7 мин.

В CS и Доте доминируют россияне – и это круто. Но тревожно

Объясняем почему.

Новости про успехи российских киберспортсменов все чаще появляются в лентах непрофильных СМИ. В России действительно сильнейшие игроки в КС и Доту – представители двух главных дисциплин в европейском киберспорте.

📌В Доте сейчас ЧМ. 4 наши команды претендуют на трофей

10 фактов о доминации российских киберспортсменов

В CS:

● Три главных таланта поколения – россияне:

Данил «Donk» Крышковец, 18 лет. К этому возрасту победил на всех главных турнирах в CS – мейджоре, Кельне и Катовице. Забрал награду лучшего игрока 2024 года.

Максим «Kyousuke» Лукин, 17 лет. Как и Donk, продукт Spirit. Но в отличие от Данила, Максим не выступал за основную команду, а прямо из академии перешел в Falcons – богатый клуб из Саудовской Аравии. По слухам, сумма трансфера около $2 млн – космические деньги для киберспорта.

Илья «M0nesy» Осипов, 20 лет. В 2022 году перешел из NAVI Junior в G2 за ~$600 тысяч. В 2025 году пополнил ряды Falcons, по слухам, за $2,5 млн. Выигрывал Кельн и Катовице (причем уже к 18 годам), топ-2 снайпер мира.

В рейтинге 20 лучших игроков 2024 года Donk занял первое место, M0nesy – второе. Еще один россиянин, Дмитрий «Sh1ro» Соколов, – на шестом.

Donk, Kyousuke и Overdrive – скаут, который нашел их обоих.

📌Здесь воспитали Донка. Как Spirit стала лучшей академией в мире

● За всю историю мейджоров (12 лет, 22 турнира) на них побывало 46 россиян, больше было только у шведов – 48. На последнем мейджоре, в Остине, сыграло 17 россиян, больше было только бразильцев – 28.

● В CS невозможно собрать топ-команду из пятерых игроков из Франции, Дании, Швеции (а еще 5-10 лет назад эти страны были ведущими в CS), на смену старому и мощному поколению не пришло достаточно новичков. Но если бы в киберспорте были востребованы чемпионаты мира и туда бы заявилась сборная России, она вмиг бы стала главным фаворитом.

Одна из лучших команд мира – Spirit. Там играют четыре россиянина и один белорус. Для сравнения, лучшая команда этого года – Vitality, там два француза, эстонец, израильтянин, британец; топ-6 – Mouz со шведом, венгром, финном и двумя израильтянами.

📌Через год проведут большой ЧМ по киберспорту! А кто поедет туда от России?

● Faceit – главная платформа, на которой играют топовые каэсеры и киберспортсмены. В топ-100 европейского рейтинга сразу 45 россиян, в топ-10 – 6.

В Доте:

● Больше 2 лет ни один финал крупного турнира по Доте не обходился без участия россиян. 34 топовых финала подряд и победы в 27 из них!

● На главном турнире года, The International 2025, 16 из 80 игроков – россияне. 20% от общего количества. И один россиянин – чемпион.

📌Парень из села под Можайском развалил ЧМ по Доте

● Почти все главные молодые таланты Доты – тоже из России: Алан «Satanic» Галлямов, Александр «Rue» Филин, Станислав «Malr1ne» Поторак. Пока что ни одного из их нельзя назвать лучшим игроком мира, но тенденция очевидна.

Satanic

● На предпоследнем громадном турнире, EWC 2025, по главному и самому распространенному статистическому показателю KDA (сумма убийств и помощей, деленная на смерти) в топ-5 – четверо россиян. Еще один – украинец из Team Spirit.

На The International в топ-5 по этому показателю – двое россиян. 

Россия – вторая страна по суммарному числу призовых в истории Доты. Выше только Китай, но исключительно за счет намного большего числа про-игроков в прошлые годы.

Действительно доминация. Почему из-за нее не только радостно, но и тревожно?

В последние 5 лет в CS есть заметный тренд: команд с мононациональными составами все меньше. В топ-10 рейтинга таких команд всего три: монгольская The Mongolz, турецкая Aurora и французская 3Dmax. Spirit сюда подходит тоже, но с оговорками, так как команда выступает с одним украинцем, которого скоро заменит белорус. 

