«Хотел бы рисовать Человека-паука? Нет. Зачем?» Интервью с художником Marvel Эсадом Рибичем
Поговорили на Comic Con Игромир о любимых героях и недооцененных комиксах.
Эсад Рибич – один из наиболее известных авторов в американской индустрии. Он с детства мечтал стать художником, поэтому после учебы устроился ассистентом аниматора в студию Zagreb Film. С начала 2000–х Рибич сотрудничает с издательством Marvel Comics!
Большим прорывом в его карьере стала работа над комиксом «Локи», которая позволила ему перейти в «высшую лигу» художников. После этого он создавал рисунки для комиксов «Серебряный Серфер: Реквием», «Современные Люди Икс», «Подводник: Глубины», «Чужие против Мстителей», «Тор: Бог грома» и «Секретные войны» 2015 года.
Эсад Рибич приехал на Comic Con Игромир 2025, как и 55 тыс. посетителей, чтобы выступить на сцене, пообщаться с посетителями и раздать автографы. Я – большой фанат комиксов, поэтому не передать ему вопросы было бы супергеройским грехом!
📌 9 мрачных комиксов Marvel. Там Человека-паука похоронили заживо, а Росомаха убил всех

– Есть ли у вас конкретный герой или комикс, над которым вам было особенно интересно работать? И почему именно он?
Моей любимой собственной книгой с художественной точки зрения была «Подводник: Морские глубины». Не видел, чтобы ее издавали в России. Она очень сильно отличается от того, что я обычно делаю. По сути, это – история с драматическим сюжетом, которая разворачивалась в пределах двух комнат и коридора (ред. внутри подводной лодки). Из-за этого книга стала одной из моих наименее продаваемых – большая часть аудитории не любит такого рода вещи. Но это моя любимая книга.
– Как вам удается избежать выгорания от создания комиксов спустя столько лет работы? И что помогает вам насыщать воображение?
В какой-то момент я перестал работать по много часов. Сейчас я работаю два часа – потом прекращаю и занимаюсь чем-то другим. Через час возвращаюсь. Так я, по сути, никогда не работаю больше двух часов подряд. Поэтому не чувствую, что «пахал весь день», и это помогает сохранять светлую голову. Пользуюсь этим приемом уже много лет.

– А что насчет вдохновения? Что помогает его поддерживать?
Дедлайны. Конечно, деньги. Оплата счетов, знаете, все такое. Ничто так не вдохновляет, как это. Есть еще этот вечный вопрос – кажется, Сальвадора Дали тоже об этом спрашивали: «Вы из тех, кто работает, или из тех, кто ждет, когда накроет приступ творчества, вдохновение?» И он сказал: «Я жду вдохновения. Проблема в том, что вдохновение приходит только в процессе работы». Согласен с этим. Если буду ждать вдохновения, я могу вообще ничего не делать два месяца. А если просто начать что-то делать – идеи приходят очень быстро. Может, первые версии сделанного придется выбросить, но идея уже появится. Так что, да – дело не во вдохновении. Дело в том, что ты садишься и работаешь, и тогда все идет как надо.
– А какие у вас три или пять любимых персонажей Marvel, из тех, что вы рисовали, и почему?
На самом деле такого нет. Я ведь из Хорватии и вырос на совсем других комиксах, европейских: немного французских, итальянских, испанских, аргентинских. Американских – совсем мало. Меня знают по серии про Тора, но я в жизни ни разу не читал комикс про Тора.
– Может быть, вас кто-то зацепил уже в процессе работы.
У меня нет особой связи с персонажами. Но есть с историей. И персонажи для меня – инструменты этой истории. В этом смысле все зависит от сюжета. Можно сказать: «Да, этот персонаж отлично подходит под эту завязку». Иногда сценаристы, наоборот, начинают от персонажа и придумывают историю вокруг него – это тоже логично. Но для меня важнее история, которая мне интересна, а не персонаж. Люди такие: «А ты хотел бы рисовать Человека-паука?» – «Нет. Зачем?» Но если бы кто-то придумал реально крутой сюжет с Человеком-пауком, я бы сделал его – несмотря на наличие в нем Человека-паука, понимаете?
– То есть вы бы писали историю, а не конкретно историю Человека-паука?
Да. Я бы писал именно историю, без привязки к персонажу.

– А если бы вас попросили придумать русского супергероя – как бы он выглядел? Какие способности у него были бы?
Я бы, наверное, углубился в фольклор – чтобы там найти вдохновение. Это богатый источник. Потому что масса сюжетов из XX века уже много раз обыграны в западных комиксах и изжили себя. А я бы взял что-то, куда никто толком не копал.
– Есть ли комиксы Marvel, которые, по-вашему, аудитория недооценивает?
Их много. Вот в чем дело: основной продукт Marvel – это конкретный тип комикса. Большинство аудитории приходит именно за ним. Но Marvel делает много разных типов комиксов, на которые значительной части читателей все равно. Я бы сказал так: почти все, что Marvel делает, недооценено – кроме их «главного» типа продукта (ред. супергеройские комиксы). Любое издательство время от времени пытается расширить палитру, пробовать новое, но все упирается в продажи: от их уровня зависит, будут они продолжать экспериментировать или нет.
Я помню, когда начинал в Marvel – это был конец 1999-го, начало 2000-го – меня спросили: «Какие твои любимые книги Marvel?» Я выяснил, что они уже несколько лет не издавали «Конана», а редактор вообще никогда не слышал про «Гробницу Дракулы» – книгу, которую они выпускали в 1970-х. Но они решили больше не издавать хоррор-истории, понимаете? Воспринималось примерно так: «Да, давайте просто делать супергеройские комиксы». Меня просили сделать что-нибудь, условно, про X-Men, а мне это никогда не было интересно.
А потом, в конце 2000-х, у них была линейка «Рыцари Марвел» – там выходило много очень интересных книг. И была серия «Ultimate Вселенная» – тоже выпустили много крутого. Но эти комиксы никогда не были их «главным продуктом». Поэтому продавались намного хуже, чем основная супергеройская линия.

– И последний вопрос: какой совет вы дали бы современным художникам, которые тоже хотят работать над комиксами? С чего начинать?
Все настолько изменилось по сравнению со временами, когда начинал я, что большая часть моих советов молодым будет бесполезна. Сейчас все делается через интернет – и, честно говоря, я не знаю, как оно работает. Кому отправлять работы? Кто вообще смотрит твое письмо на почте, блог или посты, которые ты кому-то пошлешь? Понятия не имею.
Да, мы можем поговорить о том, как рисовать лучше – это всегда полезно. Но вот именно «куда отправлять, кому» – без понятия. Я знаю лишь, что в этих компаниях есть люди, которые ищут новые таланты. Но в целом я бы сказал так: лучший вариант для молодых художников, которые хотят работать с крупными компаниями, – не отправляйте им работы сразу. Вас, скорее всего, не возьмут, потому что вы еще нигде не публиковались. Лучше договоритесь с маленьким издательством, сделайте там пару книг – скорее всего, без вознаграждения, а потом отправьте эти книги большим компаниям. Это гораздо быстрее заинтересует их. Потому что есть такая проблема: в интернете много очень талантливых людей с классными профилями в социальных сетях и крутыми артами, но когда им дают тестовый сценарий – большинство не заканчивает работу. Оказывается, все, что они умеют, – просто делать красивые картинки. Так что один только «классный набор картинок» в интернете ничего не значит.

Раньше издатели этого не понимали. Но не сейчас. Поэтому, если хочешь делать комиксы, – у тебя должны быть хорошие цельные развороты. Когда они видят пять страниц подряд, целую сцену – это уже показатель: «О, да, он умеет выстраивать сеттинг, рассказывать историю». Но и это еще ничего не гарантирует. Тебе все равно могут прислать тестовый сценарий, и из десяти человек восемь, вероятно, его не сделают. Людям больше нравится идея начать делать, чем реально это делать.

























