Мононациональные и многонациональные составы: какая между ними разница и почему на вторые пошел тренд
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Чем дальше киберспорт шагает вперед, тем чаще он встречается с появлением многонациональных составов. Этому подвержены все командные дисциплины, и CS:GO - не исключение. И хотя в большинстве регионов все еще доминируют мононациональные составы, все чаще пятерки из представителей разных стран начинают добиваться успехов на высоком уровне.
Этой тенденции, честно говоря, уже довольно много лет, и ей действительно стоит уделить немного внимания.
Что такое многонациональные и мононациональные составы?
Об истории многонациональных составов в Counter-Strike стоит поговорить подробно, но для начала давайте разберемся с двумя длинными и непонятными словосочетаниями:
Мононациональные составы - пятерки, в которых все игроки представляют одну страну. Самый яркий пример такого состава - Astralis, где играют только датчане. За все время, что Counter-Strike существует, мононациональных пятерок было больше, чем многонациональных.
Почему они существуют? Ответов на этот вопрос два. Во-первых, это уже устоявшаяся в силу разных причин тенденция. В эру Counter-Strike на WCG нельзя было приехать с игроком другой страны - это было обозначено в правилах турнира. В результате чего игроки при решаффлах зачастую брали именно своих соотечественников, а не иностранцев. Были лишь редкие случаи, когда кто-то из другой страны (или другого региона) приезжал играть в команду - это было возможно только в том случае, если тэг был крупным. Например, за американский клуб Team 3D играли канадцы, а за Virtus.Pro - Zeus, Edward и kane.
Во-вторых, мононациональные пятерки не теряют свою актуальность там, где довольно мощная сцена. В первую очередь это относится к Дании и Швеции. Несмотря на то, что в последнее время шведские команды значительно просели в результатах, они все равно держатся без легионеров в составе. Хотя NiP и пробовали в 2015 играть с финном allu, в следующем году они добрали вместо него шведа.
С датчанами все предельно просто - у них сильная сцена и большое количество команд, готовых поддерживать игроков. А еще у Дании есть Astralis и Heroic - обе команды находятся в топ-5 рейтинга HLTV. В сущности, Дания - ярчайший пример сцены, где почти никогда не будет игроков из других стран.
Многонациональные составы - пятерки, в которых игроки могут представлять от двух по пяти стран. От мононациональных составов многонациональные отличает также то, что в качестве языка общения зачастую используется либо общий для игроков язык, либо английский. У этого вида составов есть деление на два вида - региональные и международные составы.
Региональным называют состав, в котором игроки представляют разные страны, но один регион. Под эту категорию подходит текущий состав Natus Vincere - украинец s1mple и 4 россиянина в составе. Впрочем, для СНГ-региона такие составы не редкость.
Язык, на котором разговаривают в региональном составе, может быть либо английским, либо тем, на котором разговаривают в каждом конкретном регионе. Так, в Европе региональные составы могут разговаривать на французском (Фрацния + Бельгия + Швейцария) или немецком (Германия + Австрия + Швейцария) языках, в Южной Америке - на испанском (или португальском, если в бразильский состав переходит представитель другой страны ЮА), в Азии - на китайском (если в китайский состав приходит изучавший его представитель другой страны). В СНГ стараются коммуницировать на русском языке, так как на нем говорит большая часть населения стран бывшего СССР.
Международным называют состав, в котором помимо того, что есть представители нескольких стран, есть и представители разных регионов. Всего на сцене CS:GO шесть регионов - Европа, СНГ, Северная и Южная Америки, Азия и Океания. Если в составе команды есть игроки как минимум из двух регионов - он является международным.
Меджународные составы появились во многом благодаря североамериканской сцене. Из-за того, что там после выхода CS:GO осталось не так много профессионалов, организации были вынуждены привлекать как талантливую молодежь из региона, так и легионеров. На первых порах именно составы из европейцев и североамериканцев были международными, но в дальнейшем география CS:GO серьезно расширилась, и в международный состав могут попасть даже игроки из Африки.
В качестве примера международного состава можно выделить текущий состав FaZe, где играют представители Южной Америки и Европы (а скоро будет еще и североамериканец), Complexity Gaming, у которых в составе представители Европы, Северной Америки и Океании, и Team Liquid, где после прихода FalleN состав стал международным.
От региональных составов международные также отличает использование только английского языка для коммуникации в составе. Если в региональных составах для общения может использоваться общий для игроков язык, то в международных - только английский.
Когда в первый раз появились многонациональные составы?
