Игра Мир Танков. «Клим Ворошилов»: история об одном из самых известных советских «тяжей»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
История танка КВ-2 и его боевого пути была не очень продолжительна, но необычна уже с самого начала. Например, этот тип танка официально не был принят на вооружение Красной армией отдельным образом, после состоявшегося 19 декабря 1939 г. принятия на вооружения танка «Клим Ворошилов». А ещё он впервые участвовал в бою, будучи представлен лишь несколькими опытными образцами.
Как известно, тяжёлые танки КВ штатно вооружались 76-мм орудиями и пулеметами ДТ. Однако в условиях советско-финляндской войны военным советом Северо-Западного фронта (в который входил и народный комиссар обороны СССР К.Е.Ворошилов, давший этим тяжёлым машинам имя), было выдвинуто предложение: оснастить анки КВ 152-мм гаубицами. Огонь крупнокалиберных орудий должен был обеспечить прорыв мощных фортификационных сооружений на финской границе; в качестве орудия была выбрана гаубица М-10 обр. 1938 г. Новая пушка потребовала установки новой башни, из-за чего эти танки потом именовались в документах «КВ с большой башней» даже чаще, чем КВ-2. 10 февраля 1940 г. новая артсистема на базе танка КВ У-0 (У – от «установочной серии», а цифра ноль означала опытный (нулевой) образец) была опробована, а уже несколько дней спустя первые два танка нового типа отправились в Карелию, где в тот момент пролегал фронт. 15 февраля, по прибытию на станцию Перкъярви машины пошли было своим ходом в расположение 20-й тяжелой танковой бригады, но этот марш прервали посторонние звуки в работе их дизелей — подозрительные, поскольку могли указывать на диверсию. В итоге танки пришлось буксировать следующие 10 километров. Проверка и ремонт двигателей заняли ещё несколько дней. Экспериментальные КВ пошли в бой только 25 февраля, но результат их боевого дебюта показал, что ожидания не были напрасными. «Противник успешно применил сорокатонные танки и прорвал нашу оборону. Артиллерия противника уничтожила «Марианну»» — признали офицеры 14-го пехотного полка финской армии. Тяжёлые советские танки шли в атаку вслед за сапёрами, поддерживая наступление 245-го стрелкового полка, задачей которого являлось занятие посёлка Хонканиеми. Огнём КВ была подбита финская противотанковая пушка, к атаке подключились экипажи Т-26 и Т-28, и сами стрелки. К вечеру полк вышел на северную окраину полустанка и закрепился там. В конце февраля на фронт убыл ещё один танк со 152-мм гаубицей, а вот следующий успели подготовить к боевым испытаниям 13 марта 1940 г., но не успели отправить на войну — она закончилась днём ранее.
В документах сохранились перечисленные попадания в опытные КВ в ходе их боевого крещения — шрамы на броне танков: «Танк КВ №0 (У-0). Верхний лобовой лист – 3 попадания, нижний лобовой лист – 2 попадания… Правый борт – 3 попадания, левый борт – 1 попадание… Танк КВ №1У (У-1). Прямых снарядных попаданий нет, имеются царапины от разорвавшегося крупнокалиберного снаряда». Предполагалось, что Кировским заводом в течение 1940 года будет выпущено полсотни КВ (с обеими типами башен), однако в июне постановлением партии и правительства задание по изготовлению этих танков увеличилось до 230 машин. К концу лета КВ-2 составляли приблизительно половину собранных тяжёлых машин (24 из 52), и тогда же необходимость доработки конструкции больших башен стала окончательно очевидной: они были чересчур тяжелы, большая масса затрудняла вращение и т. д. Новый вариант башни для 152-мм гаубицы М-10 получил наименование «большой пониженной», и осенью успешно прошёл полигонные испытания. Задание на производство этих башен было выдано Ижорскому заводу, а Кировский уже в ноябре 1940 г. выпустил 25 танков КВ-2. 62 машины этого типа были сданы приёмке в декабре того же года. Однако ряд технических недочётов, выявленных у танков от ноября-декабря 1940-го, обусловил приостановку их производства до мая 1941 г. — кануна Великой Отечественной войны.
К 22 июня 1941 г. КВ-2 имелись в Прибалтийском, Западном и Киевском особых военных округах, а также ещё буквально несколько машин в Ленинградском, Московском и Приволжском военных округах. Хроника боевого пути каждой из машин после начала войны вышла бы далеко за рамки статьи, но документы многих частей и соединений Красной армии, в составе которых сражались экипажи танков КВ-2 в первые дни и недели Великой Отечественной, безвозвратно погибли. В сохранившихся документальных источниках КВ зачастую не подразделялись на танки с малой или большой башней. Наиболее известным примером тому может служить вопрос о том, экипаж какого КВ 24 июня 1941 года перекрыл дорогу на Расейняй и отрезал часть немецких войск от основных сил 6-й танковой дивизии вермахта. Там храбро сражались танкисты как на КВ-1, так и на КВ-2, в сложнейших условиях нехватки боеприпасов и горючего, под обстрелом и налетами авиации… При этом в массовом сознании символом тех боёв стал один-единственный тяжёлый советский танк. И, как установил исследователь М. В. Коломиец, знаменитый «Расейняйский КВ» являлся танком «Клим Ворошилов» с малой башней, то есть КВ-1. Тем не менее, историкам есть что рассказать и о боях Великой Отечественной с участием КВ-2. Еще не играешь в Мир танков? Создавай аккаунт, у нас есть для тебя подарки!