Просто и понятно об итогах 2018 года в Киберспорте
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Подходит к концу год и наш подкаст решил подвести итоги прошедшего года для индустрии Киберспорта. Мы выделили основные события, главные тренды и посмотрели на какие вопросы из этого года может нам ответить год грядущий.
Если же вам удобнее послушать его фоном, то у нас есть версии на многих аудио платформах, в том числе на:
Ну а если вам лень слушать, то мы подготовили и текстовый вариант Текст не самый литературный т.к. по сути является расшифровкой сказанного в подкасте.
---
Я приветствую вас. С вами подкаст Базовый Киберспорт. Вот-вот закончится год и поэтому, я думаю, стоит вспомнить и рассказать о самых важных событиях и трендах, которые были в этом году в индустрии киберспорта.
Для полного понимания всего, что тут будет надо или иметь поверхностные знания о Киберспорте или послушать предыдущие вводные выпуски
Ну а начнём именно с главных трендов этого года
-Начало франшизной модели
Первое о чем стоит поговорить это о приходе в Киберспорт формата франшизных лиг. Мы подробнее о них говорили во втором вступительном выпуске, но если коротко, то это формат который в основном используется в американских спортивных лигах вроде NHL и NBA. Основная вещь в нем в том, что команды не вылетают из неё, и один раз купив место в лиге, ты больше не вылетаешь из неё. Ну а с приходом в Киберспорт американских инвесторов они естественно захотели распространить и знакомую им может на новый рынок. Всего в этом году запустилось только две франшизные лиги, но обе довольно крупные
-Overwatch League
Первая из них это Overwatch League. Главное соревнование по Overwatch. Основная масса команд приходится из Америки, но есть и пара команд из Азии и Европы. Среди владельцев команд есть как уже существующие профессиональные Киберспортивные клубы, так и новые команды созданные за счёт инвестиций таких людей как владельцы команд New England Patriots и New York Mets, так и представители компаний Comcast и NetEase.
Места в лигу по слухам продавались по цене от 2 до 15 миллионов долларов. И у многих были вопросы, окупается ли это вообще. Ответа на этот вопрос мы пока не смогли узнать, но мы точно знаем, что за сезон разыгрывают по 3,5 миллиона долларов. Однако основная прибыль команд все же должна идти не с призовых, а с продажи разных вещей для болельщиков и зрителей. И вот тут все не так чисто. Изначально лига запустилась на внутренней платформе разработчиков, и там количество зрителей не было возможности узнать. Позже они переехали на самую популярную Киберспортивный платформу для просмотра матчей Twitch и вот тут уже стали появляться цифры по просмотрам, и если честно, то они не поражают воображение. Overwatch league позиционировали как революционный проект в индустрии киберспорта и отчасти это действительно так, но вот невероятного зрительского интереса игра не снискала. Тут сыграли свою роль и падение популярности игры, и уход многих игроков в другие более популярные игры. Также лигу транслировали и по американскому кабельному телевидению и цифры оттуда очень странные. Они докладывают о миллионных просмотрах, но учитываю что среди основной киберспортивной аудитории просмотры исчисляются в лучшем случае сотнями тысяч, то кажется что для телевизионных отчетов просто использовали схему, что переключая каналы и останавливаясь на секунду на трансляции лиги по Overwatch, ты уже включаешься в зрителей этого турнира.
В следующем году пройдёт второй сезон Лиги, места туда уже по слухам продавали за 30-60 миллионов, и перспективы окупится для новых команд уже кажутся совсем призрачными. Мы конечно посмотрим что будет дальше, но пока что старт этой Лиги не стал абсолютным провалом, но и оглушительным успехом он тоже не стал.
-League of Legends (Америка и Европа)
А вот вторая появившаяся в этом году франшизная лига лично для меня выглядит намного привлекательнее. Это Американская и Европейская Лиги по League of Legends. Устроены они по похожему принципу, но являются не отдельным соревнованиями, а отборочными турнирами к чемпионату мира. Сначала запустилась американская лига, и места там стояли по 10 млн долларов. Туда вложились и создали свои составы баскетбольные команды Cleveland Cavaliers, Houston Rockets и Golden State Warriors. И в целом учитывая то, что ты вкладываешься в уже состоявшуюся, стабильную и мега популярную лигу лично для меня является более оправданным вложением, чем Overwatch League с непонятным будущим и отсутствующим прошлым. Как и все соревнования по Лиге Легенд соревнования американской Лиги собирают большое количество просмотров, так что как по мне в данном случае организаторам удалось достигнуть больших результатов. Хотя они уже и имели по сути дела заранее построенную лигу.
В следующем году и европейская лига по LoL также перейдёт на франшизную модель, там места стоили по 13 миллионов, а среди участников есть ФК Шальке. Интересно, что также принять участие хотел и футбольный клуб PSG, но, по каким то причинам, их заявку не приняли.
Подводить итог по франшизным лигам ещё рано, но тренд на их введение в Киберспорт определенно заслуживает внимания в этом году.
-Олимпийский Киберспорт
Следующая тема была на обсуждении уже довольно давно, но именно в этом году произошли первые серьёзные движения по направлению к этой теме. Я говорю о введении Киберспорта в программу Олимпийских игр. Для многих людей то, что Киберспорт является официальным видом спорта в огромном количестве стран, ещё не является фактом признать его реальным видом спорта, но вот признание международной общественности в лице Олимпийского Комитета может сильно поменять отношения людей по данному вопросу.
В этом году многое было сделано и на словах и на деле. Начнём со слов.
Во первых в заявках на будущие олимпийские игры некоторых городов стал появляться пункт о том, что Киберспорт будет включён в программу если город будет выбран. Ни один из таких городов не был выбран, так что мы не сможем проверить их честность, но сам факт интересен.
Во вторых о Киберспорте на олимпийских играх стали высказываться и разные люди близкие к Олимпийскому комитету и его члены. Самым интересным, наверное, является высказывание президента МОК Томаса Баха. Он сказал что готов включить Киберспорт в программу олимпийских игр, но только если они будут соответствовать принципам олимпиады, а именно отсутствие жестокости. К сожалению, по таким параметрам в программу могут попасть только не самые популярные дисциплины, что естественно не обрадовало болельщиков и любителей киберспорта. Интересный спор разгорелся внутри Германии. Внутри их спортивных организаций возник спор о Киберспорте и если обобщать все вместе, то многие хотят разделить понятие киберспорта и под киберспортом оставить только симуляцию реальных видов спорта, а все остальное называть кибергеймингом. Но вцелом если обещать, то все больше людей по всему миру высказываются в защиту киберспорта.
Но давайте перейдём от слов к делу. В этом году произошло знаковое событие.
-Азиатские игры
В программу Азиатских олимпийских игр 2018 года, которые проводились Олимпийским комитетом в Индонезии, был включён Киберспорт в виде показательной дисциплины. Показательными дисциплинами обычно делают те дисциплины, которые или планируют включить в программу или они просто популярны среди местного населения. В разные года ими были теннис, тайквондо и, к примеру, дзюдо.
На Азиатских играх были представлены дисциплины League of Legends, StarCraft 2, Hearthstone, а также виртуальный футбол и несколько игр для телефонов. В Лиге Легенд победителями стали Китайцы, которые в финале играли с Корейцами. У обоих команд были звездные составы, но китайцы взяли себе полный состав уже существующей команды, а корейцы сделали солянку из самых звёздных игроков из всех команд. В итоге сыгранный коллектив оказался сильнее. В Starcraft ожидаемо сильнее всех оказался Кореец, а в Hearthstone победил Китаец из Гонконга.
Но самое важное здесь это сам факт того что МОК действительно присматривается к киберспорту и уже пробует его на более мелких соревнованиях.
-Игры Юго-восточной Азия
Помимо Азиатских игр Киберспорт будет и на других региональных олимпийских играх. Это Игры Юго-Восточной Азии. Они пройдут в 2019 году на Филиппинах и там будут соревнования по Dota 2, Hearthstone, а также по баскетболу и одному из файтингов. Интересно, что статус их будет не показательный, а полноценным.
Так что как видите Олимпийские игры все ближе к включению Киберспорта в свою программу. Но правда пока не понятно что чему нужно больше. Нужны ли Олимпийские игры киберспорту для его полноценного принятия как вида спорта, или Олимпийским играм самим нужен киберспорт, как возможность завлечь большую часть молодой аудитории.
-Корейцы в упадке
Следующая интересная вещь, которая произошла в прошлом году это скорее не тенденция, а событие, которое может кардинально изменить расположение сил на мировой киберспортивной сцене. Я говорю о провале Южной Кореи во многих дисциплинах, в которых их лидерство казалось непоколебимым.
-League of Legends
Начались неудачи с чемпионата мира по Лиге легенд. До этого пять лет подряд Корейские команды побеждали на чемпионатах мира и чаще всего обе команды финалиста были из Кореи. Но в этом году случился настоящий провал. На домашнем чемпионате мира ни одна корейская команда даже не смогла выйти в полуфинал. Все потерпели поражение на стадии четвертьфинала. Для всех это стало настоящим шоком. Думаю никто не мог всерьёз предсказать такого результата. Сейчас корейские команды стараются максимально поменять составы чтобы вновь вернуться на вершину.
-Starcraft
Но провал в Лиге Легенд не стал единственным для Кореи. Другая дисциплина - Starcraft также не далась Кореи. Эта игра стала настоящим культом в Корее. Мы об этом уже несколько раз говорили. И за всю историю чемпионатов мира по Starcraft 2 и ее предшественника Starcraft Brood war ни разу в Финале не побеждали никто кроме Корейцев. И вот, в этом году мало того что в Финал вышел Европеец, так он ещё и выгорал этот финал. Игрок под ником Serral стал первым в истории не Корейцем, который победил на чемпионате мира. Получается, что по двум своим самым популярным и характерным играм корейцы впервые за долгое время провалились. Не думаю что это просто совпадение и возможно уже скорее мы увидим смещение центра киберспортивного мира Азии с Кореи на тот же Китай.
-Overwatch
Единственной крупной дисциплиной где у Корейцев получилось добиться результатов стал Overwatch. В лиге почти половина команд состояла из Корейцев и не важно что номинально это команды из Лондона, Нью-Йорка или Филадельфии. Была и одна полноценная команда из Сеула, но ей не удалось достигнуть хоть сколько то хороших результатов. Но зато чемпионами стала уже упомянутая Корейская команда из Лондона, под названием London Spitfire. А лучшей по ходу сезона была Корейская команда из Нью Йорка.
Пока не ясно являются ли эти результатами знаками чего то большего и глобального, но отметить их точно стоит
-Инвестиции
О последнем и достаточно важном тренде будет сказано не так много, но он определено крайне важен. В этом году начались постоянные огромные инвестиции в разные Киберспортивные организации и находящиеся рядом с киберспортом компании. Не проходило и 2 недель, чтобы не появилось новости о том, что очередной бизнесмен вкладывает десятки миллионов долларов в очередную киберспортивную компанию или создаёт свой проект. Вкладывались такие компании как PayPal, Adidas, Google, Газпром, Лукойл и многие другие менее известные, но зачастую более богатые фирмы и холдинги. И с одной стороны радует что так много людей видят перспективу в развитии киберспорта и стараются вложиться сюда, но с другой стороны иногда кажется что денег слишком много и Киберспорт становится неким мыльным пузырем, который может в один момент лопнуть от переизбытка вложенных денег и недостаточной окупаемости этих вложений. Но будем надеяться, что такого не произойдёт.
—————
Заканчивая с трендами, давайте быстро пробежимся по основным результатам в этом году в главных дисциплинах
-Dota 2
Начнём с Dota 2. В прошлом году впервые была введена система DPC с мэйджор и майнор турнирами, а также очками рейтинга, которые влияли на приглашение на чемпионат мира. Вцелом эксперимент вышел удачным и уже в этом сезоне система была доработана и теперь нравится уже почти всем. Говоря о командах, на протяжении года сильнее всего смотрелись две команды. Это китайская PSG.LGD и наша Русско-Украинская Virtus.Pro. Они чаще всего выигрывали, но на чемпионате мира наши ребята заняли 6 место, а китайцы вышли в финал, но проиграли. Чемпионами неожиданно стала Европейская команда OG которая собралась незадолго до турнира и на нем подхватила какую то невероятную волну успеха. Но уже после чемпионата мира они снова стали играть хорошо, но не лучше всех в мире
-LoL
Далее про Лигу Легенд. Я уже говорил много о ней, так что отмечу только ещё что на чемпионате мира в финале играли шведы Fnatic и китайцы Invictus Gaming. И если шведы смотрелись там немного странно, то вот Китайцы действительно были и остаются самой сильной командой на данный момент
-CS:GO
Заканчивая с нашей большой тройкой стоит сказать про Cs:Go. В этом году прошло два мэйджор турнира. В начале года сильнее всех неожиданно оказались американцы из Cloud9, в финале одолев фаворитов Faze Clan. Но правда после этой победы и до сих пор Cloud9 смотрятся довольно слабо по сравнению с остальными. Faze clan играют неплохо, но очень нестабильно. А вот дальше весь смотавшийся сезон доминировала одна команда. Это датчане из Astralis. Они выиграли следующий мэйджор в финале в борьбе обыграв Русско-Украинскую команду Na’Vi и вообще выигрывают все турниры на которых участвуют. Сейчас вообще не понятно как можно остановить Astralis. Ну а вторыми после Astralis по силе и достижениям можно сейчас назвать нашу СНГ команду Na’Vi
———
Чего ждём
Ну и в завершении давайте скажем пару слов не о том что было, а о том, что будет, чего мы ждём и ответы на какие вопросы хотим получить.
Overwatch League
Во первых будет интересно посмотреть на дальнейшее развитие Overwatch League. Первый сезон вышел немного странным и непонятным, но надеюсь второй даст больше ясности и мы сможем сказать пришёл ли Overwatch к статусу элитной дисциплины вроде названной до этого тройки или нет. Потому что Overwatch очень активно пытаются придать такой статус многие западные СМИ, но кажется что игроки и зрители не особо заинтересованы в этом. Надеюсь что второй сезон Лиги сможет ответить на это.
Fortnite
Во вторых крайне интересен путь развития игр в жанре королевской битвы в индустрии киберспорта. И Fortnite и Pubg крайне популярны у игроков, но пока не понятно какие из них киберспортивные дисциплины. Fortnite сейчас заливает всех огромными призовыми за довольно странные и относительно мелкие онлайн турниры и то, как сейчас организована профессиональная сцена выглядит не слишком серьезно. Игре не хватает какого то крупного чемпионата и большего количества турниров на различных реальных площадках. С деньгами и аудиторией Fortnite можно организовать что то невероятное, но пока этого невероятного не случается. Есть также конечно ещё и споры о том достаточно ли Fortnite серьёзен и требователен к навыку игрока чтобы быть киберспортом, но особо их касаться нет смысла
PUBG
Помимо Fortnite также войти в серьезный киберспорт пытается и PUBG и их попытки пока выглядят более осмысленными. До этого они просто организовывали крупные турниры и устраивали туда отборочные, а теперь готовиться к введению системы с иерархией отборочных и четким расписанием. По ходу сезона команды будут играть в своих отдельных регионах вроде Европы, Азии и Америки и по итогам этого будут проходить крупные локальные турниры, а в конце сезона лучшие команды за сезон будут участвовать в общем крупном чемпионате мира. Нечто похожее на систему в Лиге Легенд. Но у Pubg есть проблемы в виде падающего количества игроков и неидеальный работы самой игры.
Вцелом обе игры делают своеобразные шаги в сторону киберспорта и будет интересно посмотреть что у них в итоге получится и кто из них займёт более престижное место в индустрии.
Artifact
И наконец, последней интересной темой будущего года станет попытка карточных игр вернуться в большой киберспорт. Hearthstone находится в упадке и сдаёт позиции, но сразу две игры пытаются занять его место и обоих из них есть серьёзные проблемы.
Первой такой игрой является Artifact. Карточная игра от создателей Dota 2 и Cs:Go. Став одними из лидеров в Киберспорте в жанрах Моба и Шутеров они решили завоевать ещё одно свободное место. И казалось бы, все должно получится отлично. Но их игра Artifact пока не смогла привлечь должного внимания игроков и зрителей. И не понятно сможет ли вообще. Многих людей отпугивает ее сложность, недружелюбность к новичкам и сложность к просмотру. Но разработчики уже пообещали, что проведут в первой половине следующего года чемпионат мира по Artifact с призовым в 2млн долларов и возможно с его приближением игра сможет расцвести, но пока ее будущее очень туманно.
Magic the Gathering
Также оно туманно и у другой карточной игры. Magic the Gathering Arena. Это старейшая коллекционная карточная игра в мире, с которой стараются брать пример все остальные. Долгое время не получалось нормально перенести игру в компьютерный мир, но вот вроде как в этот раз получилось и создатели готовы продвигать ее как масштабный Киберспортивный проект. Но опять, как и у Artifact имеется проблема со сложностью, недружелюбность к новичку и проблемам при просмотре матчей. К тому же Magic во многих вещах сложнее, чем Artifact, так что вопрос с игроками открыт и для неё. Создатели Magic анонсировали, что в следующем году разыграют на своих турнирах 10млн долларов, но стоит понимать, что большая часть из них пойдёт на турниры по реальным карточным соревнованиям и только часть на Киберспорт. Их ближайший чемпионат мира тоже ожидается в первой половине года и должен иметь призовой фонд в те же 1-2 млн долларов.
В общем обе игры крайне похожи, обе игры хотят занять место Hearthstone в индустрии Киберспорт и обе пока не могут найти себе достойную аудиторию, чтобы они стали считаться серьезными дисциплинами, но будет интересно посмотреть удастся ли это у них в будущем году или они обе провалятся.
—————
Ну а на этом я завершаю наш подкаст, подводящий итоги ушедшего года в мире киберспорта. Многое случилось, многое начало происходить и многое ждёт нас впереди. Ну а я на этом с вами прощаюсь. Надеюсь вам было интересно и познавательно. Пишите что вы думаете о подкасте и будущем киберспорта. Если вам интересен подобный контент то можете подписаться на нас в разных соцсетях и счастливого вам нового года.