«Гамнет». Семейная трагедия Шекспира с претензиями на «Оскар»
Душераздирающая драма с неоднозначным финалом.
Британский Стратфорд, вторая половина XVI века. Молодой писатель Уильям Шекспир, возвращаясь домой, случайно знакомится с загадочной и чудаковатой девушкой Аньес (на его глазах она с помощью своей соколиной перчатки призывает ястреба). В округе кто-то считает ее дочерью ведьмы, но Шекспира это не смущает, и между героями быстро завязывается роман. Спустя некоторое время Аньес беременеет, и Уильям недолго думая предлагает ей выйти замуж.
Проходит около десяти лет. В семье драматурга рождается еще пара близнецов – мальчик и девочка. Шекспир души не чает в жене и детях, но Аньес понимает, что надо отпустить мужа в Лондон для развития его карьеры. Там он сможет писать пьесы, ставить их в театре и играть – все то, что недоступно в глубинке. Постепенно популярность писателя растет, а отлучки в столицу становятся все более и более продолжительными. Агнес, как по-настоящему сильная женщина, стоически берет на себя все семейные обязанности. Но вскоре в семье Шекспира случается судьбоносная трагедия.
Главное о фильме «Гамнет»:
Дата выхода: 26 ноября 2025 года
Жанр: драма о семейной трагедии
Режиссер: Хлоя Чжао («Вечные», «Земля кочевников»)
Актеры: Джесси Бакли («Чернобыль», «Война и мир»), Пол Мескал («Солнце моё», «Гладиатор II»), Джо Элвин («Фаворитка», «Виды доброты»), Джастин Митчелл («Девочки из Дерри», «Индустрия») и другие.
Где смотреть: в прокате
О чем фильм: картина о семье Шекспира и написании «Гамлета»
«Гамнет» открывает однозначный титр, который должен помочь не запутаться аудитории. В нем говорится, что Гамнет и Гамлет в Англии тех времен считались одним и тем же именем. И сразу становится понятно, что в фильме речь пойдет не только о семье Шекспира, но и об одном из главных произведений британского драматурга – «Гамлете». Оно, как мы поймем ближе к финалу, корнями произрастает из той самой трагедии, вокруг которой построен сюжет этой душераздирающей драмы.
«Гамнет» сняла Хлоя Чжао, которая после триумфа на ковидной оскаровской церемонии 2020 года вместе с фильмом «Земля кочевников», стала одной из самых востребованных постановщиц в Голливуде. Чжао предсказуемо заманили в свои сети Disney и Marvel, под крылом которых она сняла меланхоличный и невнятный супергеройский блокбастер «Вечные» – не ругал его только ленивый. Чжао после выхода аккуратно в интервью давала понять, что ей не удалось избежать плотного творческого контроля со стороны начальства марвеловской киновселенной. И поэтому она не воплотила на экране все, что хотела. Правда, такие скованные профессиональные условия от Marvel и главы киноподразделения Кевина Файги давно известны в Голливуде. Поэтому Чжао должна была знать, на что шла.

И вот спустя четыре года она возвращается в авторское кино. «Гамнет» – это тихая, но полная отчаяния и страданий драма не столько о Шекспире и его «Гамлете», сколько о семье писателя. Фильм уже выиграл престижный Приз зрительских симпатий на кинофестивале в Торонто, и сейчас называется одним из самых заметных участников будущей премиальной гонке, в том числе и на «Оскаре». И почти в каждой рецензии (и в этой тоже) отмечается высокий эмоциональный надрыв картины, который способен выбить из колеи даже самого стойкого зрителя. Условно говоря, на «Гамнете» большая часть аудитории рыдает навзрыд.
Так ли это? Да.
Если вы знакомы, пусть и поверхностно, с биографией Шекспира, то знаете, что это за трагедия. Но мы ради приличия не будем спойлерить, тем более что это событие на экране действительно обрушивается на зрителя с неистовой мощью. Скажем лишь, что фильм Чжао – экранизация романа Мэгги О’Фаррелл «Hamnet», в котором это семейное горе является не просто историческим фактом, а главной причиной появления «Гамлета». Именно вокруг этого события и строится весь сюжет картины.