Даже те команды, которые всегда строго ассоциировались с конкретной страной, делают свои составы интернациональными. В 2025 году так поступила Furia, которая 6 лет была чиста бразильской. Теперь же там только три бразильца, один латвиец и один казахстанец.

Три года назад так сделала Vitality (изначально там играли только французы). 

Француз Zywoo – лучший каэсер мира.

Причин у такой тенденции две.

➤ На международном рынке банально больше вариантов для усиления. Критерием поиска игрока, кроме его уровня, перестает быть гражданство, важен только минимальный английский.

➤ Невозможность собрать конкурентоспособную для борьбы на топ-уровне команду из игроков из одной страны. «Сейчас на французской сцене дефицит талантов. Если мы хотим быть топ-клубом, переход на интернациональную сцену кажется для меня неизбежным», – объяснял сооснователь Vitality Фабьян «Neo» Девиде.

Вернемся на 10 лет назад, мейджор в Клуж-Напоке. Из 8 команд в плей-офф только одна интернациональная (G2). Тогда ее проход в полуфинал был большим удивлением и событием. «До нас все думали, что в команде могут играть только игроки из одной страны. Я доказал, что это неправда. Если у меня есть доступ только к французским талантам, то сужается пул доступных игроков. Если мне нужны лучшие игроки в мире, я могу взять одного из Казахстана, одного из России, одного из Франции и так далее. Я всегда предполагал, что это сработает, и это сработало», – рассказывал бывший СЕО G2 Карлос «Ocelote» Родригес.

📌9 лет назад G2 навсегда изменила CS

А победила на том турнире Envyus, в которой выступало 5 французов.

С тех пор в странах, которые были традиционно сильны в CS (Франция, Швеция, Дания), не появилось достойного нового поколения каэсеров. Россиян, наоборот, все больше и больше. И, конечно, здорово, что они сейчас на вершине. Но обратная сторона такого доминирования в том, что конкуренции становится меньше. Новые игроки или команды из других стран появляются редко или не появляются вообще. Как следствие – популярность киберспортивного СS в других странах падает.

А что в Доте?

В Доте всегда были успешные мононациональные составы:

  • The International 2013 выиграла Alliance с пятью шведами;

  • The International 2012, 2014 и 2016 выиграли китайские команды. В 2012-м в чемпионской команде был этнический китаец с малайзийским паспортом.

  • На высокие места топовых турниров регулярно забирались коллективы корейцев, филиппинцев, перуанцев и все тех же китайцев.

Но тренд ровно тот же, что и в CS: мононациональные составы остаются только в тех регионах, где тяжело найти кого-то еще. Неплохих дотеров много в Южной Америке, конкретно в Перу и Бразилии. Но они почти никогда не играют вместе – из-за языкового барьера и сложностей с соединением между странами. Большую часть Бразилии и Перу разделяют Анды, через которые до сих пор не проложили нормальные провода. Поэтому в играх между людьми из этих стран всегда большая задержка соединения.

Южноамериканские команды всегда либо целиком бразильские, либо целиком перуанские. Исключение одно: у норвежской Heroic в составе два бразильца, боливиец, перуанец и никарагуанец. Организация решила вопрос легко – просто привезла всех в Лиму.

Еще одно место, где остались мононациональные составы, – Китай. Местным дотерам сложно играть с другими по тем же причинам: языковой барьер и «Великий китайский файерволл». Но и здесь есть изменения: все топовые китайские игроки включают VPN и тренируются на серверах Юго-Восточной Азии. И то и дело берут к себе в команды малайцев и сингапурцев.

А больше нигде толком подобных составов и нет. При этом популярность Доты во всем мире сильно упала по сравнению с 2019 годом, что естественным образом уменьшает выборку и шанс найти игрока в «необычной» стране. Прежнюю популярность игра сохраняет только у нас, и уже дошло до того, что россияне составляют аж 30% всех игроков в Доту в мире.

Отсюда и очевидный итог. Лучшие игроки в мире – из России, и европейцам, которых в Доте пока что немало, просто приходится закрывать проблемные позиции именно россиянами. Больше просто-напросто некем. Хорошие поколения игроков регулярно появляются только у нас. Популярность игры в других странах неизбежно катится вниз. 

Если бы в Доте вручали «Золотой мяч» – кто бы его получил?

Почему весь наш киберспорт живет в Белграде?