7 самых сломанных вещей на релизе в истории Доты
Вспоминаем, как Valve совсем не умела в баланс.
Практически все новые герои и предметы в Доте получали нерфы в первом же патче. Релизные варианты героев даже сейчас крайне сильными, но было время, когда это явно выходило из-под контроля. Мы вспомнили семь самых нечестных вещей, когда-либо появлявшихся во второй Доте. Поехали!

7) Iron Talon. Как Дота чуть не превратилась в LoL

Iron Talon вышел 16 декабря 2015-го в обновлении «Равновесие сил» и сразу вернул лесников в мету. Предмет был крайне дешевым (можно было купить прямо на старте) и давал чуть брони и урона по крипам. Но главной была активная способность, наносящая выбранному крипу 40% от максимального здоровья (к счастью, на древних крипов это не распространялось)
Всего за 500 золота вы могли сделать лесником абсолютно любого героя. Miracle- даже показывал предмет в пабе на IO. Он взял Талон в лес и дошел до 5-го уровня уже на 4:30, быстрее мидеров в той же игре!

Уничтожать соперника на линии больше не имело смысла. Не мог стоять против соперника? За 500 золота можно было уйти в лес и даже перегнать его по фарму. Большая часть игр в пабе и на рейтинге проходили скорее по схеме Лиги Легенд, чем по схеме Доты: один герой со старта бил крипов через Iron Talon и выходил оттуда только тогда, когда сам считал нужным.
Valve тщетно пыталась сбалансировать предмет и через два года удалила его. В патчах 7.23 и 7.37 предмет возвращался как нейтральный, но снова пропадал через несколько месяцев. Даже в ослабленном состоянии он был слишком полезен.
6) Святыни. И как заходить на базу?

Помните эти мини-фонтаны, из которых драться на территории соперника вообще не хотелось? Они появились в обновлении 7.00 и кардинально изменили Доту.
Использовать их можно было с самого начала игры. Одно нажатие – и все герои вокруг восстанавливали себе 120 здоровья и 40 маны в секунду. Бафф еще и усиливался с каждой минутой! Святынь на старте было целых 7 для каждой стороны, по одной в лесу и у потайной лавки и целых 5 на базе.
Чувствуете, к чему все идет? Играть активно никто не хотел. Любой ганг в лес мог закончиться дракой под святыней (а это на 100% проигранная драка). Зайти на базу вовсе было невозможно, так как у защищающихся всегда оставалось неиспользованное лечение.
Впрочем, первая святыня обычно выпивалась в первые несколько минут. Мидер мог спокойно пойти в размен, потратить всю ману и здоровье, после чего… Полностью восстановиться на шрайне! Причем из-за перезарядки в 4 минуты это можно было сделать несколько раз.
Valve много раз уменьшала лечение святынь и их количество, но в патче 7.24 все же удалила их. Постройка прожила в игре больше трех лет, но вряд ли по ней скучают – слишком уж нечестным было это лечение.
5) Arc Warden. У меня есть Рапира, но я вам ее не отдам.

Зета добавили в Доту 16 декабря 2015 года. Тогда способности у героя и копии никак не различались. Magnetic Field давал только скорость атаки и уклонение, а Spark Wraith жила до 40 секунд, что позволяло создавать ловушку из пары десятков духов. Уже одно это было ситуативной имбой, ведь так можно было и бесконечно защищать трон, и убивать за секунду не только героев, но и Рошана!
Но главным было другое. Ульта копировала все предметы героя, кроме вардов. Да, вы могли один раз закупиться расходниками и всегда использовать их с копии на героя, но это не так важно. Самым страшным был момент, когда у героя появлялась Divine Rapier.
Да-да, копия получала бонусы в полном объеме, и при этом Рапира не выпадала. Примерно с 25-й минуты игра превращалась в оборону против копии героя, а вскоре уже можно было сдаваться. Основной герой просто сидел на фонтане, пока его копия наносила по 500 урона за удар, убивая 1 на 1 абсолютно любого соперника. Сделать против такой стратегии нельзя было вообще ничего. Единственным вариантом победы оставался ранний пуш, чтобы задавить героя до того, как он успеет выфармить рапиру.
К счастью, через пять месяцев Рапира и Гем перестали копироваться на Arc Warden и вскоре герой стал если не сбалансированным, то как минимум честным.
4) Tome of Aghanim. Безумие, которое прожило всего день

Том Аганима – необычная вещь. Обычно Valve даже мощные и нечестные механики исправляла через несколько недель или месяцев, но ради этой книги она сделала исключение.
Книга была нейтралкой второго разряда. При использовании на любого героя она пропадала, а герой на три минуты получал бафф от Aghanim Scepter. Скорее всего, разработчики были уверены, что трех минут будет недостаточно, чтобы получить серьезное преимущество. Они ошиблись.
Luna с 12-м уровнем и Tome of Aghanim на 15-й минуте собирала команду и шла пушить вышки. Стоило противнику начать драку – нажимался Eclipse, который уничтожал любого противника. Нет Луны? Не страшно, почти в каждом пике был герой, способный за счет раннего Аганима перевернуть драку.
От имбовости предмета были в шоке даже в Valve. Книга вышла 26 ноября 2019 года, а на следующий день ее удалили. Это был один из самых безумных дней в истории Доты.
3) Winter Wyvern. Black Hole, который не законтрить.

WInter Wyvern в первой Доте вышла вместе с Arc Warden. Во второй Доте она опередила Зета почти на год и сразу же стала главным саппортом, особенно на про-сцене. В чем же была сила Виверны?
Первый скилл наносил чистый урон, но он балансировалясза счет меньших цифр урона и большой перезарядки. Splinter Blast был практически тем же, что и сейчас, как и лечащий кокон. А вот Winter’s Curse был кардинально сильнее.
Виверна без проблем давала ульт как в толпу, так и в одиночного героя – все задетые получали полный урон. Способность была буквально кастующимся с расстояния агром Axe, только противники били своего героя. Через несколько патчей даже Black King Bar не спасал: вы могли нажать БКБ, но под Winter’s Curse все равно били союзника. А еще длительность способности не падала, если цель никто не бил.
Моментально ульт виверны стал лучшим контролем в Доте. БКБ не спасает, Линка – фактически тоже, ведь можно дать ульт в героя рядом с целью.
Разработчики медленно, но верно урезали способность. Сначала снизили урон по вторичным целям на 70%, но этого все-равно не хватало. В итоге в декабре 2015-го, в момент выхода Arc Warden все задетые ультой Виверны перестали получать урон от противников, даже сама цель. Герой наконец-то стал адекватным.
2) Wraith Pact. Как выиграть TI одним слотом

Мы много раз слышали фразы в стиле «Этот герой/предмет в соло выиграл матч». Collapse на Магнусе, Diffusal Blade на Gyrocopter, две Divine Rapier на том же Гирокоптере от Хвоста. Но вряд ли будет еще один предмет, который выиграл The International. Wraith Pact такое звание точно заслужил.
При использовании Wraith Pact ставился тотем, который наносил 30 урона в секунду всем противника и снижал их урон(даже магический и чистый) на 30%. Чтобы сломать тотем, нужно было потратить целых 5 ударов, а ведь он еще и передвигался.
30% урона это не просто много. Это нечестно. Напоминаю, что аура Underlord на 4-м уровне снижает на те же 30%. Только влияет это лишь на базовый урон и не затрагивает магический и чистый. Предмет за 3800 золота был в разы сильнее ауры героя, плюс он давал все бонусы от Vladmir’s Offering, еще одной крайне сильной ауры. Другие аурные предметы тоже были слабее. Они и стоили дороже, и снижали только один тип урона (магический снижает Пайп, физический – Кираса или Кримсон)
Вскоре ни одна команда не обходилась без Wraith Pact, ведь разницу в целую треть урона команды нельзя было игнорировать. Из некоторых драк команда сбегала просто потому что поставленный тотем слишком быстро сломали и выгоднее было дождаться перезарядки.
Valve попробовала исправить предмет всего один раз, убрав снижение магического и чистого урона. Предмет стал честнее, но все еще активно появлялся в билдах в каждой игре. В итоге уже в следующем после ослабления патче предмет удалили. И если по Iron Talon и «Щитку бомжа» скучают при каждом удалении, то Wraith Pact стараются не вспоминать – вдруг накаркают беду и тотем вернется?
1) Monkey King. Ставил непроходимую арену еще до Марса

Патч 7.00 воистину стал революционным. Это было первое обновление, дерзнувшее изменить сами принципы Доты. Древо талантов, рюкзак, святыни. В том же патче вышел и первый оригинальный герой, придуманный Valve, Сунь Укун. И это было максимально сломано.
Jingu Mastery давал на последнем уровне 200 урона к атаке без всяких талантов. Boundless Strike давал крит в 200% уже на первом уровне прокачки. При этом сам Jingu Mastery действовал бесконечно. Вы могли настакать его на линии на одном сопернике, уйти на другую линию и неожиданно выдать крит примерно на 700 урона. Нажатый ульт давал герою и копиям по 90 дополнительного урона. Герой был просто напичкан бонусами к атаке. Стоило взять Desolator – и порой саппорты взрывались от одного крита даже без настаканной пассивки.
Главное, что упустила Valve – на копии действовал Skull Basher. И нет, на перезарядку отправлялся не Башер на герое. Этот предмет имел отдельный кулдаун на каждой копии от ульты! Шанс на баш – 25%. В ульте вас обычно бьют 4 копии за раз. Шанс не получить баш хотя бы от одной из копий вы представляете сами.
В итоге любой герой, попавший в Wukong’s Command, физически не мог оттуда выбраться. Вы кастовали контроль на 13(!) секунд по площади, от которого не спасали ни БКБ, ни Линка. Саппорт-МК мог сделать в драке больше любого кора, просто не выпуская из стана команду противника. И все это – за счет предмета стоимостью в 2700 золота!
Спустя полгода Башер перестал действовать на копии. С выходом Echo Sabre она тоже на время стала имбой на герое (хотя делала раз в пять меньше Башера) и тоже вынудила отключить срабатывание на копиях. Если даже короткое замедление было имбалансным, просто представьте, каким страшным было оглушение на втрое больший срок.
Вне категорий: Techies. Ходить по карте безопасно, как лизать конец булавки

Назвать героя имбалансным в привычном плане точно нельзя. Все его способности было ситуативными, но если звезды сошлись – Минер убивал всю команду одной кнопкой. Тот Течис был королем противоречий, каждую его способность можно описать как «Имба, но»:
Land MInes. Имба: мины стакались в огромном количестве в одном месте. Зарядили достаточно – мина сама взрывалась при контакте и убивала абсолютно любого героя даже в БКБ. Но: противник должен был пройти в строго определенном месте, к тому же мог взорвать мины иллюзией или саммоном. Издалека мины можно было сломать, увидев их через Sentry или Гем.
Stasis Trap. Имба: оглушала на целых 6 секунд по большой площади. Если поставить несколько рядом, взрывались все, накрывая сколько угодно пространства. Но: срабатывала от крипов и иллюзий. Включалась через несколько секунд после установки, так что посреди драки поставить не получалось, ловушку просто ломали.
Suicide Squad. Имба: наносила до 1500 физического урона на 7-м уровне героя. Он мог как взорвать полностью здорового противника, так и просто не отдать врагам золото и опыт. Но: применение всегда убивало героя, а перезарядка была такая же, как у Black Hole.
Remote Mines. Имба: мины взрывались по большой площади и могли нанести сколько угодно урона, лишь бы хватило времени их поставить. Можно было ставить с расстояния и взрывать сразу. Взрыв контролируемый, поэтому разминировать через саммонов или иллюзии (если знать, что это именно иллюзия) не получилось бы. Но: мины не пробивали БКБ, их можно было сломать, если увидеть через Sentry или гем. Стоили много маны и требовали много времени для установки, так что в драке много урона нанести не получалось.
Старый Techies был не имбой, а самым раздражающим героем за всю историю Доты. Ливнуть из игры хотелось не потому что соперник взял нечестного героя, который на голову сильнее других. Закрыть игру тянуло просто из-за пары шагов «не туда», которые моментально убивали вашего героя.
Valve старалась балансить Течиса долгих 8 лет. Меняла цифры, типы урона, заменяла способности и механики. В 2022 году Valve переделала Минера. Герой продолжает быть надоедливым из-за огромных минных полей на своей территории. Однако теперь он гораздо полезнее в прямых столкновениях, а умереть за полсекунды не получится. Герой просто стал честнее, и это самое важное.
Кого-то упустил? Напишите в комментариях, обсудим вместе!
* * *
На грани руина: Фурион через денежное дерево. Поднимаем мелочь с пола
Spirit снова фаворит – но не единственный. Изучаем коэффициенты на FISSURE Universe: Ep 6


































