Обзор «Вышки». Еще ни один фильм так не пугал радиомачтами
Эта дешевая версия «127 часов» с AliExpress вас все же приятно удивит.
11 августа в российский прокат вышел фильм Скотта Манна «Вышка» – британско-американский триллер о девушках, застрявших на радиомачте. В прессе его активно сравнивают с «Погребенным заживо» (2010), но лично я увидела сходство со «127 часов» (2010) – помните, там Джеймс Франко играл реального альпиниста, которому зажало руку тяжелым камнем? Вообще есть целый поджанр фильмов о выживании (условно назовем его изоляционным хоррором), где герои оказываются в смертельной ловушке. Обычно это камерное кино, где действие развивается в одной локации и завязано на выразительной игре.
В голову сразу приходят такие примеры, как «Открытое море» (2003) про супружескую пару, дрейфующую в океане, «Замерзшие» (2010) про застрявших на подъемнике лыжников и «Отмель» (2016) о студентке, которую терроризирует акула. И вот сейчас появилась «Вышка», эксплуатирующая страх высоты.
Молодая вдова Бекки вот уже год в глубокой депрессии – все никак не может оправиться от потери мужа, который погиб у нее на глазах, сорвавшись со скалы. Подружка Хантер, заводила и любительница экстрима, предлагает Бекки вместе забраться на 600-метровую старую радиомачту, чтобы там развеять прах супруга и начать новую жизнь, оставив всю боль в прошлом. Но башня так проржавела, что часть лестницы обрушивается вниз, и героини застревают наверху.
Ощущения от «Вышки» двоякие. С одной стороны, тут отлично передано ощущение высотности – достоверно аж до тошноты. Ржавая громада вышки, возвышающаяся посреди бесконечного пустого пространства, уже сама по себе пугает. Что уж говорить о попытках выживать на крошечной платформе.
С другой, характеры девушек получились какими-то уж слишком примитивными, а причина лезть на башню – надуманной. Нам вроде бы рассказывают о депрессии, настигшей героиню после смерти близкого человека, – серьезная же вещь, но в первой трети фильма от мелодраматически-сериальных диалогов хочется смеяться.
Не хватает фильму и хорошего раскрытия персонажей. На протяжении всего хронометража мне упорно казалось, что Бекки никакая не экстремалка, а терпит заскоки мужа с подругой так, за компанию (иначе ничем не объяснить, почему подъемы куда бы то ни было вызывают у нее такой панический ужас).
Но если забыть про глуповатые диалоги, сценарий совсем неплох. Чеховские ружья, аккуратно расставленные в первой трети, впечатляюще выстреливают ближе к развязке. Обратите внимание на момент с цифрами «143» – меньше всего ожидала, что такая незначительная деталь окажется важна. Но больше всего радует финальный сюжетный твист. И сделан он на редкость хорошо и грамотно.
Если вам во время просмотра покажется, что происходящее приобрело какой-то подозрительный оттенок фантастики (ну не могут же в самом деле уставшие девушки трюкачить, как олимпийские чемпионки на стероидах), расслабьтесь – так надо. За этим последует неожиданный и лихо придуманный поворот сюжета, который объясняет то, что сначала выглядело неправдоподобным.
Совет – идите на «Вышку» с нулевыми ожиданиями, максимально занизив планку. Лучше даже не смотрите трейлер – и тогда получите огромное удовольствие. Особенно если вы, как и я, любитель таких малобюджетных скрытых бриллиантов. Да, местами «Вышка» выглядит искусственно и дешево, а диалоги писал далеко не Аарон Соркин. Но зато в своей жанровой нише фильм работает просто прекрасно.
Оценка Кибера: 6 из 10