Игроки vs «Ютуберы»: кто прав?
Вот и до меня дошла очередь завести свой блог на sports.ru.
Последние несколько месяцев я занимаюсь фриланс консалтингом и маркетингом в киберспорте, а до этого 4 года работал в одном из самых известных киберспортивных клубов в мире – Natus Vincere. Посетил более 30 турниров по Dota 2 и Counter-Strike в Америке, Азии и Европе, включая четыре The International`а. Спродюсировал три документальных фильма о Dota 2, занимался YouTube каналами, соцсетями, сэйлзами и маркетингом. В общем, имею наглость предполагать, что в теме киберспорта немного разбираюсь, а значит – имею право о нем писать :)
На этом со вступлением закончим и перейдем к основной теме блога: «Игроки vs Ютуберы – кто прав?». Напомню, что весь сыр-бор разгорелся из-за твита Людвига «zai» Волберга, в котором он обвинил популярного Ютубера NoobFromUA в нарушении авторских прав:
Эй @NoobFromUA, если ты хочешь делать ролики, вырезая видео/аудио из моих стримов, мог бы ты хотя бы попросить у меня разрешения, это уже не первый раз xd
Чуть позже к дискуссии присоединился Джеки «EternalEnvy» Мао, лаконично прокомментировав деятельность ютубера: «fuck you» (на момент написания блога Джеки удалил этот твит) и запретив создание видео со своих стримов. В итоге NoobFromUA извинился перед игроками и удалил с канала все проблемные видео.
Данный инцидент вновь разделил сообщество на два лагеря: кто-то рьяно поддержал игроков, другие начали защищать ютуберов. Давайте и мы попробуем разобраться, кто же на самом деле прав. Для этого рассмотрим три ключевых вещи:
1. Юридические права
Авторские права на любой контент из Dota 2 принадлежат компании Valve, о чем белым по черному написано здесь. При этом Valve вовсе не против размещения геймплея на YouTube и даже разрешают его монетизировать, о чем четко написано по этому адресу. Важным моментом является последний абзац:
Само собой, данная политика относится исключительно к контенту от Valve. Если вы включаете в свое видео чей-то еще контент, например, музыку, вы должны получить разрешение от его правообладателя.
К этому пункту мы вернемся чуть позже.
2. Моральные права
Логично предполагать, что в процессе стрима игроки являются создателями контента: они общаются со зрителями, комментируют геймплей и всячески развлекают публику. Их контент уникален и неповторим: врывы на Пудже находятся на твич-канале Dendi, откровения молодого школьника можно увидеть на канале Sumail`а, а размышления о смысле жизни вы найдете на стриме EternalEnvy. Все эти игроки являются правообладателями созданного ими же уникального контента.
3. Реальность
Работая в должности Head of Video Production в Natus Vincere, как-то раз мне пришлось иметь дело с фейк-каналом Dendi на YouTube. Канал был достаточно жирный и наглый: более 100 000 подписчиков, иконка «verify» (канал подтвержден самим ютубом, как официальный), подпись «официальный канал Даниила Ишутина» и сотни украденых залитых видео со стримов Dendi.
К сожалению, по-хорошему решать дела владелец канала не захотел, и я обратился к нашему YouTube-партнеру. Вместе с ним мы составили таблицу соответствий между twitch и youtube-водами с указанием времени публикаций. Само собой, время создания twitch-водов было раньше, чем у видео с ютуба, что позволило сервису определить оригинального правообладателя видео. Канал нарушителя тут же получил около десятка страйков, а еще через пару дней бесславно умер от пожизненного бана.
Выводы
Как видите, на деле игроки имеют не только «моральное», но и вполне себе легальное право на свой стрим-контент. Еще раз вспоминаем примечание от Valve:
Если вы включаете в свое видео чей-то еще контент, например, музыку, вы должны получить разрешение от его правообладателя.
Какой контент есть в водах с твича? Правильно, комментарии игроков, а также созданный ими геймплей. Имеют ли право ютуберы заливать эти воды себе на ютуб и монетизировать их? Не имеют.
Кто виноват и что делать?
