«Денежный» киберспорт: кадры прежде всего
Как известно, на протяжении многих лет киберспорт никак не мог подружиться с деньгами, а тем более, с большими деньгами. Большинство LAN-чемпионатов конца девяностых – начала двухтысячных – борьба заядлых геймеров (немногие тогда могли себя по-честному назвать киберспортсменами) с раннего утра до позднего вечера за пару ящиков пива, а то и вовсе за «респект».
Помнится, в те годы мало кто сомневался в том, что армия любителей киберспорта, а в частности, таких дисциплин как Counter-Strike, DOTA, Quake, StarCraft и многих других игр огромна, однако на глобальном уровне долгое время отсутствовало понимание как на всём этом заработать.
Первыми «киберспортивного быка» за рога взяли большие игродельческие компании, быстро уверовавшие в святой и спасительный free to play, а вслед за ними последовал и Twitch – главный конкурент печально канувшего в лету Own3d (последний кстати, насколько я слышал вместе со своим закрытием кинул на деньги и многих стримеров).
Именно благодаря F2P-модели и стремительному развитию потокового вещания (стримов) в киберспорт пришли и продолжают приходить деньги, прекрасно дополнившие собой захватывающий соревновательный процесс, который присутствовал чуть ли не с первых дней существования компьютерного спорта. Вспомните (если вам конечно сейчас не 14-16 лет) напряженные дуэли в первый Quake или Сounter-Strike 1.5 – больших денег на самых ранних турнирах не было, однако это вовсе не делало эти чемпионаты менее интересными.
Больше денег – больше «летящих на светящуюся лампу насекомых»
Это факт и это везде так. Посмотрите хотя бы на IT-сферу – в Украине, например, сейчас каждый второй студент мечтает стать программистом, а каждый третий тестировщиком (QA). И вовсе не потому, что все вдруг резко полюбили информационные технологии, а из-за того, что все уже давно любят американскую валюту, в которой там и платятся зарплаты.
С одной стороны, чем больше в киберспорте денег – тем больше в него и приходит профессионалов из других отраслей, двигающих наше общее дело к всё новым и новым высотам. Профессионалы из традиционных видов спорта, маркетинга и других отраслей позволяют киберспорту с каждым годом всё быстрее и быстрее избавляться от репутации «бессмысленного времяпровождения для задротов» – спасибо за это всем труженикам видимого и невидимого фронтов.
Однако есть и обратная сторона медали – в киберспорт исключительно ради денег начинают приходить люди (с каждый годом их всё больше), для которых само понятие киберспорт ничего не значит – для них это деньги и низкоконкурентная среда (по сравнению с финансовым сектором и другими отраслями), в которую можно относительно быстро «ворваться» и сделать себе имя, по сути практически не встречая никакого серьезного сопротивления.
Почему нет сопротивления? Дело в том, что киберспорт (в отличии от сфер, откуда приходят такие «летящие на свет насекомые») – изначально был чист и девственен, как даже не знаю кто... В безденежном киберспорте практически не было откатов и муток на низком и среднем уровне, никто никуда естественно не попадал, как говорится, «через постель».
Такое положение дел постепенно привело к тому, что давно работающие в киберспорте люди стали со стороны походить на наивных людей с большими розовыми очками. Большинство этих людей, годами напролёт выполняя большие объемы работы, не получило потом практически ничего, а все основные «плюшки» и бонусы ушли к более прошаренным «насекомым» – то есть к тем, кто умел позиционировать и продавать себя лучше, хотя порой за этим абсолютно ничего не стояло.
Полгода-год проработал и эксперт?
Сегодня мы с вами наблюдаем, как отдельные такие «насекомые» уже через несколько месяцев работы в киберспорте представляют себя нейтральной публике в роли супер экспертов, хотя на самом деле от настоящего киберспорта они далеки, тогда как люди, которые проработали в киберспорте больше семи-десяти лет по десять и выше часов в день на голом энтузиазме, которые, наконец, сами когда-то играли на полупрофессиональном уровне и поднимали киберспорт с колен постепенно начинают угасать и терять интерес к когда-то любимому делу.
«Энтузиасты» постепенно начинают понимать, что пробиться наверх просто по результатам своей работы становиться с каждым годом всё сложнее и сложнее: чтобы пробиться – теперь уже нужно вести двойную игру и участвовать в разного рода скандалах и интригах, а многим это противно, да и вообще не о таком киберспорте они мечтали в самом начале пути.
