Что общего у порно и киберспорта? История двух индустрий, которые победили стыд
Фил Попов – о том, о чем не принято говорить.
Представьте, что вы интересуетесь чем-то постыдным. Не преступным, не опасным, но неловким. Вы редко обсуждаете это с окружающими, но чувствуете, что от них исходит неприятие и непонимание. А теперь представьте, что через несколько лет то, чем вы интересовались, в обществе обсуждают публично, крупные компании вкладывают деньги, устраивают церемонии и создают карьеры на ровном месте. Таков краткий путь преодоления общественной стигмы. И не важно, о чем мы говорим: о рок-музыке, татуировках, киберспорте или порно.

Главный турнир по CS – мейджор – проходит в Будапеште, главном европейском центре порнографии. Несмотря на то, что для Венгрии это первый крупный турнир такого масштаба, а на самих соревнованиях выступает лишь один представитель страны, в таком союзе намного больше символизма, чем кажется.
И киберспорт, и порно – две стигматизированные сферы. Стигма – клеймо, которое общество ставит на каком-то проявлении. И о том, как оно сначала накладывает подобные ярлыки, а потом снимает, мы и поговорим дальше.

Все начиналось с подполья
Та или иная стигма берется из восприятия нас окружающими людьми. Социолог Гоффман указывал, что стигматизированный человек имеет двойственное сознание, так как видит себя в первую очередь глазами других.
Первое, с чем он сталкивается – осуждение и стыд. Нечто порицаемое в обществе бурно критикуется, после чего уходит в подполье. Так появляются мужские клубы, бордели и видеосалоны, а в случае с киберспортом – компьютерные клубы.
Подполье чаще образное, хотя в случае с киберспортом – практически буквальное. Ведь с чем у вас ассоциируются первые компьютерные клубы? Правильно – подвал.
Подвалы российских панелек – пространство для подростков и молодежи: курение, алкоголь, неряшливость, шум в поздние часы. Сырое помещение с минимумом контроля создавало атмосферу «для своих» и давало чувство свободы.
Такие места создают свои невидимые правила, которые усваивают и автоматически воспроизводят участники движения – то, что в социологии сложным языком Бурдье назвал габитусом. Такие нормы формируются именно в местах с ярко выраженной идентичностью, подобных компьютерным клубам.

С развитием движения остальное неподготовленное общество кричит о его потенциальном вреде. Вспомните все разговоры в медиа о пагубности компьютерных игр и пути к деградации нации. Вот, например, выдержка из статьи «Коммерсанта» за 2003 год – газета передает слова местного чиновника:
«Я отношусь к киберспорту крайне неоднозначно – повальное увлечение молодежи компьютерными играми вызывает вполне справедливые опасения родителей и учителей. Однако задача административных структур – не ликвидировать данное течение, а направить его в мирное русло».
И это 2003 год – спустя год после того, как российская команда M19 выиграла чемпионат мира в Корее по CS. Та победа на WCG 2002 – не просто первое крупное достижение российских игроков. Она важна в медийном преодолении стигматизации киберспорта. На турнире специально для НТВ репортаж снимал Андрей Лошак* – один из главных репортеров российского ТВ на тот момент.
И хоть в материале журналиста чувствуется стремление понять и уважительно подсветить новую сферу, конец сюжета все равно выдает общее отношение: «M19 и кибератлет Unkind – сильнейшие в мире, пусть даже в таком несерьезном деле, как игра. Итог – два золота из шести, уважение тинейджеров планеты и неплохая прибавка к стипендии».
Вот только упрекать Лошака* и других обывателей тут бессмысленно. Такая реакция типична для любого нового и неизвестного.
Технологии сделали киберспорт и порно массовыми
Один из важнейших факторов преодоления стигмы – технологии. Порнография в том или ином виде существовала еще с первобытных времен. Первые эротические изображения появились на наскальных рисунках. В античность откровенные сцены отражались в мифологии, а в средние века с появлением печатного станка они перекочевали в литературу. С возникновением кинематографа порнография шагнула еще дальше. Первый фильм эротического содержания появился спустя год после премьеры «Прибытия поезда» братьев Люмьер.

Во второй половине XX века откровенные фильмы дошли и до больших залов. «Грустное кино» Энди Уорхола – первое в истории кино в широком прокате со сценами реального секса. Порно вышло из подполья и втиснулось в мейнстрим. О нем даже говорить было модно. Актеры перестали скрывать лица в кадрах, появилось понятие суперзвезд, индустриальные премии и тематические журналы.

С появлением VHS-кассет и домашних видеомагнитофонов тенденция сменилась. Массовый доступ к порнографии увеличил спрос, который не могли покрывать только крупнобюджетные картины. Стал развиваться рынок низкобюджетных, но массовых фильмов для взрослых.

Индустрия разрослась и стала сама двигать развитие технологий. Например, большинство порносайтов в середине 2010-х отказались от функционала Flash для воспроизведения роликов, что предопределило ее скорый закат. Они же впервые интегрировали аутентификацию по логину и паролю, прототипы сервисов онлайн-платежей, веб-аналитики и других сервисов. А сейчас индустрия продвигает VR и AI.
🎯 Подписывайся на наш канал про CS: новости, инсайды и розыгрыши уже там
Киберспорт сам по себе – явление, рожденное технологиями. Именно благодаря им он смог выйти за пределы подвалов. Стримы, социальные сети и видеоролики сделали цифровые соревнования не просто видимыми, но массовыми. Сегодня выступления профессионалов можно смотреть на любом устройстве и (практически всегда) бесплатно. Обсуждение матчей в пабликах, каналы игроков и их личные стримы – все это сблизило и даже слило аудиторию и индустрию.

