11 мин.

Начало работы в команде.

С чего начать работу команде, которая только сформировала ростер?

На самом деле есть достаточно много индивидуальных нюансов, которые можно озвучить, но чтобы не раздувать текст, часть мы опустим. Допустим, вы собрали новую пятерку игроков. Возможно кто-то с кем-то знаком был ранее, с кем-то вы встречаемся впервые. При формировании ростера вы изначально поставили маленькие цели (чекпоинты) и в конце глобальную цель. Поясню, всегда проще ставить микро-цели на пути к конечной. Это помогает мозгу вырабатывать дофамин, который способствует поддержанию дисциплины и в психологическом плане облегчает путь. 

Пример: собирается команда со слотом в ESEA Intermediate. Они решили, что им по силам при правильном подходе и хорошей работоспособности дойти за 3-4 сезона до ESEA Advanced. Дальше важно верно оценить мини-цели (чекпоинты) на всей дистанции, это может быть выход в Main для первого сезона. Закрепления в дивизионе во втором сезоне и выход play-off Main на третий. 

Допустим, команда решила проводить вместе 6 из 7 дней в неделю. Очень критичные ошибки игроки совершают еще на стадии тестов игроков в состав и в целом в подходе формирования ростера. Самая типичная - это заблуждение, что игрок 3200 эло лучше, чем игрок 2700 эло. Но это все отдельная тема. Допустим, ошибок удалось избежать, с чего начать? 

Первый сбор логичней всего посвятить внеигровым вещам. Лучше всего «на берегу» обсудить все неприятные вещи, которые хотите вы или нет, но будут возникать. Например, опоздания на тренировки, недостаток времени уделяемого игроками на индивидуальное поднятие скилла, как будут решаться спорные внутриигровые ситуации (игра многогранна, порой правильных решений в моменте может быть несколько, а когда-то их может не быть вовсе) и еще куче всего. Т.к. люди не на контрактах, самый действенный метод штрафов не подходит (финансовые штрафы), то надо искать альтернативные варианты наказания и выработки общей дисциплины. На своем опыте скажу, что это самое сложное. Я видел много разных вариантов, один из популярнейших - 1000 или какое-то иное количество фрагов на ДМ/Ботов. Сейчас многие могут удивиться, но фраги на дм, просмотр демок, игры на префаер карте, работа с пустой картой и т.п. вещи не являются наказанием. Это базовые вещи, которые каждый должен делать для поднятия индивидуального скилла, так называемая “комплексная тренировка”. Что у нас остается для наказания? Окей, можно сказать «5 опозданий кик с команды», но это палка о двух концах. При таком подходе ситуация становится «lose - lose». Никто не в выигрыше, игроку придется искать команду, а команде искать нового игрока, т.е. начинать все с начала. Короче, не подходит. Я, как тренер, долго ломал голову в поисках рычагов давления и управления над игроками. Единственное, что я нашел (кстати, довольно рабочий метод) - это физические упражнения, отжимания. Ведь “в здоровом теле здоровый дух”.

Все «штрафы» мы обговорили и присвоили им количество отжиманий (в соответствии с тяжестью нарушения), которые требовалось записать на телефон, скинуть в командный чат для подтверждения. В ином случае мы не приступали к командным тренировкам. Один раз был случай с реально большим количеством нагрузки на одного человека, за один подход столько сделать для начинающего киберспортсмена почти невозможно. Я непреклонен в такие моменты, объясняю всем просто и понятно «нечего было так косячить». Вышли из ситуации так: коллектив поделил количество на 5 человек. Это было отличным решением, повлияло на сплочение коллектива, решили коллективные проблемы все вместе, а не один отбывал наказание. Короче, метод рабочий!

Разделение внеигровых обязанностей.


После обсуждения всех нюансов, чтобы заочно проблемы в будущем были минимизированы, можно двигаться дальше. Следующим советом от меня будет - это составление графика тренировок на неделю, а в идеале на две вперёд. Как сформировался график надо сразу провести работу по составлению плана тренировок на все дни по графику. Как пример: 16:30 сбор, 17:00 теоретическая работа по карте, 18:00 практическая работа на карте, 20:00-22:00 праки. Это элементарный пример таймменеджмента и верного подходу к тренировочному процессу. Рекомендую сборы делать не на ровно время (12:00, 16:00), а оставлять время на разговоры в команде, коллективного настроя на тренировку, обсуждение каких-то вещей (16:15, 20:40). 

На все это уйдет достаточно времени, тут не стоит наспех сочинять и выстраивать быстро командную систему. Лучше все время первого сбора уйдет на решение этих моментов, чем сделать на скорую руку… Изначально, поймите, что построение команды, построение компетититив работы и внеигровые вещи - это работа на дистанцию. В моменте вы будете проигрывать, но на дистанции при правильной работе окупится все с лихвой. Отдельный разговор про миксы собирающиеся под какие-то мелкие задачи, типо фаст-капов или региональных ланов, но и тут бывают нюансы. Следующим вашим шагом будет разделение обязанностей между игроками. Один человек не вывезет всем заниматься в соло. Даже я имея колоссальный опыт работы в менеджменте, в построении команд, тренерстве - вешаюсь, когда на меня помимо игровых обязанностей сваливается гора дел за пределами игры. Логичней всего поделить все задачи между игроками. Кто-то занимается графиками тренировок, кто-то поиском турниров, кто-то следит за системой штрафов и всё в таком духе. В конечном итоге механизм начинает работать за счёт коллективного участия в процессе. Пропадают лишние разногласия, например: «я сижу страт бук пишу, я работаю с демками, составляю график и т.п., а вы ничего не делаете».

