8 мин.

Valve убивает киберспорт в CS. Дальше будет только хуже

Увлечение для элиты.

Полгода мы живем с новыми правилами игры: никаких рейтингов ESL, BLAST и соглашений между командами и организаторами. Valve, как ей кажется, навела порядок и сделала киберспорт открытым и прозрачным.

На бумаге все так и есть: на любой турнир можно попасть по рейтингу Valve. Схема простая: выигрывай ивенты помельче, зарабатывай очки и поднимайся наверх. На деле – разработчики разрушили работающую экосистему и закрыли топ-турниры для небольших команд. Дальше будет только хуже, и вот почему.

Тир-2 командам сложно попасть на топ-чемпионаты. Тир-3 практически невозможно

Количество первоклассных соревнований увеличилось, но на них ездят одни и те же – командам, которые не входят в первую двадцатку рейтинга, попасть на них практически нереально. Остается надеяться, что кто-то откажется от приглашения и тогда будет шанс.

Для сравнения, в 2024-м почти треть всех слотов на топ-турнирах разыгрывалась через квалификации (как раз возможность для средних команд себя проявить). Без отборов были только групповые стадии BLAST Premier c 16 командами-партнерами. Также тяжело было попасть на IEM Cologne и IEM Katowice – под них провели лишь одну полноценную квалификацию: для команд из Германии и Польши соответственно. Еще несколько путевок достались командам-победителям на других турнирах от ESL, куда можно было попасть через отборочные.

В 2025-м году на большинстве турниров вовсе нет квалификаций: они прошли (или планируются) только на 7 ивентах из 27. Открытой, как и раньше, остается ESL Pro League, куда можно попасть из ESL Challenger и региональных отборов. Выборочно открытые квалы также сохраняет PGL. В остальном – попасть на соревнования можно только по рейтингу Valve. 

При этом и количество слотов на турнирах уменьшилось: несмотря на два мейджора по 32 участника, в среднем на каждый ивент проходит 16 составов, а год назад было 17. А все потому, что по правилам Valve нужно приглашать все команды, начиная с первой, то составам из третьего десятка предложения перепадают крайне редко.

«Текущая система – достаточно большой удар по средним командам и тем более организациям. Сейчас очень сложно пробиться наверх. Инвайты будут получать только команды, которые и так постоянно ездили на турниры ранее. Отборочные – непростой путь. Мне сложно найти плюсы системы. На мой взгляд, всегда должен быть спортивный принцип попадания на турнир», – рассказал Киберу амбассадор BetBoom Хуч.

На тир-3 уровне застой. Новым командам непросто зацепиться за турниры

Тир-3 сцена важна для существования всего киберспорта: команды оттуда рано или поздно закрепляются на топ-уровне. Например, 3DMAX начинала 2024 год с вылета на РМР, а на мейджоре в Остине начала уже со второй стадии.

Такие команды живут постоянными сменами позиций в рейтинге. Составы постоянно тасуются: кто-то идет на повышение в тир-2, кто-то – на понижение. Застой неизбежно приводит к деградации: текущие тир-3 команды не способны прорваться вверх в силу новых обстоятельств, а на их место не могут зайти молодые таланты, так как даже за тир-3 турниры огромная конкуренция.

Статистика тому подтверждение: за полгода среди команд в рейтинге Valve между 20 и 40 местами поменялось всего 6 участников. Для сравнения, в рейтинге HLTV за тот же период было сразу 11 изменений – больше половины. Это показывает насколько рейтинг Valve консервативен по отношению к новым командам в отличие от классического HLTV, готового давать очки всем.

В рейтинге Valve важны призовые. Но они не всегда объективны

Рейтинг Valve оценивает силу команды по двум параметрам: призовым и последним результатам. И первый пункт влияет намного больше, чем второй, из-за чего мы постоянно будем сталкиваться с необычными результатами.

● Попадание женского состава Imperial на IEM Katowice, BLAST Bounty, PGL Cluj-Napoca и несколько турниров уровнем ниже. Чтобы зацепиться за инвайты, им было достаточно выиграть два ивента с общим призовым меньше $250 тысяч.

Команда влетела в топ-30, на пике даже была топ-23, при этом по классическому рейтингу HLTV не входила даже в сотню.

● FISSURE Playground #1, согласно Liquipedia, – тир-А турнир, на который приехало две команды из топ-10 по версии HLTV и всего одна по рейтингу Valve. Призер чемпионата Tyloo сразу ворвалась на седьмое место в рейтинге, так как на чемпионате она победила следующие команды:

  • Virtus.pro – топ-13;

  • Astralis – топ-16;

  • 3DMAX – топ-14;

  • Saw – топ-55.

А ворваться так высоко ей помогли $150 тысяч за первое место. 