Со временем сферы киберспорта и порнографии стали пересекаться. Актриса фильмов для взрослых Eva Elfie теперь появляется на крупных киберспортивных событиях как медиа-личность, а Luxury Girl записывает подкаст с тренером команды PARIVISION Дастаном и Леонидом Слуцким.

📌Вы зря горите на Еву Эльфи. Она помогает киберспорту
Интернет и социальные сети сделали возможными карьеры девушек и превратили индустрию порно в массовое явление.Запросы на тему «клубнички» составляют до трети от всех запросов в интернете, но в этом и скрывается проблема. Легенда порно индустрии – Пьер Вудман вспоминал: «С появлением интернета порно теперь можно спокойно смотреть в каждом доме. Но теперь проблема в том, что на вершине всего этого – пиратство», – рассказывал актер и продюсер.

Вудман прославился съемкой кастингов, но интернет напрямую повлиял и на это. Пьер уверял, что раньше можно было действительно найти актеров прямо на улице: «В прошлом порно было очень секретным. Его можно было купить только в местных клубах или секс-шопах, а девушки были уверены, что мало кто из людей их увидит, и поэтому соглашались. Но потом появился интернет, и теперь порно можно смотреть в каждом доме. Поэтому искать моделей стало сложнее», – рассказывал он.
Сам Вудман – француз, но многие ролики он записывал в Будапеште – одной из столиц порнографии.
Как деньги сделали Венгрию столицей порно и спасли киберспорт
После падения советского блока экономика многих европейских стран стала более открытой. И Венгрия тут не была исключением. Относительно остальной Европы, в стране дешевая аренда помещений и техники, удобное географическое положение и полностью легальный статус «индустрии для взрослых». Все это позволило Венгрии стать одним из центров порнографии. На пике съемка «клубнички» обеспечивала до 0,5% ВВП страны и создавала сотни рабочих мест с относительно высокими зарплатами.

Деньги в нашем обществе – один из главных легитиматоров. Многие киберспортсмены рассказывали, что их заработок менял отношение окружающих. Легенда отечественного CS Дмитрий «Hooch» Богданов в разговоре с Кибером вспоминал: «На заре киберспорта на моем районе все смеялись, что я играю в Counter-Strike. В лучшем случае это было с юмором, но чаще – осуждение. Сейчас люди знают, что киберспорт позволяет достигать успеха, зарабатывать хорошие деньги и что это мейнстрим. Моя первая зарплата была 200 долларов – небольшие деньги, но все равно казалось чем-то невероятным получать их за любимое хобби, принести домой и сказать: «Вот, я заработал». Это было важным заявлением для семьи».
📌Как менялся киберспорт — в интервью Хуча
В том же интервью он отмечал, что главными причинами роста киберспорта стали инвестиции крупных меценатов и увеличение призовых фондов на турнирах. Даже сейчас большинство заголовков после побед российских команд на крупных чемпионатах сопровождаются припиской о сумме чека в X миллионов долларов победителю.

Для массовой аудитории количество нулей, которые крутятся в индустрии, один из важнейших критериев приемлемости. На YouTube-канале «Редакция» в 2019 году выходил большой выпуск про киберспорт. Отличный маркер – то, как ведущий Алексей Пивоваров (признан Минюстом РФ иностранным агентом) начинал сюжет: «Я выяснил, сколько люди зарабатывают на том, что кто-то сидит и играет, и поэтому мы сегодня познакомимся с этими людьми поближе».
А дальше – ковид, бум онлайна, победа Spirit на TI10 и NAVI на мейджоре в Стокгольме. И вот спустя два года «Редакция» снимает новый выпуск про киберспорт. Вступление уже о другом: «Легко заметить, насколько сильно изменилась ситуация с компьютерными играми. О пользе Доты заговорили уже на государственном уровне. Team Spirit поздравил лично Путин. Тогда как совсем недавно игры называли причиной массовых убийств в школах и путем к деградации».
И такое замечание – четкая отсечка того, куда киберспорт пришел. Из маргинальной субкультуры увлечение подростков стало индустрией, которая по охватам теперь конкурирует с традиционными видами спорта. Из мишени для критики чиновников оно стало одним из направлений развития политики.
📌А как депутаты развивают киберспорт? И развивают ли вообще?
И именно поэтому мейджор в Будапеште выглядит не случайностью, а важным символизмом. Город, который десятилетиями жил на индустрии, которую «все смотрят, но не говорят», принимает турнир по дисциплине, которая всего двадцать лет назад считалась занятием для пропадающих в подвалах подростков, а теперь собирает стадионы.
* * *
Батраков и Монеси – из Орехово-Зуева. Сгонял туда и узнал, кто популярнее у местных
Почему весь наш киберспорт живет в Белграде?
Фото: East News/Jakub Porzycki / NurPhoto / NurPhoto via AFP; 3einternational.hu, East News/HOANG DINH NAM / AFP, HEINRICH SANDEN / DPA / dpa Picture-Alliance via AFP, WULF PFEIFFER / DPA / dpa Picture-Alliance via AFP, TAMAS KOVACS / MTI / AFP, FERENC ISZA / AFP; commons.wikimedia.org
*признан Минюстом РФ иностранным агентом.


