Выбор маппула, выбор позиций, создание благоприятных игровых условий.


Порой встречаются люди, которые или не могут сказать «как есть», либо которым действительно все равно. С такими людьми сложно самостоятельно находить решение игровых задач. Любой игрок может лучше-хуже отыграть на той или иной карте. Позиции порой занимаемые игроками не реализуют их максимальный импакт, порой играть не комфортно, из-за чего выстраивается яма внутри команды. Эта яма позже начинает вырастать и пропасть становиться такой большой, что в неё проваливается и разбивается команда. Я рекомендую, когда закончено обсуждение и согласование основных вещей, которые можно решить сразу, переходить к игровой командой составляющей. У нас 7 дней в неделю, допустим вы решили тренироваться 6 дней. Вы сразу коллективным голосованием можете убрать одну карту в бан. При подготовке к официальным матчам, всегда, при любом формате встречи есть возможность выдать один бан, будь то БО1 или БО5. ПРО команды, да уже и любители, убирают одну карту из пула и работают с оставшимся.

Если договориться об одном бане не получилось, ничего страшного. Всегда можно через неделю после старта тренировок выбрать наименее удачную карту опираясь на статистику с игр и ощущения игроков. Неделю первую следует потратить на игру по принципу 1 день - 1 карта. То есть, понедельник - de_nuke, вторник - de_dust2 и так далее. В день хорошо бы играть от 3х до 5ти праков. Не стоит заранее прикрепляться по позициям, сочинять сложные стратегии и тому подобное. Старайтесь после прака общаться. Обсуждать, что вам понравилось, что нет. Спрашивать друг друга, хотите агрессивней или пассивней играть, хочет ли кто-то поменяться позициями на оставшиеся игры. 

Очень важно балансировать игроков, их сильные стороны на карте. 

Например, вы с другом играете не первый раз в одной команде вместе. У вас парные роли на карте, вы считаете, что «сыграны». Это может быть и так, но сыгранная двойка и сыгранная пятерка - это разные вещи. Порой два игрока так держаться друг за дружку, что не замечают, как было бы лучше для коллектива их разделить на карте и наигрывать иные двойки, тройки. Порой лучше сыгранную двойку расставить раздельно на карте. Это позволит придать баланса командной игре. Например, двойка любит играть агрессивно, рано отбивать ключевые зоны на карте. Это прекрасно, но бывает, что оставшиеся игроки на другой части карты предпочитают пассивный стиль. Соперник начинает смотреть и приспосабливаться к игре во время матча. Лучше будет разделить игроков, чтобы на нескольких участках карты было возможно играть комбинированно и разносторонне. Чередовать агрессию с пассивным стилем. Поверьте, команде соперника в разы будет сложней предугадать ваши действия и разобраться как сыграть новый раунд.

После недели-двух игр по расписанию на картах нужно собрать от всех фидбэк. Спросить какую карту кто считает приоритетной в пуле, каким картам следует уделить меньше времени, с каких начать работу и приложить больше усилий. В идеале маппул следует подбирать:

  • Одна карта инста бан, которую вы не будете готовить совсем

  • Две метовые карты, карты которые пользуются популярностью на тир1 сцене и на вашем уровне (например: мираж, даст, эншент)

  • Дальше должна идти карта «Джокер», карта не популярная, хорошо подготовленная, ту которую вы не будете банить (хорошо подойдет: инферно, трейн, возможно нюк)

Так вы сформируете комфортный пул из 4 карт для тренировки и 2 карты для поверхностного изучения. Такого подхода хватит на сезон есиа. Если вы смогли сделать план тренировок на 2 недели, то карты стоит тренировать не вперемешку, а один день одна карта. Должен план тренировок выглядеть примерно так, упор на основные карты Dust2, Ancient и Джокер-карта Inferno. Остальные карты для поверхностного изучения встречаются реже (Mirage, Overpass, Train):

Дальше От Вас требуется расписать, чем вы будете заниматься в течении тренировки. Создать и разработать план тренировочного дня. Тут множество нюансов, каждой команде требуется свой план. Каким-то командам требуется больше практической работы на пустой карте, другим больше праков и игры с соперником, третьи нуждаются в разборах сыгранных матчей и работе с демками. Все очень индивидуально, приложу усредненный пример плана работы на день:

В целом, с данными знаниями, возможно очевидными, можно приступать к работе. Рекомендую не спешить, 2-4 недели уделить только тренировкам, а уже после 4ой недели регистрироваться на турниры, лиги и поиск прочих официальных матчей. Если вы собрали команду посреди сезона есиа, следует больше времени уделять тренировкам и работе с пустой картой, просмотру демок. Разбирать и общаться о сыгранных играх, обсуждать, кто что хочет видеть от тиммейта, исправлять ошибки. Уверен, что чем больше коллектив существует вместе (привет Gambit youngsters и The Mongols), тем больше они смогут получить опыта и стать сильней. Всем успехов и побед!

P.S. Девушки (отношения) и киберспорт - не совместимы! Это истина, аксиома. Да бывают редкие исключения, но поверьте, это не про вас.

P.S.2. Это основная часть проблем с чем сталкиваются на своём пути желающие попасть в киберспорт. Это не все трудности, проблемы, их гораздо больше, также бывают индивидуальные проблемы…

FROM CBUMP TEAM WITH LOVE - Alexander fra1L Travnikov. Тренер, менеджер, мама, папа, нянька состава по CS2.

P.S.3. Готов рассмотреть краткосрочную или долгосрочную работу. Отдельно работаю с разбором дем игр, построение дефолтов, решение игровых и внеигровых командных проблем. TG: @admiralkunkka