Valve пыталась сделать киберспорт открытым. Но в итоге получилось наоборот

Мейджор – главный праздник в мире CS. За год Valve планомерно усложнила попадание на чемпионат:

  • на мейджор в Остин команды попадали по рейтингу Valve. Кто-то – сразу на турнир, кто-то в закрытую квалификацию, которая по сути была еще одной швейцаркой, где оказались 16 команд;

  • к Будапешту убрали закрытые отборочные. Теперь на мейджоре сыграют команды с 1-го по 32-е место в рейтинге. Тир-3 командам практически невозможно зарабатывать необходимые очки: чтобы попасть на мейджор, им необходимо неплохо выступить на тир-2 турнире, которых сейчас и так мало. 

Также сокращается количество онлайн-квалификаций и более мелких ивентов. На 2025 год запланировано 77 турниров тир-B (сюда входят, например, LanDaLan, Fragedelphia или лига ESL Challenger), в 2024-м их было 85, а в 2023-м – 93. 

Также сокращается количество турниров Tier-A: 12 в 2025-м, 17 в 2024-м (и еще 5 РМР) и 22 в 2023-м. 

Больше на мейджоре не будет историй уровня QB Fire или Ence, DreamEaters или Avangar – у таких составов нет возможности попасть на главный турнир года.

Такое решение Valve сразу вызвало много недовольства.

💬 «Слишком много некомпетентных людей на высоких позициях. Сначала убрали RMR и добавили MRQ (плохо!). Потом убрали MRQ и сделали ТОП-32 (XD ???). Я просто не понимаю, как можно было убрать один из самых захватывающих турниров для игры и просмотра, где для организаций и игроков все было на кону», – говорит снайпер Nicoodoz.

💬 «Не уверен, что мы движемся в правильном направлении. Мы играем в пузыре на вершине, и я не живу повседневной жизнью маленьких команд, но интересно, достаточно ли им квалификаций или им сложнее показать себя?» – мнение Фоллена.

💬 Самое взвешенное мнение у Овердрайва: «Если увеличить количество онлайн-квалификаций на турниры VRS, и, в первую очередь, на крупные турниры, то система без квалификаций на мейджор будет адекватной: в топ-32 будут реально самые сильные команды в CS».

Хотя это ударило не по всем командам. Амбассадор BetBoom и владелец CYBERSHOKE Эрик Шоков дал эксклюзивный комментарий Киберу: «К счастью, мы завершили сезон на пике — на позиции около топ-50 в рейтинге, поэтому с приглашениями на турниры проблем не возникло, наоборот, их стало даже больше. В мае, например, мы одновременно участвовали в шести турнирах — задним числом понимаем, что это была ошибка. С тех пор начали впервые отказываться от инвайтов, чтобы избежать перегрузки и выгорания игроков

При старой системе мы участвовали в меньшем количестве турниров. Сейчас, с новым форматом, турниров стало больше, но мы уже поняли, что перегруз — не наш путь. Поэтому постепенно возвращаемся к прежнему темпу: оптимально для нас — не более трех онлайн-турниров одновременно».

Шоков также назвал для нас плюсы и минусы VRS-системы:

«Плюсы VRS:

  • Стабильные приглашения на турниры, если ты в топе;

  • Меньше ручной работы у менеджеров — нет нужды постоянно общаться с ТО;

  • Прозрачная система: понятно, в какой момент ты обгоняешь другую команду.

Минусы VRS:

  • Слишком легко фармить очки на региональных LAN-ах — этим активно абузят другие;

  • Слишком резкие скачки рейтинга — за один матч можно потерять или получить до 30 позиций;

  • Сложности с заменами: в последнем матче сезона мы играли с заменой, и система зафиксировала её как основную. Это ограничило нас одной заменой на следующий турнир — иначе мы теряли очки;

  • Сложный путь для молодых команд: как, например, у Insilio — они физически не могут играть VRS-турниры, пока находятся вне топ-250. Им остаётся ждать одну открытую квалификацию в месяц, где шанс — буквально один матч против возможных читеров. Это даже не рулетка — это могила».

* * *

Valve выстроила систему, в которой на мейджор и топ-турниры можно попасть только по ее рейтингу. Но как зарабатывать для него очки, если количество турниров для команд второго и третьего эшелона год от года сокращается? И смысл в 27 топ-ивентах нет, ведь на них катаются одни и те же.

Из-за сложности с получением инвайтов на турниры у новых клубов пропадает смысл заходить в CS. Если у него нет возможности купить основу другой команды с имеющимися поинтами Valve, то с нуля выйти на достойный уровень практически невозможно даже с сильным составом.

А потеря новых клубов неизбежно приведет к застою всей игры. Это и меньше игроков, и меньше конкуренция, и меньшее внимание к CS от людей, готовых инвестировать в киберспорт большие деньги.

Когда Valve убивала франшизные лиги, она прикрывалась спортивными принципами. Но точно ли в эти принципы входит текущая экосистема игры?

10 мыслей о дебюте Kyousuke за Falcons

Все про IEM Cologne в одном посте. Результаты, главные истории и события