Первые многонациональные составы появились еще во времена Counter-Strike. Одними из первых многонациональный состав собрали Team 3D. Владелец команды Крейг Левин не стеснялся брать в свой состав не только лучших игроков из США, но и лучших игроков Канады. Так в составе нью-йоркского клуба успели поиграть Steel и shaGuar. Внесу небольшую ясность - под ником Steel в Team 3D играл не Джошуа Ниссан.
Еще одним примером многонационального состава в Counter-Strike были составы из СНГ. Например, в середине 2000-х за Virtus.Pro играли kane, Zeus и Edward, а в конце нулевых за команду играл COO NaVi xaoc.
В Counter-Strike: Source самые распространенные многонациональные составы были среди представителей Чехии и Словакии и среди игроков Франции и Бельгии. Так, один из самых успешных французских составов в начале эры CS:GO, VeryGames, состоял из двух бельгийцев и трех французов.
В CS:GO составы с игроками из нескольких стран первоначально практиковались лишь парой крупных организаций. В сезон перехода всех турниров из CS 1.6 и CSS в CS:GO у fnatic был не шведский состав, а датский. Но в начале 2013 ростер команды разбавили швед MODDII и норвежец stingeR. Стингер ушел через три месяца после того, как перешл в состав fnatic, а Моддии продержался до июля и ушел в Epsilon. Впрочем, уже через месяц швед вернулся обратно вместе со своими соотечественниками.
Еще одним примером многонационального состава на старте CS:GO стали mousesports. После неудачи с британским и немецким составом они постаралась реабилитироваться, набирая к себе и представителей других стран. За 7 лет, что организация ищет новых игроков к себе в команду, за нее успело поиграть 3 датчанина, 2 словака, 2 финна, голландец, серб, босниец, испанец, поляк, чех, турок, эстонец и литовец. При этом cadiaN, karrigan, chrisJ, LEGIJA и allu играли за клуб еще до того, как появился тренд на многонациональные составы.
Многонациональные составы успешны?
С точки зрения результатов - далеко не каждый состав успешен. За последние пару лет реально выделяются результатами лишь FaZe Clan, mousesports и OG. Да, у OG нет ни одного выигранного чемпионата за спиной, но команда продолжает прогрессировать и сейчас вполне заслуженно находится в десятке лучших команд мира.
За 5 лет FaZe Clan выиграли 10 крупных лан-турниров и еще один крупный чемпионат в онлайн-эру. mousesports за 7 лет выиграли 11 крупных турниров на лане. Большая часть из этих турниров была выграна составами, которые собирал для организаций karrigan. 30-летний датчанин за свою карьеру больше играл в европейских миксах, чем в датских пятерках. И именно с европейцами он и добился наибольших успехов - 13 титулов из 22, выигранных организациями, брали его команды. Единственное, что еще ему пока не покорилось - это мейджор. У него была хорошая возможность забрать финал в Бостоне, но команда не смогла справиться с давлением и уступила Cloud9.
В качестве одного из примеров сильного многонационального состава можно привести и пятерку, которая не так давно перешла в EXTREMUM. Еще до перехода в российскую организацию, кор игроков (AZR, Gratisfaction, liazz и jkaem) зарекомендовал себя как серьезный состав, и за последние пару лет он добирался до серьезных вершин. В 2019 они были в шаге от финала мейджора, а также занили пару вторых мест на крупных чемпионатах в конце сезона.
У многонациональных составов действительно есть будущее?
Да. Огромное количество многонациональных составов уже находятся в топ-30 HLTV, и все чаще команды отходят от практики мононациональных составов. Причин этому много - сильные игроки своих стран не всегда хотят играть с соотечественниками, так как весьма справедливо считают, что не развиваются, играя в команде слабей. Именно поэтому, например, турки Calyx и w0xic, поляк MICHU, англичанин smooya и другие игроки ищут себе европейские составы.
То же самое касается и других регионов. Например, в Северной Америке осталось уже не так много организаций, и те игроки, которые себе нашли новый дом, вынуждены играть не только с соотчественниками. Так, например, в составе Extra Salt играют 2 южноафриканца, а у Yeah Gaming до недавнего времени был состав, состоящий из бразильцев и представителей США. Оставшиеся сильные игроки Азии тоже пытаются кооперироваться - так возник новый состав тайской организации NG Esports.
В СНГ этот тренд всегда будет сильным - даже в сильнейших коллективах региона составы не мононациональные. Ни в одной из команд, которые сейчас проходят на мейджор через RMR-систему, нет мононационального состава. И вряд ли что-то изменится в ближайшее время.
Еще больше про моно- и многонациональные составы можно послушать по этой ссылке.