8 мин.

Не буди Лихо....Обзор игры «Лихо одноглазое»

Всем привет! 💗

Помните те самые сказки, что читала нам в детстве бабушка при свете ночника? Тёмные леса, зловещие болота, цари с непростыми приказами, несметные сокровища и чудища, чьё дыхание заставляет замирать сердце… Добры молодцы шли «туда – не знаю куда», полагаясь на смекалку и удачу, чтобы выжить и у них это получалось! Однако, иногда им приходилось чем-то жертвовать.

А что, если однажды оказаться внутри такой сказки? Не уютной, а мрачной и пугающей, пропитанной мистикой, где каждый шаг отзывается эхом в кромешной тьме. Звенящая тишина внезапно прерывается скрипом веток, шёпотом из ниоткуда и кажется, что кто-то за нами постоянно наблюдает и вот-вот схватит!  

Знакомые нам по игре «Чёрная книга», разработчики из студии Morteshka снова погружаются в самые потаённые уголки славянского фольклора. Их новая игра «Лихо одноглазое» не просто рассказывает историю – она заставляет тебя её прожить и прочувствовать. Это глубокая и мрачная интерпретация русской народной сказки А.Н.Афанасьева, выполненная в приятном чёрно-белом стиле. Меня с первой же минуты зацепил именно визуал, а потом я начала блуждать во тьме, знакомиться с повествованием и наслаждаться гнетущей, но безумно притягательной атмосферой. Так темно, что хоть глаз выколи!)

Но давайте обо всём по порядку.  Делюсь своими впечатлениями после прохождения.

Погнали! 👁️

Жил-был кузнец – обычный мужик, работяга, чья жизнь напоминала замкнутый круг: он проживал свои однообразные «чёрно-белые дни»: работа-дом-работа, ничего интересного в жизни не происходило. От скуки он подбухивал, и в один такой «прекрасный вечерочек» возникло перед ним странное видение. Тихий, навязчивый шёпот из ниоткуда прокрался в сознание: «Найди Лихо... И тогда твоя жизнь переменится».

Наш герой, движимый то ли отчаянием, то ли глупой отвагой, пошёл на зов. Сам не зная куда. Так началось его путешествие – долгая дорога, больше похожая на сон наяву. За ним увязался его друг Портной, мечтающий когда-нибудь сшить Царь-кафтан, и тем самым прославиться на весь мир. Они даже не представляли насколько их путь будет сложным и странным...

В славянском фольклоре Лихо – это не просто чудовище из сказки, а сама сущность невезения и отчаяния, которое находит тех, кто сломлен жизнью. Его облик ужасен: то гигантский циклоп, то худая, как жердь, женщина с пылающим глазом. Но истинная опасность Лиха не в нападении, а в паразитической природе. Оно впутывается в жизнь жертвы, после чего та катится под откос. И ключевая мысль здесь в том, что несчастье приходит не просто так – его притягивает к себе сам человек своей слабостью, апатией и нежеланием противостоять судьбе.

Нас ждёт путешествие сквозь самые мрачные уголки этой вселенной.
Кузнецу и его другу предстоит пробираться сквозь чащу леса, где деревья шепчутся за спиной, блуждать в лабиринтах пещер, где эхо повторяет каждый шаг, проникнуть в сердце заброшенного храма, хранящего древние секреты, спуститься к огненной реке, чтобы попытаться ее снова зажечь. Он даже будет погребён заживо, совершив переход из мира живых в царство мёртвых – обитель самого Лиха. С каждым шагом мы всё глубже проваливаемся в
пучину этой жуткой сказки, где тьма не просто окружает – она поглощает.

В нашем распоряжении есть волшебный коробок с бесконечным количеством спичек, которые мы будем зажигать, чтобы рассмотреть всё вокруг и понять, куда нужно идти. А еще придётся сжигать различные препятствия на нашем пути, в основном это паутина, деревяшки или сухие ветки. Несмотря на простоту геймплея, построенного на поиске предметов и манипуляциях с окружением, покоя здесь нет. Монохромный мир живёт своей жизнью: тени шевелятся, из темноты доносятся настораживающие звуки, а пространство буквально давит на тебя. Каждая зажжённая спичка выхватывает из мрака нечто пугающее –предметы появляются ниоткуда, а в углу мелькают жуткие образы. Здесь царит сюрреализм и чистое безумие.

