У меня таких проблем не было, потому что BetBoom Team – не команда от букмекера.

– Но ассоциация у игроков наверняка есть. 

– Возможно, раньше такие ассоциации были из-за недостатка информации. Но мы уже неоднократно говорили, что BetBoom Team – это отдельная киберспортивная организация, а BetBoom – генеральный партнер, но не владелец. Ты хочешь сказать, что, например, «Пари НН» – это команда от букмекера? 

– В футболе, мне кажется, немного другое. А в киберспорте, по крайней мере на начальном этапе, иначе воспринимается. Допустим, создается Parivision…

– Ты себе противоречишь, если говоришь, что в футболе это другое, а тут как бы ровно такой же кейс. 

– Ну, ты не согласен, что комьюнити так воспринимает?

– Комьюнити – да, возможно.

Но когда создается четкая граница между тем, что такое букмекер и что такое киберспортивная команда, тогда уже перестает так восприниматься. Нужно понять, что это опция для развития киберспорта. Нельзя напрямую привязывать команду к букмекерам, потому что это так не работает. 

 

«Team Spirit – лучший вариант для нас. Другого нет». Большое интервью с Артемом Савельевым, главным по киберспорту в BetBoom

– Какой клуб ты считаешь эталоном в киберспорте? 

– Мне нравится идеология Gen.G. У них много звезд, которых они воспитали, и много составов во всевозможных дисциплинах.

Но ближе все равно G2, несмотря на все скандальные истории, которые их преследуют. Мне кажется, это скорее красивый маркетинговый ход для них.

– Не считаешь, что иногда они переходят границы? 

– Считаю. Это не стакается с моим мировоззрением о том, как должна правильно коммуницировать и работать команда, но мне нравится именно сама структура и 99 оставшихся процентов действий, которые они делают.

– В следующем году в CS не будет франшизных лиг. Пойдет ли это на пользу?

– Ты видел примерное расписание на следующий год? 

– Места свободного нет.

– Вот тебе и ответ. 

Для тир-1 организаций появляется выбор и возможность играть много турниров. Это всегда идет на пользу. Вопрос в том, насколько команды смогут заставить себя отказаться от турниров и не ездить на все подряд. Это станет интересно, потому что появится здоровая конкуренция и большой буст для развития. Видимо, будет огромное количество квалификаций для тир-2/3. Я очень жду следующий год в CS.

Можно провести параллель с текущим Дота-календарем. Он тоже суперплотный. Правда, в июне будет небольшое спокойствие, но последние 4-5 месяцев очень насыщенные по количеству турниров.

– Нет ощущения, что все-таки будет перенасыщение и для игроков, и для зрителей?

– Ну, это то, о чем я тебе сказал. Мне кажется, команды в один момент придут к пониманию, что они выгорят, если будут участвовать везде. Нужно правильно расставлять приоритеты. Аналогично и для зрителей. Явно упадет количество просмотров групповых стадий, но зато в плей-офф и финалах онлайн вырастет. Нас ждет регулярный CS, где каждые выходные будет что посмотреть.

– В CS регулятором пытается выступать ESIC. Это нормально или это место должна занять Valve?

– Смотри, кто выдает игровые баны?

– Valve.

– Вот тебе и ответ. По-хорошему баны, которые дает ESIC, должны быть еще где-то задокументированы. Должна быть четкая база, что такой-то человек забанен. А не так, что заходишь на Ликвипедию или в базу данных ESIC.

Это все равно должен быть здоровый симбиоз между разработчиком игры и группой людей, которые занимаются поиском доказательств и вынесением решений. Если ESIC будет плотнее сотрудничать с Valve, будет хорошо. Но пока ESIC делает 5-10% того, что можно делать.

Да, они периодически выстреливают, и появляются кейсы. Из последнего – с Гокушимой и Forze. Но как будто это просто верхушка айсберга. А дальше – было бы желание. Были бы данные, были бы ресурсы на то, чтобы искать больше информации.

В любом случае, в кейсах с читами зачастую сложно не можешь вынести однозначное решение, потому что есть спорный момент – и все. Может, человек просто прицел не так поставил.

Но если говорить про современные решения. Условно, можно вычислить среднее время реакции, перекладывая это на сенсу и прочее. Но пока это мистика и фикция в формате киберспорта. 

– У вас был опыт взаимодействия c ESIC? 

– Нет, и не планирую. 

– Сейчас много кейсов, когда у молодых игроков есть темный бэкграунд – тот же Гокушима, тем не менее, его взяли в команду. Когда вы ищете новичков, вы проводите дополнительные проверки, чтобы удостовериться, что за ними нет историей с 322 или читами, например?

– За таким людьми все равно идет шлейф из информации про их прошлое. Никто не может прийти с новым никнеймом и попроситься в команду. Естественно, это вызовет подозрение, и начнешь искать, что это за человек.

Мы же работаем с совершенно другими людьми с четким, чистым и прозрачным бэкграундом. Ты приводишь пример с Гокушимой – его бы просто не было в составе.

– Были игроки, которые понравились, но из-за бэкграунда дальше не пошел процесс? 