К огромному сожалению, деньги портят большинство людей, а большие деньги портят их с большой скоростью. Огромная просьба ко всем, кто ответственен за кадровые вопросы в крупных киберспортивных компаниях либо командах – не берите на работу мудаков – аудитория киберспорта сейчас настолько огромна, что если постараться, то можно найти настоящих «диамантов» – людей, для которых киберспорт станет большой частью их жизни, а не просто уютным местом, где можно зарабатывать деньги, не сильно при этом напрягаясь.
Энтузиазм и мотивация – основные двигатели прогресса
Я считаю, что от роста киберспорта в первую очередь должны выиграть те, кто стоял у самых его истоков либо посвятил этому делу много лет своей жизни, двигая его вперед своей игрой, видео, статьями и новостями, своими публикациями в социальных сетях и так далее. Не дайте киберспорту (одному из главных феноменов современного мира развлечений) стать таким же унылым говном, каким, сейчас например, является банковский сектор Украины либо России.
Наличие опыта работы в большой компании и понимание корпоративной культуры это хорошо, но это еще не гарантирует вашей компании однозначного успеха – больше смотрите не на красиво оформленные резюме (тут отдельный привет туповатым HR-теткам в больших игровых компаниях, которых наверняка понабирали из воспитательниц детских садов и которые, бывает, даже не знают названий игр компании, в которой работают), а на конкретные результаты деятельности. Результаты намного важнее популизма и очковтирательства.
Напоследок хотелось бы поделиться с вами одним из главных требований к журналистам-соискателям на сайте Канобу – ведущем игровом портале на русском языке. «Не быть мудаком» – да, именно так в описаниях их вакансий чаще всего и указано. Знаете, что я об этом думаю? Я думаю, что это круто, очень круто. Все бы так.
На сим прощаюсь, спасибо за ваше время и до новых встреч! Кому интересны мои мысли и рассуждения – подписывайтесь на мой блог. Welcome!
Own3D все выплатил, если что.
Почему нет сопротивления? Дело в том, что киберспорт (в отличии от сфер, откуда приходят такие «летящие на свет насекомые») – изначально был чист и девственен, как даже не знаю кто... В безденежном киберспорте практически не было откатов и муток на низком и среднем уровне, никто никуда естественно не попадал, как говорится, «через постель».
Какое еще чистое и девственное? Где ты был последние 15 лет, в течение которых были многочисленные кидки, сговоры, анти-конкуретные методы борьбы, да я уже даже не говорю о трансферах игроков между командами.
>Такое положение дел постепенно привело к тому, что давно работающие в киберспорте люди стали со стороны походить на наивных людей с большими розовыми очками. Большинство этих людей, годами напролёт выполняя большие объемы работы, не получило потом практически ничего, а все основные «плюшки» и бонусы ушли к более прошаренным «насекомым» – то есть к тем, кто умел позиционировать и продавать себя лучше, хотя порой за этим абсолютно ничего не стояло.
Никто не мешал этим людям быть более проворнее, и думать о своей жизни и карьере. Можно 20 лет писать новости на сайте, а потом вдруг закричать, что тебя обделили, и не раздали обещанные 5 миллионов, как и всем остальным, кто стоял у истоков. Человек должен планировать свой путь, если он выбрал киберспорт, то и там тоже. Я даже не говорю о том, что реально людей, которые начинали давно, и актуальны сейчас – единицы, и большинство этих единиц уже давно сидят на управляющих/руководящих постах. Если у человека нет амбиций, смекалки, желания двигаться вперед – от работы в индустрии киберспорта это все не появится.
>«Энтузиасты» постепенно начинают понимать, что пробиться наверх просто по результатам своей работы становиться с каждым годом всё сложнее и сложнее: чтобы пробиться – теперь уже нужно вести двойную игру и участвовать в разного рода скандалах и интригах, а многим это противно, да и вообще не о таком киберспорте они мечтали в самом начале пути.
Пробиться становится сложнее, потому что правила игры изменились, если мы сравниваем ситуацию лет 5-10 назад, и сейчас. Если ты не можешь адаптироваться, то гуляй. Все очень просто. Более того, с ростом индустрии увеличивается конкуренция, что вообще отлично. Никаких двойных игр не нужно, и я даже больше скажу, никто вообще не думал, что киберспорт сможет стать таким большим. Даже с учетом WCG. Скандалами продвигают себя те, кто не умеют это делать талантом.
>К огромному сожалению, деньги портят большинство людей, а большие деньги портят их с большой скоростью. Огромная просьба ко всем, кто ответственен за кадровые вопросы в крупных киберспортивных компаниях либо командах – не берите на работу мудаков – аудитория киберспорта сейчас настолько огромна, что если постараться, то можно найти настоящих «диамантов» – людей, для которых киберспорт станет большой частью их жизни, а не просто уютным местом, где можно зарабатывать деньги, не сильно при этом напрягаясь.
Это вообще что за чернь пошла? Какие еще мудаки? Ты реально думаешь, что кто-то целенаправленно набирает на работу мудаков? Что плохого в легком заработке денег? Если ты не умеешь это делать, то тебе никто за это платить не будет.
>Я считаю, что от роста киберспорта в первую очередь должны выиграть те, кто стоял у самых его истоков либо посвятил этому делу много лет своей жизни, двигая его вперед своей игрой, видео, статьями и новостями, своими публикациями в социальных сетях и так далее. Не дайте киберспорту (одному из главных феноменов современного мира развлечений) стать таким же унылым говном, каким, сейчас например, является банковский сектор Украины либо России.
Совершенно глупое утверждение. А вот мы, а вот они. Побеждать должен сильнейший. Это нормальная практика. Не надо плакаться о том, что ты стоял у истоков. Это совершенно никого не волнует. Я могу до потери пульса говорить о том, что работаю в этой сфере 15 лет, но это просто так, для статистики, не более того. Я не считаю, что мне автоматически за это должны давать какой-то бонус. За эти 15 лет я набрался определенного опыта, но не более того, я продолжаю учиться, развиваться, и работать. В моей компании работает талантливый человек, которому около 20 лет, он даст фору большинству сотрудников большинства компаний, включая тех, кто работает в киберспорте по ХХ лет. Если кто-то и достоин вознаграждения за это, так это он. Потому что, как я уже говорил, важно сегодня, а не вчера. Если сегодня этот парень может приносить компании, на которую он работает, прибыль, то пусть приносит, отлично! Совершенно неважно сколько он работает в индустрии.
Это ничего не значит. Надо каждый день доказывать, что ты интересен, ты понимаешь аудиторию, ты можешь говорить с ней на понятном языке.
А касаемо того, брать на работу мудака или шарящего человека, то в России всегда выбирают первого, потому что первый будет как собака верен тебе и готов пойти ради тебя на всё, а шарящий человек тебя со времен спокойно может подвинуть, а чтоб он тебя не подвинул, тебе тоже нужно что то делать, но проще взять дурачка и сидеть на попе ровно
Люди, которые работают в киберспорте, чаще всего хуже, ленивее и менее креативны чем те, кто работает в других областях и приходят со своими идеями.
Давай на конкретном примере:
Яна Медведева, редактор нашего сайта, прямо сейчас самый крутой журналист в России, который пишет о доте, а также один из самых крутых в мире среди тех, кто пишет об американской доте. Без шуток.
Мы, когда набирали состав редакции, могли нанять любого из 250 человек, приславших свои резюме на вакансию. Среди них были десятки «опытных» сотрудников различных киберспортивных организаций. Но они все ленивые, неинтересные, скучные, не желающие развиваться, а четверо из них реально считали, что я им должен эту работу просто потому что они так офигенно в этом разбираются и вот уже 5 лет работают в киберспорте.
Но ведь если ты в этом работаешь 5 лет и ничего интересного не сделал, то возможно это просто не твое.
Но в целом, как и оратор ниже, очень жду прихода в киберспорт профессионалов из других сфер. Профессиональных дикторов и комментаторов, спортивных тренеров, репортеров. Киберспорт это не ядерная физика и освоить новое направление при должной мотивации труда не составит. Пока же вижу только кумовство, блат и "за былые заслуги". Везде, во всем, кроме моушн-дизайнеров. Наверное потому что освоить премьер, АЕ и С4D на должном уровне у бывших киберспортсменов не получается. Очень памятна история про то, как студанал искал себе стажера. Боже, таких требований не выдвигают даже в топовых креативных агентствах и закономерно никого не нашли. Так что ответ именно здесь — если ты из "тусовки" то для тебя найдется местечко, благо с деньгами сейчас все в порядке. Если же ты человек со стороны, то тебе будет нереально тяжело войти, слишком высок скилловой порог.