В игре очень много головоломок, некоторые нужно решить, чтобы пройти дальше: что-то найти, выставить в правильном порядке, разрушить или сжечь, открыть, покрутить и т.п. А есть сундуки, запертые на замки с четырёхзначным кодом, причем нужные нам цифры можно обнаружить где-то неподалёку. Такие загадки – это не просто испытания на логику, а ритуалы, возвращающие к жизни забытые мифы. Разгадывая их и вскрывая такие ларцы, мы становимся летописцами, по крупицам собирающими изначально пустую «Книгу Миров», которую мы найдем в самом начале игры. Её страницы открывают ошеломляющую истину: под личиной разных культур скрывается единая и древняя как этот мир, кошмарная история о встрече с одноглазым чудовищем, его ослеплении и бегстве, за которое всегда приходится платить ужасную цену. И эти истории повторяются вновь и вновь в бесконечном цикле боли и страданий...

Сначала эти загадки с поиском кода были легкими, но затем становилось всё сложнее. На парочке головоломок я зависла на какое-то время, не понимая, где что искать и кааааак вообще их решать? Есть в игре и мини-игра «Бабки» – это старая русская народная игра, которая была популярна во всей России в 6-8 веках. В ней нужно камнем сбить фигурки, а за победу нам дадут подсказку для открытия очередного сундука. На своём пути мы будем находить различные записи на бересте, которые оставил нам предыдущий путник. Наш спутник Портной кардинально изменит свой облик и на протяжении всей игры будет нам помогать.

Мир вокруг нас дышит мрачным очарованием ушедшей эпохи. Каждая локация, от заброшенной избы до древнего храма, пропитана духом старины и проработана до мельчайших деталей. Возникает непреодолимое желание изучать всё: вглядываться в надписи на стенах, пытаться разгадать смысл рисунков, стараться обшарить каждый уголок в поисках чего-то  интересненького (или кого-то, хе-хе). Приятно было обнаружить в игре отсылочку на один из моих любимых фильмов. На своем пути мы будем находить милых Мортёшек, которые нужно сжигать (об этом я догадалась не сразу). Особый шарм придают находки - предметы старины, некоторые из них можно будет обсудить с Портным в «уютненькой» Трапезной. Эти беседы проливают свет на прошлое и придают нашему путешествию глубину.

В игре Лихо – это не абстрактное нечто, а вполне себе мерзкая, старая, высоченная старуха с огромным глазом на лбу. Мы несколько раз сбегали от этого чудища, пытались по-тихому обойти его стороной или прятались в тёмном уголке, пока оно проходит мимо. К сожалению встреч и противостояний с Лихом было маловато, при такой мощной атмосфере хотелось бы больше движухи, больше эмоций!

«Лихо» понравится всем, кто ценит глубокое погружение в мифологию и
уникальную атмосферу. После таких игр я еще раз повторюсь: видеоигры – это особый вид искусства! Понятно, что специфичная эстетика и чёрно-белый стиль понравятся не всем, тут уж каждому своё. Озвучка здесь шикарная, Кузнец говорит голосом Кровавого барона из моей любимой игры Ведьмак 3 (Сергей Чихачёв), а песня овец в финале такая самобытная, одновременно и забавная и зловещая, - самое-то для концовки.

К сожалению, судьба героя предопределена, и даже зная сюжет сказки Афанасьева про Лихо одноглазое (нам дадут освежить её в памяти), мы не можем поступить иначе, таким образом, мы полностью проживаем эту историю. Авторами проделана огромнейшая работа, они не только создали шикарный, стильный визуал, но и собрали множество материалов, показали нам, что эти сказки различных народов объединяет одно – лихо, оно было всегда и во всех культурах, это древнее зло, встреча с которым ничего хорошего не принесёт.

Эта история трогает душу и оставляет после себя приятные впечатления с ноткой лёгкой грусти. Проходится игра примерно за 5 часов, рекомендую Вам самим отправиться на поиски Лиха и насладиться этой мистической славянской сказкой.

На этом у меня все! Спасибо за Ваше внимание! ❤️

Буду признательна за подписку на мой блог и группу ВКонтакте 🖖

До новых встреч! 😉