Две трети фильма, пока история аккуратно движется к трагедии, перед нами – спокойная и даже в какой-то степени безмятежная сельская драма о сильной женщине и ее семье. Дети Шекспира растут, его карьера набирает обороты, а Аньес является скрепляющим клеем, который не дает быту и семье рассыпаться.
Чжао, помимо зарисовок из деревенской английской жизни, также аккуратно заходит на территорию мистики и визуальных аллегорий, награждая Аньес странными и порой страшными видениями. Но до поры до времени они не выходят за рамки отголосков травмированного детства главной героини. Аньес в совсем юном возрасте от чумы потеряла мать, и это событие оставило сильнейший отпечаток на ее психике. Девушка, по легенде, опять же, была убеждена, что у нее будет двое детей и она умрет в преклонном возрасте. Сбудется и то, и другое.
Также постановщица балуется, скажем так, символизмом, но делает это несколько топорно. Больше всех по традиции достается Аньес, которая тут является символом материнства и вообще новой жизни. Здесь есть и магическое дерево, в которой героиня рожает первенца, и зловещие виды во время вторых родов и много чего еще. Кажется, что Чжао просто перебирает киношные клише в отсутствии собственной фантазии. Это не фатально, но слишком банально.

А затем Чжао обрушивает на зрителя смерть. И это событие уже подается более сложно, одновременно подчеркивая глубину семейного горя и метафоричность произошедшего. Первое бьет в цель – повторюсь, сложно представить себе родителя, который не разревется на этом моменте. Но вот визуальная образность и метафоры, которым Чжао обставляет трагедию, опять вызывают некоторые вопросы. Театральная гротескность, с которой подается горе, превращает все в почти что спектакль.
Далее наступает финал «Гамнета» – самое слабое место в фильме. И мы понимаем, почему Чжао решила показать смерть с таким надрывом и театральной помпезностью. В эндшпиле картины Аньес с братом едут в Лондон, чтобы повидаться с Уильямом, который после трагедии окончательно переехал в столицу и был занят созданием «Гамлета». Как потом узнают герои, не просто очередной комедии, а серьезной драматической пьесы, в которой угадывается нотки пережитого его семьей.

Чуть позже они оказываются в древнем театре, со сцены которого Шекспир ставит «Гамлета» и сам играет призрака отца главного героя. Наблюдая за постановкой, Аньес понимает, что муж и отец не закрылся от семьи, а наоборот сильно переживает о произошедшем.
В пересказе кажется, что финал очень даже неплох. Тем более Чжао действительно пытается органично связать ткань великого «Гамлета» с произошедшим. Но как же патетично и даже пошловато это выглядит на экране! За кадром звучит заезженный Бетховен, на зрителя густо обрушиваются цитаты из Шекспира, а вершина банальности (увы, не единственная отталкивающая сцена в финале) – эпизод с раздумывающем о самоубийстве главным героем под нетленное «Быть или не быть».

Все это в какой-то момент превращает тихий и обаятельный фильм о семейных узах в навязчивое напоминание (зачем-то) зрителю о том, что он, вообще-то, смотрит фильм о великом Шекспире и его произведении. С чрезмерным пафосом и самолюбованием, которые затмевают все остальные достижения картины.
Но некоторые плюсы не перечеркнуть. Уже сейчас можно сказать, что «Гамнет» должен сделать (если не сегодня, то ближе к «Оскару») большой звездой Джесси Бакли. У нее раннее были заметные роли и даже оскаровская номинация за картину «Незнакомая дочь». Но, кажется, то была разминка. Буквально все аналитики премиального сезона уже сейчас прочат ей победу в основной актерской женской номинации. И это будет более чем заслуженно. Именно Аньес – центр всей картины. На ее сложнейшей надрывной роли держится большинство эмоций фильма.
«Гамнет» Хлои Чжао – картина больших достоинств и больших разочарований. Это душераздирающая драма о семейных потерях, которую сильно портит неудачный вульгарный финал. Финал, где Шекспира и патетики его текстов оказывается слишком много. А хотелось бы, чтобы не было вовсе.
***
«Сны поездов»: тихий шедевр, который нельзя пропускать
«Достать ножи: Воскрешение покойника»: деревенский детектив с голливудским кастом
