К сожалению, сами игроки обычно не очень заморачиваются над публикацией своих стримов. Более того, почти все они сами нарушают авторские права, используя защищенную авторским правом музыку во время трансляции . Именно поэтому в твич-водах часто можно встретить большие куски с вырезанным звуком. Если игроки хотят дополнительно монетизировать свой контент, им стоит, во-первых, использовать copyright-free музыку (или же играть вообще без нее), а, во-вторых, регулярно вести и обновлять свои личные YouTube-каналы. Война с ветряными мельницами в виде ютуберов вряд ли будет здесь особо эффективна.
Сами ютуберы совершенно точно должны получать предварительно разрешение у игроков на публикацию их водов. Более того, моральный аспект подсказывает мне, что они вообще не должны монетизировать такие видео. Проблемы с хайлайтами и другими роликами, где используется контент с трансляций, я не вижу. Здесь ютуберы тратят свое собственное время и создают новый уникальный контент. Собственно, с хайлайтов и мувиков все и начиналось и никаких проблем здесь никогда не возникало.
Предлагаю всем высказать свое мнение в комментариях, а также подписаться на мои социальные сети:
Всем спасибо!
В данном случае я поддерживаю Ютьюберов в том моменте, что они всё равно создают контент. Они его должны найти/услышать/увидеть на чужом стриме, сохранить, смонтировать, залить, написать дескрипшион и так далее. Его смотрят люди, которые нигде и ни в каком виде его бы не увидели в другом месте, так что это как информационное просветление, сопротивляться этому - топтаться на месте.
Монетизировать это - другой вопрос, но, имхо, тут не такие бюджеты, чтобы стримеры (сами не чистые на руку в вопросах музыки и иногда даже фишек/приколов, особенно в русском комьюнити) вообще возмущались.
ТЕМ БОЛЕЕ, стримеры типа Зая. В чём ценность его стримов? Она стремится к минимуму, ведь это просто VOD профессионала под нелегальную музыку. Он не делает никаких интересных розыгрышей, викторин, энциклопедий, а просто играет и на него смотрят, ведь он про.
К примеру, в Харстоуне есть Амаз и Трамп, которые генерят огромные количества реально качественного полезного контента и его красть+использовать в корыстных целях это действительно противозаконно и аморально.
А вот эти вот хентайщики, узбеки и хоббиты нереально ленивы и решили просто "нажиться" на трудах других людей, которые делают ХОТЯ БЫ минимальные телодвижения, создавая какой-никакой, но контент, пусть и вторичный.
А все потому что ели это кому-то интересно, то оно непременно появится. Двадцать первый век на дворе. Никогда информация не была такой доступной. Как тут правильно заметили – очень напоминает нападки копирастов на торрентыи войны таксистов против такси-агрегаторов. А когда-то церковь запрещала метро, лошадники протестовали против автомобилей.
Вот и сейчас претензии "контентогенераторов" просто смешны.
это самая важная проблема в данном вопросе и пока стримеры не начнут играть без музыки(без права трансляции) и в лобби, где все будут согласны быть на стриме - любые возмущения от них крайне лицемерны и эгоцентричны. остальное второстепенно.
безусловно, чей-то труд, чья-то идея должны быть либо оплачены, либо использованы с разрешения со ссылкой на первоисточник(к примеру).
но какое моральное право имеют эти стримеры возмущаться насчёт "копирайта", если они транслируют музыку(вряд ли спрашивая разрешения у исполнителей)?
Потому, TLDR:
Никто нубу НЕ ЗАПРЕЩАЛ использовать контент. Его просили СПРАШИВАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ на это, причем НЕ РАЗ, прежде, чем вынести сор из избы. Также никто не было бы против, если бы он делал эпизоды из игр стримера, вытаскивая это всё ЛЕГАЛЬНО через ОБЩЕДОСТУПНЫЙ дотатв, как он это делает в случае с турнирными матчами, а не просто перезаливал часть видео со стрима. Все ТОЛЬКО РАДЫ его турнирным водам, но переть видео со стрима без разрешения просто присобачавая к нему свое лого - это как минимум неправильно.
Да и вообще, у нас стримеры настолько ленивы, что воды стримов на ютуб даже не заливают. Очевидно, что в такой ситуации найдутся "деятели", которые эти воды сами запишут и зальют. И куча народа будет их смотреть, т.к. нет альтернативы.