– Наверное, таких не было. Просто эти варианты отсеиваются еще на первой стадии. 

– Какое достижение BetBoom Team в 2024 году удовлетворит тебя настолько, чтобы ты сказал, что год прошел успешно?

– Это можно расписать очень по-разному. Что в твоем понимании успех? 

– Скорее, что в твоем понимании успех. Ну, понятно, выход на мейджор для CS-состава – это база.

– Это минимум для CS-состава. Для Дота-состава – давайте выигрывать Рияд и Инт. Это план-максимум, план-минимум – удержаться в топ-1 рейтинга по ходу всего года. Для пабгеров – выйти на чемпионат мира.

Для самой организации в целом – достроить структуру и расширяться дальше. Следить за трендами, смотреть, какие новые игры будут выстреливать и какие дисциплины будут показывать новые планы по развитию киберспортивной сцены. Будем следить за всем, что происходит в нашем волшебном мире и вовремя реагировать. 

– Ты говоришь про расширение. У вас есть мысли по поводу создания академических составов? Есть ли в них смысл сейчас?

– В текущем формате не вижу особого смысла. Допустим, мы открываем академку в CS. Где она будет играть? У нас есть основной состав. Когда мы выйдем на полноценный тир-1 и освободим место на квалах и прочих турнирах, можно будет поговорить об академках. А в Доте история с академкой, к сожалению, не подходит под текущий формат экосистемы. 

– Насколько в киберспорте сейчас сбалансирован трансферный рынок? 

– Естественно, есть люди, которые завышают ценники. Есть и те, кто называет адекватные. Все зависит от контракта, который подписан с игроком. Если в контракте есть определенная сумма выкупа, а ты не хочешь отпускать игрока, и он при этом доволен, ты озвучиваешь эту сумму выкупа. 

Интересная история будет с Монеси. Тут важно не только то, захотят ли его отпустить, но и захочет ли он сам уйти.

На этом и строится трансферный рынок. Если у тебя есть какие-то конфликты или что-то, что разрушает команду изнутри, но при этом ты хороший специалист, то можешь оценить, что вот этот человек будет стоить столько-то. По ценникам – главное, чтобы мы не пришли в трансферный рынок футбола.

– Предположим, Монеси сейчас перейдет за очень кругленькую сумму. Ты не считаешь, что это может автоматически поднять ценники на все последующие трансферы? 

– Симпл, Монеси – это 1% игроков. Ценник таких медийных и звездных игроков, возможно, подрастет, да. Но все остальное останется на своих местах. 

– Киберспорт часто сравнивают со спортом – и далеко не всегда в пользу киберспорта. Назови 3 вещи, которые киберспорту стоит перенять из больших видов спорта.

– Профессионализм, внедрение большего количества классических брендов и телевизор, но это сложно.

Поддержка широких вещательных каналов и поддержка традиционных СМИ дали бы сильный буст, но нужно ли оно нам? Сейчас стадия принятия киберспорта как дисциплины, как хобби, как работы, – это все еще в умах людей, и можно пока с этим не спешить. 

– Профессионализм – что ты в это вкладываешь?

– Более четко отлаженные структуры, что касается и организаций, и турнирных операторов, юридических контрактов. Всего.

В традиционном спорте гораздо более четко сформулированная система. В киберспорте многие вещи так не работают. Мы не можем получать спортивные визы. По-моему, в Америку в теории, если ты себя показал на международных турнирах, ты можешь податься как спортивный атлет. Но это очень сложный и особо не изученный путь.

Что касается профессионализма – это больше про дисциплину, про процесс в командах и про то, как работает организация. Есть бухгалтер, контент-отдел, SMM – надо, чтобы все эти структуры были более компетентными. Я не говорю сейчас про свою организацию, потому что у нас все как раз таки выстраивается на правильном уровне.

Ну и во многом проблема не в том, как люди это выстраивают внутри, а в том, что просто очень мало хороших профессионалов на рынке.

 

– Почему так? Молодой рынок и маленькие зарплаты?

– Рынок молодой. Зарплаты, мне кажется, по рынку уже хорошие, они на уровне с аналогичными позициями в других сферах. 

Киберспорт – очень специфичная сфера деятельности: нужно привыкнуть работать 24/7. Выходные – редкость, work-life balance начинает страдать. Этим нужно жить. Это сложно, потому что появляется выгорание от большого количества постоянной работы.

Можно говорить, что индустрия находилась в пузыре некоторое время назад, когда был ковид, и весь традиционный спорт практически умер. Мы наоборот начали снова жить и собирать космические цифры онлайна. Сейчас мы и дальше растем, просто не с такой скоростью. 

2 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Желаю успехов основным ростерам BB, не только потому что болею за них, а потому, как Саня сам сказал что для набора академок, нужно уйти основным командам из квал. Очень много молодых ребят, которые хотят играть и попасть в киберспорт, поэтому если со временем BB станет тир-1, мб от них появится академка – это было бы интересно.
+3
0
+3
Что что но вот медийка у BB стала гораздо лучше, тот же пример Егор, который год назад вообще ничего на камеру не говорил и ни в чем не участвовал почти.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий