Блог Кислота

Streets of Rage 4: Битва с российским шоу-бизнесом

*** Ну что ж, вот и я, преодолев наконец кучу дел, навалившихся на меня за время карантина и последовавшего затем летнего периода, решил высказаться на тему четвертой части Улиц Ярости, что увидела свет еще в конце апреля. Да, обзор достаточно поздний, большинство интернет-экспертов высказалось на тему еще в первых числах мая, я же созрел только сейчас. И, наверное, это к лучшему, поскольку весной в моей голове, загруженной различными самоизоляционными заботами, вряд ли смогли бы родиться настолько свежие и нетривиальные мысли. Скажу сразу - мое видение возвращения легендарного битэмапа многим может показаться необычным, и даже слегка шизанутым. Но обо всем по порядку.

В апреле я, предвкушая долгожданный релиз, вспоминал историю всей серии Streets of Rage и львиную долю текста посвятил тогда музыке. Похоже, я что-то чувствовал. Разумеется, читая анонс четвертой части, я ожидал увидеть в игре новый виток противостояния нашей любимой команды бывших полицейских с абсолютным злом в лице теперь уже правопреемников Мистера Икс, что хотят разрушить город (да и весь мир, наверное) до основания. Но все оказалось куда серьезнее.

Японский файтинг с танцевальным саундтреком. Им вдохновлялся Иван Дорн!

Это тогда, в начале девяностых наши герои боролись с угрозой криминализации, чипизации роботизации и ядерного взрыва в Вуд-Оук-Сити, новая же опасность состоит в том, что кто-то включает на весь мегаполис зомбирующую музыку, из-за которой население дуреет и начинает творить беспредел, скатывая город в ад.

Помочь нашим ребятам - а именно обзаведшемуся бородой Акселю и все такой же сексуальной и ловкой Блейз, вызвалась дочь Адама из первой части (он, кстати, присоединится к команде по ходу сюжета) - красноволосая рокерша Черри, вооруженная гитарой (ее образ сразу напомнил о таких трендовых персонажах современной сцены, как Дора, например), а также вездесущий Алишер Моргенштерн.

Вместе им предстоит пройти двенадцать уровней (больше, чем в старых играх, но, согласитесь, мало, для современности) в самых разных локациях и побить самых разных боссов и мелких бандитов. Конечно, осталось и множество прекрасно нам знакомых - панки Гальсия все так же готовы подло посадить вас на перо, а Желтые Сигналы стелются в подкатах не хуже Филиппа Лама. Что до новых, то здесь тоже есть на кого посмотреть. Например, на злых женщин в шлемах или обитающих в арт-галерее боевых сестер с крашенным каре, что до боли напоминают современных борцов за социальную справедливость. (Сражаются они, кстати, так же, как и реальные прототипы - нанося больше урона себе, чем врагу). Особо опасны полицейские, вооруженные электрощитами, электрошокерами и дубинками. Лично мне они напомнили... Ладно, не буду говорить (ибо опасно), просто посмотрите на картинку и сами все поймете (если, конечно, следите за последними мировыми событиями).

Боссы в SOR 4 тоже разные. Из новых абсолютно порадовали брутальная женщина-полицейский Эстель, которая способна вызвать подмогу в виде патруля с гранатометом, прямо как могли сделать мы в первой части, а также комиссар, чье английское наименование Comissioner я сперва по ошибке прочитал как "коррупционер", и оказался прав, поскольку в его кабинете оказалось огромное количество чемоданов с деньгами.

Кстати, побив комиссара-коррупционера, наши герои эффектно вылетают из его кабинета. Увидев первый раз этот кадр, я грешным делом подумал, будто персонажи сбегают из офиса лиссабонской "Бенфики".

Придется вам сразиться и со старыми знакомыми наподобие Барбона из второй SOR (сражение с ним будет проходить на фоне парка мотоциклов, отсылающего ни то к культовой игре про байкеров Full Throttle, ни то к клипу на песню Ирины Салтыковой "Бай-бай"). Ну и куда же без Шивы - битва с ним вообще будет преподнесена как эдакий дружеский обмен тумаками. На одном из уровней боссом выступит наш большой дружище Макс - окажется, что против товарищей его настроила все та же дурманящая музыка.

Темнокожие гопники Донованы в новой игре еще больше напоминают Тимати времен фильма "Жара" и альбома "Блэк Стар", а боссом третьего уровня выступит Светлана Лобода собственной персоной - в красном белье и фуражке заряжающая панков на борьбу посредством энергии своей плетки.

Также ближе к концу повествования вам придется сразиться с диджеем, который ставит эту богомерзкую музыку, что заполонила все чарты Вконтакте, тренды Ютуба улицы Вуд-Оук-Сити.

В конце концов, выяснится, что заправляют всем этим непотребством два эмоватых подростка - дочь и сын того самого Мистера Икс. Они, окруженные шкафами-охранниками, чем-то напоминающими Рика Росса и Михаила "Я-календарь" Шуфутинского, попытаются вас перекупить, но вы, как эталон честности, конечно же, откажетесь. Сражаться с Мисс и Мистером Игрек, конечно, несложное, но при этом довольно изнурительное занятие, поскольку избивать вам их придется по два раза (то же самое относится и к Эстель с комиссаром).

В целом, игра не только оправдала, но даже в чем-то превзошла мои ожидания. Streets of Rage 4 - живительная прививка ностальгии для тех, кто играл в три легендарные части культового битэмапа в девяностые (в моем случае - в начале нулевых). И за основу, как мне кажется, LizardCube и Guard Crash Games взяли мою самую любимую игру из серии - вторую. Похожая механика, похожий первый уровень, похожее поведение персонажей (в SOR 4, как и в SOR 2 все ходят пешком, бегает только один герой - Черри (во второй части бегал лишь Скейт)). Кроме того, к игре из 1992-го нас отсылают игровые автоматы, расположенные на нескольких уровнях. Их можно разбить электрошокером, и тогда вы попадете в одну из сцен Streets of Rage 2 (пиксельная графика оригинала при этом бережно сохранена).

Кое-какие локации и идеи (вроде влетающего в стену автомобиля) были позаимствованы у Ремейка от Bomber Games. Интересная отсылка к третьей части была показана в случае с Шивой - здесь он умеет в определенный момент разделяться на три части, как и один из боссов SOR 3.

Драки проходят абсолютно в разных местах - на мрачных улицах города, в вагонах метро, на крыше поезда, на борту корабля, в тюрьме и даже в Средневековом замке, где и притаились главные злодеи.

Отсюда и разнообразие оружия - помимо уже упомянутого, а также привычных нам ножей и бит, здесь присутствуют, например, мечи и кистеня, а также гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

В арсенале героев есть как обычная атака, так и спецудары, использование которых способно немного отнять здоровье (впрочем, своевременное продолжение атак легко его восстановит). Различные виды ударов можно комбинировать для эффективности. Впрочем, игра сама вам все объяснит в самом начале.

Кроме того, хотелось бы отметить замечательные графические решения, мультяшную прорисовку и кат-сцены в стиле аниме. Кстати, разработчики приготовили классный подарок любителям олдскула - в настройках видео можно включить как эффект 16-битной игры, так и эффект старой пленки.

Прежней осталась еда наших бойцов - это все те же яблоки и курица. Сохранены также некоторые предметы интерьера из предыдущих частей.

Что касается отсылок, то их здесь их, благодаря тщательно прорисованным задникам, довольно много. Это и отсылки к старым частям, и отсылки к другим играм вроде Марио или Черепашек Ниндзя, а также множество других.

Главные герои и антагонисты имеют свои индивидуальные особенности. Про бег и гитару Черри я уже упомянул, Моргенштерн Флойд же является киборгом, как и Доктор Зан, благодаря чему может в буквальном смысле притягивать к себе противников, а также сталкивать их в воздухе друг с другом. Кроме того, по ходу прохождения вы зарабатываете очки, с помощью которых открываются персонажи из старых игр со всеми сопутствующими им на тот момент свойствами.

Отдельно порадовали женские персонажи, которых язык не повернется назвать слабыми, но при этом дамы не утратили своего обаяния и женственности. Тоже редкий сейчас момент.

А что же музыка? На сей раз над ней работала целая команда композиторов. Несколько тем написали авторы музыки оригинальных игр - Юдзо Косиро и Мотохиро Кавасима. Хауса и техно, которыми славились прежние SOR, здесь не так много, зато есть IDM и даже босса-нова, а также целая куча музыки, что на Западе принято называть лефтфилд - то есть, музыки, которую сложно поместить в какие-то определенные жанровые рамки. Впрочем, никуда не делись известные хиты Юдзо Косиро - режим старого саундтрека можно спокойно включить в настройках.

В принципе, игра великолепна. Да, в ней нет присущего современным творениям психологизма и рефлексии, да, она абсолютна несложная и проходится за 3-4 часа. Главная ценность Streets of Rage 4 лежит в сугубо эстетической плоскости. Это, если хотите, - ностальгический портал в мир детства и молодости, где мы были так смелы и активны.

***

Напоследок позволю себе одно забавное воспоминание из детства. Тогда я не только играл в Streets of Rage на приставке и увлекался футболом, я еще активно смотрел французские фильмы типа "Такси" и до покраснения ушей заслушивал кассеты с французским же рэпом и R'n'B. Слушал все это и, рисуя в тетрадке, мечтал победить ненавистную мне российскую попсу. Помимо этого, я плотно засел в то время за изучение французского языка и даже попросил родителей купить мне целый курс учебников L'oiseau bleu. Прошло 17-18 лет, и что я вижу - одну из моих любимых серий игр возвращает к жизни французская студия. И предоставляет при этом возможность расправиться с плохой музыкой. Все-таки Вселенная слышит нас. Спасибо ей за это.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья