Бег на месте
Когда-то, относительно давно, я занимался чем-то, что можно назвать: «киберспортивная журналистика». О «Dota2» тогда только ходили слухи, призовые в размере 50 тысяч долларов были невероятно большими, а 2 тысячи зрителей на «стриме» – это был уже серьезный успех.
Турниров тогда было мало, а некоторые их них до сих пор не выплачивали призовые. Частенько команды тогда собирались не вокруг харизматичного капитана или нескольких сильных игроков, а вокруг человека, у которого были деньги, чтобы оплатить переезд на турнир.
Большинство в киберспортивной журналистике раньше работало либо за еду, либо за идею
Денег в киберспортивной журналистке, тогда почти не было, только некоторые, топовые журналисты получали более-менее неплохую заплату за свой труд. Большинство же работало либо за еду, либо за идею. Поэтому «комьюнити» достаточно сдержано реагировало на качество создаваемого контента. Какой может быть спрос с человека, который, в большинстве случаев, практически безвозмездно тратит свое лично время на репортажи, комментирование, интервью, обзоры и т.д.
Где-то с полгода назад я, впервые за долгое время, решил посмотреть, как изменился киберспорт, и можно ли теперь уровень киберспортивных журналистов ставить на одну ступень с представителями Фемиды из других видов спорта. Киберспорт взлетел: суммы призовых выросли в десятки раз, во столько же раз увеличилось количество зрителей, качество отечественной киберспортивной журналистики изменилось чуть больше, чем никак. Я сейчас говорю про русскоязычные киберспортивные СМИ. Контент, который создавался годами ранее школьниками, студентами и просто энтузиастами, с минимальным количеством денег и других ресурсов – по-прежнему смотрится конкурентоспособным.
Безусловно, изменения есть: теперь тебе ненужно одновременно вести эфир, переключать камеры, читать “IRC канал” и «фиксить» технические неполадки. Сейчас есть достаточное количество людей и аппаратуры, чтобы «стримы» не «лагали», микрофоны не шипели, а реклама включалась вовремя. На этом все.
На тему комментаторов сказали уже достаточно, от себя хочу добавить, что до сих пор главным достоинством комментатора является не хорошо поставленная речь, отсутствие слов-паразитов и качественная подготовка к эфиру – а умение «рофлить» и отпускать «шуточки за 300».
Когда киберспорт был в андеграунде, все это было понятным и логичным. «Стримы» тогда собирали узкий круг зрителей, и основной задачей комментатора было развлечение людей во время многочисленных пауз и задержек. Различные шутки, «троллинг» и общение с чатом – все это выглядело нормальным. Даже знаменитое видео с Вилатом и кораблем смотрелось в духе того времени. Сейчас, когда киберспорт выходит из подполья – подобные приемы комментирования выглядят, как минимум, странно и неуместно.
Огромную боль у меня вызывает «смерть» печатной журналистики. 90% текстового контента – это копирайт новостей. Все интервью, обзоры, аналитика – все в видео формате. Возможно, я один такой зануда, но я не хочу каждый раз слушать «эканья» и «мэканья» на протяжении 20 минут интервью, которое можно прочитать за 10.
Интервью – это вообще отдельная тема. Большинство интервью с TI5 – очень слабые. Такое впечатление, что интервью делается, в первую очередь для того, чтобы посмеяться, сгенерировать как можно больше «рофлов» и «мемов». Я с большим уважением отношусь к организации «Natus Vincere», они лучше всех в СНГ работают со своей фан-базой, но девушка, которая берет для них интервью – это печаль. Я ничего не имею лично против нее, просто она очень плохо справляется со своей задачей. И никакого прогресса в этом, видимо, не намечается.
Очень грустно наблюдать за подобной стагнацией. Ведь если отмотать время всего на несколько лет назад, то можно увидеть реально качественные репортажи и интервью, которые, например, делали «Марчелло» и «Лексич»:
Во многом, в низком качестве киберспортивной журналистики виновато и само «комьюнити». Русскоязычная киберспортивная журналистика очень напоминает русский кинематограф, который работает под девизом: «Пипл все схавает». Не задавали себе вопрос: почему каждый год выходят пачками очередные «Карлосоны» со звездами «КВН» и «Камеди клаба», после просмотра которых хочется выброситься из окна? Все потому что, эти, так называемые, фильмы окупаются и приносят доход. Так же работает у нас и киберспортивная журналистика.
Русскоязычная киберспортивная журналистика очень напоминает русский кинематограф
Зачем идти на курсы повышения квалификации, исправлять свои «косяки» и работать над качеством, если каждое видео набирает достаточное количество просмотров и «лайков». Зачем долго готовится к интервью, если можно набросать за 10 минут пару вопросов, прочитать их с бумажки и несколько минут поулыбаться на камеру. Пока зрители все это смотрят, а рейтинги растут – никто не будет заморачиваться.
Киберспорт в СНГ нельзя ставить в один ряд с футболом, баскетболом или хотя бы керлингом. Я не могу себе представить ситуацию, когда во время матча по баскетболу комментатор начнет «срач» с игроком. Или ситуацию, когда комментатор в прямом эфире зальется двухминутным ржачем. Или шоу перенесут из-за того, что ведущий проспал.
За последние годы шаг вперед в киберпсорте сделали все: организаторы турниров, киберспортивные организации и сами игроки. Осталось только русскоязычным СМИ работать не только над количеством, но и над качеством контента.
Такое ощущение, что пост от самого «Марчелло» :)
***
На данном этапе развития киберспорта, всё по-прежнему основано исключительно на энтузиастах. Миллионы призовых и новое программное обеспечение не могут «автоматически» завышать планку для комментаторов и журналистов.
Лишь бы обосрать всех, истинный представитель Фемиды
Может хватит страдать по киберспортивной журналистике и начать самому повышать ее уровень? Кто это должен делать? Вроде бы, этот ресурс для этого и был создан (в том числе).
По-моему, с тех пор киберспортивная журналистика всё-таки сделала шаг вперёд. Сейчас в ней нет автора блога, например.